УДК 339.178(470+571)

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕГМЕНТА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ефимкин Николай Вячеславович
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию российского потребительского рынка электронной коммерции. Выявлены основные черты Интернет-потребителя (по половозрастному составу, в зависимости от места проживания и уровня дохода). Проанализирована динамика количества российских Интернет-магазинов и их суммарного товарооборота. Определены тенденции развития потребительского сектора (В2С) в России.

Ключевые слова: В2С, Интернет-магазин, Интернет-покупки, онлайн-покупатель, сегмент, товарооборот., электронная коммерция


THE DEVELOPMENT OF THE «BUSINESS-TO-CONSUMER» SEGMENT OF E-COMMERCE IN THE RUSSIA

Efimkin Nikolai Vyacheslavovich
Ogarev Mordovia State University

Abstract
This article is devoted to the study of the Russian consumer e-Commerce market. Identified the basic features of Internet consumers (by gender and age composition, depending on place of residence and income level). Analyzed the dynamics of the number of Russian Internet-shops and their total turnover. Identifies trends in the consumer sector (B2C) in Russia.

Keywords: IT-технологии


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ефимкин Н.В. Развитие потребительского сегмента электронной коммерции в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11111 (дата обращения: 03.10.2017).

В настоящее время происходит бурное развитие потребительского сегмента электронной коммерции в мире в целом и в России в частности. В силу своих характеристик данный сегмент гибок по отношению к техническим и сервисным новациям.

По некоторым оценкам электронная коммерция уже составляет более 1% ВВП России, а российские законодатели в последние годы все больше обращают внимание на регулирование онлайн-покупок, косвенно подтверждая их значимость для экономики страны [2].

Основным объектом сектора В2С является потребитель. Если в США «опыт» Интернет-покупок превышает 8 лет, то в России потребитель такого типа только начинает формироваться (около 3-х лет). По-нашему мнению, очень важным является составление портрета российского потребителя, чтобы выявить ограничения, препятствующие развитию сектора электронной коммерции В2С.

Таблица 1 – Распределение населения, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и (или) услуг, по типам поселения и половозрастным группам (октябрь 2013 года), %*

Население в возрасте               15-72 лет, всего

в том числе в возрасте, лет

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

Всего

100

6,4

15,3

18,4

15,4

13,2

9,6

8,4

6,4

4,1

2,7

мужчины

100

6,7

16,4

18,0

15,6

13,1

9,5

8,4

6,2

3,5

2,6

женщины

100

6,2

14,5

18,6

15,3

13,2

9,7

8,5

6,6

4,6

2,9

город

100

6,1

15,2

18,6

15,5

13,3

9,6

8,6

6,2

4,0

2,8

мужчины

100

6,4

16,3

18,2

15,8

13,3

9,4

8,4

6,1

3,3

2,7

женщины

100

5,9

14,4

18,9

15,3

13,4

9,7

8,8

6,3

4,5

2,9

село

100

8,2

16,1

17,0

14,5

12,1

9,7

7,3

7,8

5,0

2,3

мужчины

100

8,6

17,0

17,0

14,0

11,9

10,0

8,0

7,1

4,7

1,6

женщины

100

7,9

15,5

16,9

14,7

12,3

9,6

6,8

8,3

5,2

2,8

* по данным Федеральной службы государственной статистики [3]

Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что большая часть Интернет-покупок приходится на женщин в возрасте 25-29 лет (18,6 %) и мужчин этой же возрастной категории (18,0 %). Распределение долей населения в разрезе «город-село» равномерно, отклонения незначительны. Однако причины такого равномерного распределения различны: городское население заказывает товары или услуги через Интернет вследствие более высокого уровня жизни, сельское – потому что большая часть товаров и услуг в их местности недоступна.

Что касается уровня дохода Интернет-покупателей, то здесь зависимость прямо пропорциональная: чем выше уровень дохода, тем выше доля Интернет-покупателей (рисунок 1).

Следует отметить, что наблюдается значительная динамика количества российских Интернет-магазинов и их суммарный товарооборот (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика количества российских Интернет-магазинов и суммарного товарооборота*

Год

2011

2012

2013

Количество, тыс. ед.

25

32,5

39

Сумма, млрд. руб.

257

350

470

* по данным аналитического агентства markswebb

Количество российских Интернет-магазинов за два года увеличилось практически на 35,9 %. Товарооборот увеличился в 2 раза (на 45,3 %). Больше всего в Интернет-магазинах покупают электронику и бытовую технику (годовой товарооборот около 76,5 млрд. руб.), одежду и обувь (около 60,1 млрд. руб.), компьютеры и комплектующие (около 45,6 млрд. руб.).

Таким образом, появился еще один способ воздействия на потребителя, помимо технологии прямых продаж, продажи по телефону, продажи посредством рассылки печатных каталогов, продажи с помощью специальных телевизионных программ. Какие-то из этих технологий могут быть полностью вытеснены технологиями электронной коммерции, какие-то будут существовать параллельно. Но уже сегодня абсолютно ясно, что электронная коммерция в ближайшем будущем станет одним из важнейших инструментов маркетологов [1].

Можно сделать вывод, что сектор В2С электронной коммерции в России – динамично развивающийся и быстро наращивающий темпы продаж бизнес. Удобство и доступность – основные черты Интернет-магазинов, данные качества позволяют с каждым годом увеличивать собственную аудиторию и географический охват.


Библиографический список
  1. Долина В.М. К вопросу исследования В2В- и В2С-моделей в электронной коммерции // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3(37).
  2. Информационное агентство Markswebb [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://markswebb.ru/e-commerce/e-commerce-user-index/
  3. Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru.


Все статьи автора «Ефимкин Николай Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: