Имя Михаила Ивановича Туган-Барановского хорошо известно не только в России, но и в других странах. Как указывал русский экономист А.Д.Билимович, он был одним из наиболее крупных представителей отечественной экономической науки [1, с. 266]. «Можно смело утверждать, – писал Н.Д.Кондратьев, – что М.И. в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению ее на востоке Европы, в России… Он стал не только вровень с эпохой, не только вровень с научно-экономической мыслью передовых стран, но он мог содействовать прогрессу ее, в силу этого он больше, чем кто-либо, способствовал тому, чтобы поставить русскую экономическую науку в ряд с европейскими…» [1, с. 3].
К сожалению, в советский период работы Туган-Барановского практически не переиздавались и не изучались. Современные читатели мало знакомы с его научным наследием, равно как и с работами других выдающихся отечественных экономистов – И.И.Янжула, А.И.Чупрова, И.Х.Озерова, Л.В.Ходского, А.А.Кауфмана и др. [5,6].
Ситуация коренным образом изменилась в постсоветский период. За истекшие два десятилетия главные произведения М.И.Туган-Барановского были изданы достаточно большими тиражами и стали объектом научных исследований специалистов по истории экономической мысли.
Михаил Иванович Туган-Барановский родился в 1856 г. в Харьковской губернии. В 1888 г. он закончил физико-математический факультет Харьковского университета и получил звание кандидата естественных наук. В 1894 г. Туган-Барановский в Московском университете получил степень магистра за книгу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияния на народную жизнь», издание которой впоследствии принесло ему известность в России и за рубежом. В 1895 г. Михаил Иванович стал приват-доцентом Петербургского университета. В 1898 г. в Московском университете он защитил докторскую диссертацию «Русская фабрика в прошлом и настоящем. История развития русской фабрики. Т.1». В 1899 г. за политическую неблагонадежность его отстранили от преподавания в Петербурге, и он вернулся на кафедру только в 1905 г. С 1913 г. М.И.Туган-Барановский – профессор Петербургского политехнического института [3, с. 5].
М.И.Туган-Барановский оставил богатое экономическое наследие – «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», «Основы политической экономии», «Русская фабрика в прошлом и настоящем», «Периодические промышленные кризисы», «Учение о предельной полезности», «Социальные основы кооперации», «Очерки из истории политической экономии» и другие работы.
«Основы политической экономии» – поистине выдающееся произведение, с 1909 по 1918 г. выдержавшее 5 изданий в России. В 1913 г. эта работа была удостоена премии генерал-адъютанта С.А.Грейга. Отзыв на работу Туган-Барановского, необходимый для получения премии, был подготовлен академиком И.И.Янжулом. Янжул, высоко оценивая «Основы» писал: «Автору разбираемой книги, следовательно, М.И.Туган-Барановскому, принадлежит честь в теоретическом учебнике наметить дальнейшие этапы, которым должна следовать русская экономическая мысль в изучении промышленной жизни в интересах создания новых оснований для нашей индустрии» [1, с. 122]. Примечательно, что впервые премию Грейга в 1893 г. получил сам Янжул за книгу «Основные начала финансовой науки».
Другим выдающимся произведением М.И.Туган-Барановского является «Русская фабрика». В свете нынешней экономической ситуации в стране особый интерес в этой работе представляют взгляды экономиста на промышленное развитие России и роль в нем таможенной политики.
Туган-Барановский писал: «Особенно быстрым темпом растет наша промышленность за последние десятилетия. Не подлежит сомнению, что одним из важнейших факторов этого быстрого роста является таможенная политика последнего времени» [2, с. 293].
В подтверждение этого экономист приводит следующие доводы: «Слабое развитие чугуноплавильного производства вплоть до 1887 г. и последующий быстрый рост его в значительной мере объясняются тарифными причинами. В 1887 г. значительно повышена пошлина на чугун, железо и сталь. Резкое поднятие выплавки чугуна немедленно вслед за повышением пошлины находится в несомненной связи с этой последней причиной. То же самое можно сказать и о некоторых других горнозаводских производствах, особенно каменноугольном, в котором наблюдается значительный рост добычи угля после увеличения пошлины на иностранный уголь в 1886 и 1887 г.» [2, с. 294].
В 1884 г. была установлена пошлина на иностранный каменный уголь( от ½ до 2 коп. золотом с пуда), в 1886 и 1887 гг. она была повышена и доведена в 1891 г. до 4 коп. золотом с пуда. С этого времени и начинается быстрый рост производства [4, с. 18].
В своей работе «Статистические итоги промышленного развития России» Туган-Барановский приводит следующие цифры, подтверждающие быстрый рост добычи отечественного каменного угля: в 1880 г. было получено 201 млн. пудов, 1881 г. – 213 млн., 1882 г. – 230, 1883 г. – 243, 1884 г. – 240, 1885 г. – 261, 1886 г. – 279, 1887 г. – 277, 1888 г. – 317, 1889 г. – 379, 1890 г. – 367, 1891 г. – 381, 1892 г. – 424, 1893 г. – 465, 1894 г. – 535 млн. пудов [4, с. 18].
В то же время экономист подчеркивал, что в его задачу не входит рассмотрение и критика таможенной политики. Туган-Барановский писал: «Замечу только, что из приведенных данных было бы очень ошибочно делать огульное заключение в пользу господствующей у нас таможенной системы». Здесь следует пояснить, что с 1877 г. в российской таможенной политике начинается постепенное усиление протекционистских позиций, что привело, в конечном счете, к высокому охранительному тарифу 1891 г. «В таких сложных вопросах как связь между системой тарифа и состоянием промышленности, прежде всего, нельзя упускать из виду, что post hoc далеко еще не есть propter hoc (лат. «после этого, следовательно вследствие этого» – прим. авт.). Что протекционизм далеко не всесилен и не обладает чудодейственной силой создавать новые отрасли производства, лучшим доказательством этому служит наша промышленная история» [4, с. 18].
М.И.Туган-Барановский подчеркивал, что не только усиление таможенной охраны отечественного производства обусловило его рост, «в расширении нашей железнодорожной сети и заключается главнейшая причина развития нашей промышленности» [2, с. 295].
«Быстрый рост производства отмечается во всех отраслях промышленности. Чем же вызывается этот рост? Главнейшим моментом его явилось… коренное изменение условий транспорта под влиянием постройки сети железных дорог», – писал русский экономист [2, с. 295].
М.И.Туган-Барановский подчеркивал также значение для промышленного развития иностранных инвестиций. «Прилив иностранных капиталов и иностранной предприимчивости являются могучим стимулом нашего промышленного развития последнего времени» [2, с. 299].
Таким образом, признавая важность таможенной охраны для развития отечественного производства М.И.Туган-Барановский призывал не идеализировать ее роли в промышленном развитии страны и указывал на ряд других важнейших факторов, обусловивших промышленный рост в дореволюционной России.
Библиографический список
- Неизвестный М.И.Туган-Барановский. Спб., 2008.
- Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Т.1. М., 1938.
- Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989.
- Туган-Барановский М.И. Статистические итоги промышленного развития России. Спб., 1898.
- Шлевкова Т.В. И.И.Янжул о таможенной и налоговой политике в дореволюционной России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6109 (дата обращения: 02.01.2015).
- Шлевкова Т.В. Экономист А.И.Чупров и тарифная политика Грязе-Царицынской железной дороги // ЭКО. 2005. № 7. С.169-177.
Количество просмотров публикации: Please wait