В настоящее время происходит бурное развитие потребительского сегмента электронной коммерции в мире в целом и в России в частности. В силу своих характеристик данный сегмент гибок по отношению к техническим и сервисным новациям.
По некоторым оценкам электронная коммерция уже составляет более 1% ВВП России, а российские законодатели в последние годы все больше обращают внимание на регулирование онлайн-покупок, косвенно подтверждая их значимость для экономики страны [2].
Основным объектом сектора В2С является потребитель. Если в США «опыт» Интернет-покупок превышает 8 лет, то в России потребитель такого типа только начинает формироваться (около 3-х лет). По-нашему мнению, очень важным является составление портрета российского потребителя, чтобы выявить ограничения, препятствующие развитию сектора электронной коммерции В2С.
Таблица 1 – Распределение населения, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и (или) услуг, по типам поселения и половозрастным группам (октябрь 2013 года), %*
Население в возрасте 15-72 лет, всего |
в том числе в возрасте, лет |
||||||||||
15-19 |
20-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-44 |
45-49 |
50-54 |
55-59 |
60-72 |
||
Всего |
100 |
6,4 |
15,3 |
18,4 |
15,4 |
13,2 |
9,6 |
8,4 |
6,4 |
4,1 |
2,7 |
мужчины |
100 |
6,7 |
16,4 |
18,0 |
15,6 |
13,1 |
9,5 |
8,4 |
6,2 |
3,5 |
2,6 |
женщины |
100 |
6,2 |
14,5 |
18,6 |
15,3 |
13,2 |
9,7 |
8,5 |
6,6 |
4,6 |
2,9 |
город |
100 |
6,1 |
15,2 |
18,6 |
15,5 |
13,3 |
9,6 |
8,6 |
6,2 |
4,0 |
2,8 |
мужчины |
100 |
6,4 |
16,3 |
18,2 |
15,8 |
13,3 |
9,4 |
8,4 |
6,1 |
3,3 |
2,7 |
женщины |
100 |
5,9 |
14,4 |
18,9 |
15,3 |
13,4 |
9,7 |
8,8 |
6,3 |
4,5 |
2,9 |
село |
100 |
8,2 |
16,1 |
17,0 |
14,5 |
12,1 |
9,7 |
7,3 |
7,8 |
5,0 |
2,3 |
мужчины |
100 |
8,6 |
17,0 |
17,0 |
14,0 |
11,9 |
10,0 |
8,0 |
7,1 |
4,7 |
1,6 |
женщины |
100 |
7,9 |
15,5 |
16,9 |
14,7 |
12,3 |
9,6 |
6,8 |
8,3 |
5,2 |
2,8 |
* по данным Федеральной службы государственной статистики [3]
Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что большая часть Интернет-покупок приходится на женщин в возрасте 25-29 лет (18,6 %) и мужчин этой же возрастной категории (18,0 %). Распределение долей населения в разрезе «город-село» равномерно, отклонения незначительны. Однако причины такого равномерного распределения различны: городское население заказывает товары или услуги через Интернет вследствие более высокого уровня жизни, сельское – потому что большая часть товаров и услуг в их местности недоступна.
Что касается уровня дохода Интернет-покупателей, то здесь зависимость прямо пропорциональная: чем выше уровень дохода, тем выше доля Интернет-покупателей (рисунок 1).
Следует отметить, что наблюдается значительная динамика количества российских Интернет-магазинов и их суммарный товарооборот (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика количества российских Интернет-магазинов и суммарного товарооборота*
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
Количество, тыс. ед. |
25 |
32,5 |
39 |
Сумма, млрд. руб. |
257 |
350 |
470 |
* по данным аналитического агентства markswebb
Количество российских Интернет-магазинов за два года увеличилось практически на 35,9 %. Товарооборот увеличился в 2 раза (на 45,3 %). Больше всего в Интернет-магазинах покупают электронику и бытовую технику (годовой товарооборот около 76,5 млрд. руб.), одежду и обувь (около 60,1 млрд. руб.), компьютеры и комплектующие (около 45,6 млрд. руб.).
Таким образом, появился еще один способ воздействия на потребителя, помимо технологии прямых продаж, продажи по телефону, продажи посредством рассылки печатных каталогов, продажи с помощью специальных телевизионных программ. Какие-то из этих технологий могут быть полностью вытеснены технологиями электронной коммерции, какие-то будут существовать параллельно. Но уже сегодня абсолютно ясно, что электронная коммерция в ближайшем будущем станет одним из важнейших инструментов маркетологов [1].
Можно сделать вывод, что сектор В2С электронной коммерции в России – динамично развивающийся и быстро наращивающий темпы продаж бизнес. Удобство и доступность – основные черты Интернет-магазинов, данные качества позволяют с каждым годом увеличивать собственную аудиторию и географический охват.
Библиографический список
- Долина В.М. К вопросу исследования В2В- и В2С-моделей в электронной коммерции // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3(37).
- Информационное агентство Markswebb [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://markswebb.ru/e-commerce/e-commerce-user-index/
- Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru.
Количество просмотров публикации: Please wait