UDC 930.1(09)

MODERN HISTORIOGRAPHY OF ORTHODOX-CATHOLIC INTERRELATIONS IN RUSSIA IN THE 18-TH CENTURY

Andreeva Yulia Sergeevna
Southern Ural State University (National Research University)
Cand. Sc. (History), Senior Teacher

Abstract
The article considers a historiography of Orthodox-Catholic interrelations in Russia in the 18-th century, gives a structure of this historiography. The author analyzes the basic publications and concludes that is necessary to stimulate the further studying of Orthodox-Catholic communications in historical science.

Keywords: historiography, Orthodox-Catholic interrelations, Roman Catholic Church, Russia in the 18-th century, Russian Orthodox Church


Category: History

Article reference:
Modern historiography of Orthodox-Catholic interrelations in Russia in the 18-th century // Humanities scientific researches. 2014. № 10 [Electronic journal]. URL: https://human.snauka.ru/en/2014/10/8060

View this article in Russian

Sorry, this article is only available in Русский.



Artice view count: Please wait

All articles of author «Андреева Юлия Сергеевна»


© If you have found a violation of copyrights please notify us immediately by e-mail or feedback form.

Contact author (comments/reviews)

3 comments to “Modern historiography of Orthodox-Catholic interrelations in Russia in the 18-th century”

  1. 24.10.2019 at 05:47

    Прочитал Ваши статьи о Луи Каравак на другом сайте.

    Луи Каравак изнанка жизни.
    Прадед Луи – Микела́нджело Меризи да Карава́джо.
    Прабабушка спасаясь от чумы перевезла деда в Испанию.
    Отец Луи работал на верфи вместе с сыновьями, был архитектором Марселя. Родственник был назначен главным архитектором в Париже и перевез отца Луи с детьми в Париж. Отец Луи был даже приглашен на совещании «о образовании ?» и виделся там с королем, чем гордился. Правописание в то время было не на высоте и окончание фамилии изменилось.
    Но у итальянцев, а позже французов своя родословная и свои данные…
    Луи работал на верфи в Марселе потом окончил академию художеств в Париже. Во время визита Петра 1 был нанят художником в Россию на три года. Так француз или испанец или итальянец попал в Россию гасконцем :).
    По прибытии в Россию, первоначально при подписи картин Луи тоже изменил уже утвердившуюся фамилию во Франции, латинскую букву V на кириллицу В.
    При путешествии Петра1 в Астрахань 1722г., Луи рисовал портреты сопровождающих Петра дворян.
    Получилось так, что Луи спас тонущую дочь Петра. Петр вызвал спасителя к себе и уверенный, что в его сопровождении только лейбгвардия, объявил о присвоении рядовому внеочередного звания сержанта. Петру объяснили, что спасший его дочь простой художник, и показали его портреты. От своих слов Петр не отказался и приҫоил звание сержанта Ляксею Гребенкину, так он прочитал подпись на портретах, приняв Са за G (или Г была модной от немецкого языка) и не дочитав вензеля до конца, а в России был известен род однодворцев Гребенкиных. Жена Петра после этого подарила Луи деньги, Петр же узнав о этом по прибытии в СПб подарил Луи дом. С тех пор Луи под мирским именем Алексея Гребенкина начал службу сержантом в лейбгвардии гренадерском полку, кроме работы художником. Гренадерский – по русски гранатометный, разрабатывались малые ядра, которые можно было далеко кинуть. Подбирался их вес, для дальности броска, а так же длина бикфордового шнура, чтобы при падении противнику не было времени его затушить. Короче + риск. Звание полковника лейбгвардии (приравнивалось к генералу армии), Луи получил заслуженно, дослужившись до него с сержанта, думаю этим можно гордиться. Если брать во внимание звание полковника написанное Собко Н.П., то именно в Астрахане Луи принес присягу России. В принципе, исходя из этого, можно понять значение Луи при дворе и благосклонность императриц до конца его дней. В том, что он и его жена были близки с царствующими особами, нет возражений, но посоветовать выйти замуж это одно, а вот передавать любовные записки… Луи отказался. Прав или нет, не нам судить, даже включая мнения его современников. Многие из них просто завидовали Луи, так как его годовой доход в лучшие годы был более чем доход многих других дворян. Луи не только оформлял церкви в СПб, но и за деньги писал иконы для храмов других городов, за что был тоже наказан, так как не имел право работы на сторону. Написание икон даже в нынешнее время накладывает на художника, много дополнительных религиозных требований. Среди работ Луи есть и корабли и пейзажи неизвестные широкой публике. Один из пейзажев был продан его сыном соседу помещику и висел в советское время в музее на территории Украины с надписью неизвестный художник 18 века.
    Жена Луи, Симон и отстранение от церкви.
    У Григория Грабянки (украинского летописца) на дальнем хуторе родилась дочь. Когда она подросла, Григорий в поездку в Москву взял ее с собой. Прибыв в Москву на обозе он был арестован стрельцами Петра, дочь же сбежала не представляя большой опасности. Пробегая мимо церкви ее увидели выходящий оттуда Луи Каравак и Бирон, но также ее увидела какая-то помещица. Помещица хотела силой посадить ее в карету, но Луи с другом вступился и забрал ее с собой. Вечером этого же дня Луи (Алексей Гребенкин) был арестован и просидел в тюрьме три дня доказывая, что он подданный другой страны и проживает на французской стороне Васильевском острове, пока его друг не замял дело. По прибытию в СПб Луи узнал что у соседей умерла дочь, он объяснил ситуацию и взял ее документы, так Фекла Грабянка стала Симон. Петру доложили, что Луи укрыл дочь Грабянки и он посетил Луи в его доме. Венчались они тайно в другой церкви. Но как человек верующий, Луи на исповеди все рассказал Пастеру, за что и был прилюдно отстранен от церкви, без объяснения причин.
    Наследие.
    Портрет венгерского мальчика, Луи рисовал со своего сына Ивана, после причисления его в венгерский гусарский полк. Так же есть недошедший до настоящего времени портрет белокурой девушки, который видели позже в доме его потомков, это его жена. Сыновей Луи было трое Ioan, Karl и Batist ( русские же Иван, Карп и Василий), все крещеные, в детстве были приписаны в полк по месту службы отца.
    Потомки Луи также сами как он добивались признания в обществе, среди них можно увидеть полковников, генерала, поэта, действительного статского советника и др.
    Подводя итоги можно сказать, что Луи был жизнедеятельным человеком и много сделал для России.

    P.S. Простые легенды, дошедшие до наших дней… Исходя из слова «полковник» можно предположить, что Ваши статьи раскрывают жизнь и характер внешней стороны айсберга личности, а именно творческого псевдонима француза католика Луи Каравака, но не истинной, христианской, военной, мирской, уже русской его жизни и характера.

    • 26.10.2019 at 06:47

      Здравствуйте! Хотелось бы ссылок на источники, а то опять какие-то конспиративные теории. Была бы признательна хоть за одну ссылку, проверила бы.

  2. 28.10.2019 at 08:26

    …принадлежитъ кисти известнаго во времена Петра 1 Каравака (Караваджiо)…стр.154
    Путеводитель по Петергофу к 200-летию Петергофа. Измайлов М. М. – Санкт-Петербург 1909
    … (быть может, предки его происходили из города Каравак…в Испании…стр484
    Русский биографический словарь. Половцев А.А.-1897.
    …Людовик Каравак, судя по фамилии, должен быть испанского происхождения….стр.139
    Исторический вестник – Санкт-Петербург 1882 т8 Собко Н.П.
    …Богородицы, что подлѣ царскихъ дверей, у итальянскаго живописца Каравака, которому Петръ заказалъ эти иконы для Петропавловскаго собора въ Петербургѣ….стр.324
    Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). – 1-е посмерт. полн. изд., доп., свер. и вновь просмотр. по рукописям. Т. 1-14. – Санкт-Петербург 14 т. 1898
    …в мае 1722г. …при чем Каравак получил, сверх путевых издержек и платы за материалы, еще по 100 р. За самое исполнение портретов, да кроме того Царь велел отдать ему деревянный дом, в котором он жил, во Французской улице….стр485
    Русский биографический словарь. Половцев А.А.-1897.
    о отце Калльо как человеке
    …стр.530-531
    Полное собрание сочинений т3 1911г. Петр Великий – воспитание, личность, дело – К.Валишевский
    ….у полковника и придворнаго живописца господина Каравака …. Стр.281
    Материалы для истории Императорской академии наук. – Санкт-Петербург 1885
    Т. 7: (1744-1745). – 1895. – 818, [4] с
    …через Бирона выхлопотал себе титул придворного живописца и полковничий чин, которым непомерно гордился…стр.145
    Исторический вестник – Санкт-Петербург 1882 т8 Собко Н.П.

    …полковник, полковник, полковник… конспиративная теория.

    Портрет мальчика в охотничьем костюме
    …Также, возможно на картине изображен один из сыновей Каравака – Иоанн.
    интернет 

Write comment

You must authorise to write a comment.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Register