ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В ТРУДАХ М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО

Шлевкова Татьяна Владиславовна
Волгоградский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики

Аннотация
В статье рассматриваются взгляды выдающегося отечественного экономиста М.И.Туган-Барановского на таможенную политику, проводимую в России в 19 столетии.

Ключевые слова: история, промышленность, таможенная политика, таможенные пошлины, таможенный тариф, фабрика


CUSTOMS POLICY IN THE WORKS MI TUGAN-BARANOVSKY

Shlevkova Tatyana Vladislavovna
Volgograd State University
candidate of economic sciences, Associate Professor of economic theory and economic policy

Abstract
The article discusses the views of an outstanding Russian Economist M. I. Tugan-Baranovsky on the customs policy in Russia in the 19 century.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Шлевкова Т.В. Таможенная политика в трудах М.И. Туган-Барановского // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/03/9069 (дата обращения: 21.02.2024).

Имя Михаила Ивановича Туган-Барановского хорошо известно не только в России, но и в других странах. Как указывал русский экономист А.Д.Билимович, он был одним из наиболее крупных представителей отечественной экономической науки [1, с. 266]. «Можно смело утверждать, – писал Н.Д.Кондратьев, – что М.И. в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению ее на востоке Европы, в России… Он стал не только вровень с эпохой, не только вровень с научно-экономической мыслью передовых стран, но он мог содействовать прогрессу ее, в силу этого он больше, чем кто-либо, способствовал тому, чтобы поставить русскую экономическую науку в ряд с европейскими…» [1, с. 3].

К сожалению, в советский период работы Туган-Барановского практически не переиздавались и не изучались. Современные читатели мало знакомы с  его научным наследием, равно как и с работами других выдающихся отечественных экономистов  – И.И.Янжула, А.И.Чупрова, И.Х.Озерова, Л.В.Ходского, А.А.Кауфмана и др. [5,6].

Ситуация  коренным образом изменилась в постсоветский период. За истекшие два десятилетия главные произведения М.И.Туган-Барановского были изданы достаточно большими тиражами и стали объектом научных исследований специалистов по истории экономической мысли.

Михаил Иванович Туган-Барановский родился в 1856 г. в Харьковской губернии. В 1888 г. он закончил физико-математический факультет Харьковского университета и получил звание кандидата естественных наук. В 1894 г. Туган-Барановский  в Московском университете получил степень магистра за книгу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияния на народную жизнь», издание которой впоследствии принесло ему известность в России и за рубежом. В 1895 г. Михаил Иванович стал приват-доцентом Петербургского университета. В 1898 г. в Московском университете он защитил докторскую диссертацию «Русская фабрика в прошлом и настоящем. История развития русской фабрики. Т.1». В 1899 г. за политическую неблагонадежность его отстранили от преподавания в Петербурге, и он вернулся на кафедру только в 1905 г.  С 1913 г. М.И.Туган-Барановский – профессор Петербургского политехнического института [3, с. 5].

М.И.Туган-Барановский оставил богатое экономическое наследие – «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», «Основы политической экономии», «Русская фабрика в прошлом и настоящем», «Периодические промышленные кризисы», «Учение о предельной полезности», «Социальные основы кооперации», «Очерки из истории политической экономии» и другие работы.

«Основы политической экономии» – поистине выдающееся произведение, с 1909 по 1918 г. выдержавшее 5 изданий в России. В 1913 г. эта работа была удостоена премии генерал-адъютанта С.А.Грейга. Отзыв на работу Туган-Барановского, необходимый для получения премии, был подготовлен  академиком  И.И.Янжулом.  Янжул, высоко оценивая «Основы» писал: «Автору разбираемой книги, следовательно, М.И.Туган-Барановскому, принадлежит честь в теоретическом учебнике наметить дальнейшие этапы, которым должна следовать русская экономическая мысль в изучении промышленной жизни в интересах создания новых оснований для нашей индустрии» [1, с. 122]. Примечательно, что  впервые премию Грейга в 1893 г. получил сам Янжул за книгу «Основные начала финансовой науки».

Другим выдающимся произведением М.И.Туган-Барановского является «Русская фабрика». В свете нынешней экономической ситуации в стране особый интерес  в этой работе представляют взгляды экономиста на промышленное развитие России и роль в нем таможенной политики.

Туган-Барановский писал: «Особенно быстрым темпом растет наша промышленность за последние десятилетия. Не подлежит сомнению, что одним из важнейших факторов этого быстрого роста является таможенная политика последнего времени» [2, с. 293].

В подтверждение этого экономист приводит следующие доводы: «Слабое развитие чугуноплавильного производства вплоть до 1887 г. и последующий быстрый рост его в значительной мере объясняются тарифными причинами. В 1887 г. значительно повышена пошлина на чугун, железо и сталь. Резкое поднятие выплавки чугуна немедленно вслед за повышением пошлины находится в несомненной связи с этой последней причиной. То же самое можно сказать и о некоторых других горнозаводских производствах, особенно каменноугольном, в котором наблюдается значительный рост добычи угля после увеличения пошлины на иностранный уголь в 1886 и 1887 г.» [2, с. 294].

В 1884 г. была установлена пошлина на иностранный каменный уголь( от ½ до 2 коп. золотом с пуда), в 1886 и 1887 гг. она была повышена и доведена в 1891 г. до 4 коп. золотом с пуда. С этого времени и начинается быстрый рост производства [4, с. 18].

В своей работе «Статистические итоги промышленного развития России» Туган-Барановский приводит следующие цифры, подтверждающие быстрый рост добычи отечественного каменного угля: в 1880 г. было получено 201 млн. пудов, 1881 г. – 213 млн., 1882 г. – 230, 1883 г.  – 243, 1884 г. – 240, 1885 г. – 261,  1886 г. – 279, 1887 г. – 277, 1888 г. – 317, 1889 г. – 379, 1890 г. – 367, 1891 г. – 381, 1892 г. – 424, 1893 г. – 465, 1894 г. – 535 млн. пудов [4, с. 18].

В то же время экономист подчеркивал, что в его задачу не входит рассмотрение и критика таможенной политики. Туган-Барановский писал: «Замечу только, что из приведенных данных было бы очень ошибочно делать огульное заключение в пользу господствующей у нас таможенной системы». Здесь следует пояснить, что с 1877 г. в российской таможенной политике начинается постепенное усиление протекционистских позиций, что привело, в конечном счете, к высокому охранительному тарифу 1891 г. «В таких сложных вопросах как связь между системой тарифа и состоянием промышленности, прежде всего, нельзя упускать из виду, что post hoc далеко еще не есть propter hoc (лат. «после этого, следовательно вследствие этого» – прим. авт.). Что протекционизм далеко не всесилен и не обладает чудодейственной силой создавать новые отрасли производства, лучшим доказательством этому служит наша промышленная история» [4, с. 18].

М.И.Туган-Барановский подчеркивал, что не только усиление таможенной охраны отечественного производства обусловило его рост, «в расширении нашей железнодорожной сети и заключается главнейшая причина развития нашей промышленности» [2, с. 295].

«Быстрый рост производства отмечается во всех отраслях промышленности. Чем же вызывается этот рост? Главнейшим моментом его явилось… коренное изменение условий транспорта под влиянием постройки сети железных дорог»,  – писал русский экономист [2, с. 295].

М.И.Туган-Барановский подчеркивал также  значение для промышленного развития  иностранных инвестиций. «Прилив иностранных капиталов и иностранной предприимчивости являются могучим стимулом нашего промышленного развития последнего времени» [2, с. 299].

Таким образом, признавая важность таможенной охраны для развития отечественного производства   М.И.Туган-Барановский призывал не идеализировать ее роли в промышленном развитии страны и указывал на ряд других важнейших факторов, обусловивших  промышленный рост в дореволюционной России.


Библиографический список
  1. Неизвестный М.И.Туган-Барановский. Спб., 2008.
  2. Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Т.1. М., 1938.
  3. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989.
  4. Туган-Барановский М.И. Статистические итоги промышленного развития России. Спб., 1898.
  5. Шлевкова Т.В. И.И.Янжул о таможенной и налоговой политике в дореволюционной России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6109 (дата обращения: 02.01.2015).
  6. Шлевкова Т.В. Экономист А.И.Чупров и тарифная политика Грязе-Царицынской железной дороги // ЭКО. 2005. № 7.  С.169-177.


Все статьи автора «Татьяна Шлевкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: