УДК 930.1(09)

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ XVIII СТОЛЕТИЯ

Андреева Юлия Сергеевна
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
кандидат исторических наук, старший преподаватель

Аннотация
В статье рассматривается современное состояние историографии темы православно-католических отношений в России XVIII в. Дана структура историографии проблемы. Рассмотрены основные публикации. Сделан вывод о необходимости стимулирования дальнейшего изучения вопросов православно-католических связей.

Ключевые слова: историография, Православно-католические отношения, Римско-католическая Церковь, Россия в XVIII в., Русская Православная Церковь


MODERN HISTORIOGRAPHY OF ORTHODOX-CATHOLIC INTERRELATIONS IN RUSSIA IN THE 18-TH CENTURY

Andreeva Yulia Sergeevna
Southern Ural State University (National Research University)
Cand. Sc. (History), Senior Teacher

Abstract
The article considers a historiography of Orthodox-Catholic interrelations in Russia in the 18-th century, gives a structure of this historiography. The author analyzes the basic publications and concludes that is necessary to stimulate the further studying of Orthodox-Catholic communications in historical science.

Keywords: historiography, Orthodox-Catholic interrelations, Roman Catholic Church, Russia in the 18-th century, Russian Orthodox Church


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Андреева Ю.С. Современная историография православно-католических отношений в России XVIII столетия // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/8060 (дата обращения: 29.09.2017).

В связи с кризисом атеистической идеологии и философии, наступившим в результате крушения Советского Союза, интерес российских ученых к проблемам истории религий в целом, и истории межконфессиональных отношений в частности, существенно возрос. Среди опубликованных за последние два десятилетия трудов особое место занимают работы, посвященные изучению взаимоотношений Русской Православной Церкви с Римско-католической, т.к. до сих пор остро стоит проблема унии и прозелитизма на канонической территории РПЦ [1, с. 206]. Межцерковные связи изучаются в социологическом, юридическом и богословском ракурсах, однако исследование этой темы в исторической плоскости и, что особенно важно, в рамках дореволюционного периода, до сих пор происходит сравнительно редко. Разработка темы затруднена, т.к. требует больших археографических и источниковедческих изысканий для формирования источниковой базы исследования. Актуальность темы православно-католических отношений не вызывает сомнений у специалистов – как историков (светских и церковных), так и богословов [2, с. 504], но собственно исторических трудов появляется не так уж много.

Современную историографию православно-католических отношений в России XVIII столетия можно структурировать следующим образом. Во-первых, она включает в себя публикации, посвященные контактам и межцерковному диалогу РПЦ и Римско-католической, наряду с которыми затрагиваются и взаимоотношения церквей в сферах образования, богословия, административной и социальной работы. Во-вторых, историография темы охватывает труды по вопросам влияния Римско-католической церкви на православных в России. Так, историографическим фактом последних лет стали работы, раскрывающие процессы восприятия католиков и католичества русским обществом, в том числе и посвященные появлению русских прозелитов.

К работам первой категории следует отнести ставшие уже классическими труды А.В. Карташева «Очерки по истории русской церкви» [3] и И.К. Смолича «История русской церкви» [4]. Они выполнены в широких хронологических рамках, однако содержат обширные материалы по российской церковной истории XVIII в. и до сих пор остаются базовыми для ее понимания. В 1990-е и 2000-е годы предпринимались лишь отдельные попытки внести уточнения в имеющиеся представления о межцерковных связях, изложенные в книгах А.В. Карташева и И.К. Смолича. В частности, такой попыткой стала статья П.Г. Паламарчука, посвященная вопросу о связях творческого наследия Стефана Яворского с католическим богословием [5, с. 5–28]. Уточнению характера православно-католических отношений также послужили книги В.М. Живова [6] и игумена Иоанна Экономцева [7]. Тем не менее специального труда, обстоятельно раскрывающего отношения двух церквей в XVIII столетии, до сих пор нет, хотя необходимость и актуальность такого труда очевидны.

В группе работ второй категории наибольший интерес вызывают публикации о римско-католическом прозелитизме. Обращения православных в католичество – тема, которая только в последние годы обрела официальный научный статус. Долгое время она оставалась одним из сюжетов полемических историко-богословских работ и решалась в русле религиозного субъективизма. Выведение этой темы на новый уровень историко-культурологических исследований связано с публикацией обширной статьи Б.А. Успенского и А.Б. Шишкина «Тредиаковский и янсенисты» [8]. В ней известные ученые воссоздали и проанализировали широкий исторический контекст, в котором разворачивались отношения русского писателя В.К. Тредиаковского с представителями янсенистского течения в католицизме. Б.А. Успенский и А.Б. Шишкин обозначили новые аспекты православно-католических отношений в России первой половины XVIII в. Авторы обстоятельно рассмотрели политические условия функционирования Римско-католической церкви в стране, осмыслили явления межкультурной и межконфессиональной коммуникации, а также некоторые факты католического прозелитизма. Однако, как бы ни были ясно обозначены этими учеными с мировым именем перспективы дальнейшего исследования православно-католических отношений в России XVIII в., историки в подавляющем своем большинстве предпочли изучать эти отношения в рамках XIX столетия [9; 10]. Или же в очень широких хронологических границах, вписывая век Петра Великого и Екатерины II в общий контекст российской истории и даже современности [11].

На базе новых архивных источников и разнородных опубликованных материалов тема православно-католических отношений в реалиях XVIII в. активно разрабатывается А.Н. Андреевым. Впервые целый ряд вопросов восприятия католицизма и отношения к католикам в русском обществе был решен этим автором в монографии «Католицизм и общество в России XVIII в.» [12]. В ряде последующих публикаций, рассматривая историю отдельных католических общин, А.Н. Андреев тщательно проанализировал конфессиональные, политические и социокультурные связи католиков с православными россиянами, высоко оценил роль церковных объединений католиков (в первую очередь петербургских) в политической и культурной жизни страны [13; 14; 15; 16; 17]. Попутно были решены некоторые источниковедческие проблемы, обозначен круг новых источников по истории российских католиков [18]. Также были выявлены новые направления в изучении русской культуры XVIII столетия; в частности, была  установлена зависимость художественной культуры России Петровского периода от деятельности петербургских католиков [19]. Проблемы модернизации общественного сознания в России в тесной связи с отношением православных к западным христианам были рассмотрены на примере религиозных взглядов И.Т. Посошкова [20]. Отдельно изучались вопросы восприятия католиков старообрядцами и «инородцами» в России [21; 22]. В целом ряде статей, опубликованных в ведущих академических журналах, А.Н. Андреев наиболее полно на сегодняшний день осветил прозелитическую работу Римско-католической церкви, определив ее результаты [23; 24; 25].

Исследование православно-католических взаимоотношений в России XVIII в., конечно же, далеко от своего завершения. Однако итоги новейших изысканий в данной области, представленные в отмеченных публикациях, требуют пересмотра существующих еще с начала прошлого века научных положений и гипотез. Своей источниковой базой и теоретическими разработками они должны стимулировать новые исследования, тем самым подготавливая в будущем появление новых обобщающих трудов по истории Римско-католической и Русской Православной Церквей.


Библиографический список
  1. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // Церковь и время. 2001. № 1. С. 190–220.
  2. Прот. Максим Козлов, Огицкий Д.П. Западное христианство: взгляд с Востока. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 608 с.
  3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М.: Эксмо, 2006. Т. 2. 816 с.
  4. Смолич И.К. История русской церкви. 1700–1917. // История Русской Церкви в 9-ти книгах. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996–1997. Кн. 8. Ч. 1–2. 799 с.
  5. Паламарчук П.Г. Прямой наследник патриархов // Яворский С. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах: Творения преосвященного Стефана Яворского. М.: Паломник, 1999. С. 5–28.
  6. Живов В.М. Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 360 с.
  7. Экономцев И.Н., игумен. Православие. Византия. Россия: сборник статей. М.: Христианская литература, 1992. 233 с.
  8. Успенский Б.А., Шишкин А.Б. Тредиаковский и янсенисты // Символ: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. Париж, 1990. № 23. С. 105–264.
  9. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 182 с.
  10. Бахметьева Т. Русский католицизм первой четверти XIX в.: новый взгляд // Религиоведение. 2005. № 4. С. 30–41.
  11. Августин (Никитин), архим. Православный Петербург в записках иностранцев. СПб.: Журнал НЕВА, 1995. 224 c.
  12. Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 393 с.
  13. Андреев А.Н. Римские католики в Петербурге при Петре Великом и их участие в общественной жизни России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. Т. 13. № 2. С. 77–83.
  14. Андреев А.Н. Католики Трезини в России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 (31). С. 5.
  15. Андреев А.Н. Конфессиональная жизнь петербургских католиков в XVIII столетии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2014. Т. 14. № 1. С. 6–14.
  16. Андреев А.Н. Доминико Трезини – староста римско-католического прихода в Санкт-Петербурге // Российская история. 2014. № 4. С. 126–138.
  17. Андреев А.Н. Католический приход Петербурга в XVIII в. // Вопросы истории. 2014. № 10. С. 148–160.
  18. Андреев А.Н. Источники для изучения деятельности римско-католических общин Петербурга в XVIII столетии // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 12. Вып. 55 (История). С. 74–82.
  19. Андреев А.Н., Андреева Ю.С. Католическая составляющая в творчестве Доминико Трезини: к постановке проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. Т. 13. Вып. 1. С. 94–99.
  20. Андреев А.Н., Андреева Ю.С. Западнохристианское «зловерие» во взглядах И.Т. Посошкова // XVIII век. СПб.: Наука, 2011. Сб. 26. С. 20–35.
  21. Андреев А.Н. Западноевропейские вероисповедания и русские старообрядцы в XVIII в. // Вопросы истории. 2010. № 5. С. 98–109.
  22. Андреев А.Н. Российские «инородцы» в XVIII веке и западно-христианское влияние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. № 28. Вып. 15. С. 6–11.
  23. Андреев А.Н. Русский иезуит А.Ю. Ладыженский: неисследованная страница в истории русского католицизма XVIII столетия // Отечественная история. 2008. № 3. С. 143–154.
  24. Андреев А.Н. Обращение в католицизм семейства И.П. Долгоруковой // Вопросы истории. 2009. № 3. С. 100–113.
  25. Андреев А.Н. Конфессиональное влияние французской эмиграции на русское дворянство в конце XVIII – начале XIX в. (по мемуарам В.Н. Головиной) // Российская история. 2010. № 2. С. 81–91.


Все статьи автора «Андреева Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: