СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ XVIII СТОЛЕТИЯ

Андреева Юлия Сергеевна
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
кандидат исторических наук, старший преподаватель

Аннотация
В статье рассматривается современное состояние историографии темы православно-католических отношений в России XVIII в. Дана структура историографии проблемы. Рассмотрены основные публикации. Сделан вывод о необходимости стимулирования дальнейшего изучения вопросов православно-католических связей.

Ключевые слова: историография, Православно-католические отношения, Римско-католическая Церковь, Россия в XVIII в., Русская Православная Церковь


MODERN HISTORIOGRAPHY OF ORTHODOX-CATHOLIC INTERRELATIONS IN RUSSIA IN THE 18-TH CENTURY

Andreeva Yulia Sergeevna
Southern Ural State University (National Research University)
Cand. Sc. (History), Senior Teacher

Abstract
The article considers a historiography of Orthodox-Catholic interrelations in Russia in the 18-th century, gives a structure of this historiography. The author analyzes the basic publications and concludes that is necessary to stimulate the further studying of Orthodox-Catholic communications in historical science.

Keywords: historiography, Orthodox-Catholic interrelations, Roman Catholic Church, Russia in the 18-th century, Russian Orthodox Church


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Андреева Ю.С. Современная историография православно-католических отношений в России XVIII столетия // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/8060 (дата обращения: 22.02.2024).

В связи с кризисом атеистической идеологии и философии, наступившим в результате крушения Советского Союза, интерес российских ученых к проблемам истории религий в целом, и истории межконфессиональных отношений в частности, существенно возрос. Среди опубликованных за последние два десятилетия трудов особое место занимают работы, посвященные изучению взаимоотношений Русской Православной Церкви с Римско-католической, т.к. до сих пор остро стоит проблема унии и прозелитизма на канонической территории РПЦ [1, с. 206]. Межцерковные связи изучаются в социологическом, юридическом и богословском ракурсах, однако исследование этой темы в исторической плоскости и, что особенно важно, в рамках дореволюционного периода, до сих пор происходит сравнительно редко. Разработка темы затруднена, т.к. требует больших археографических и источниковедческих изысканий для формирования источниковой базы исследования. Актуальность темы православно-католических отношений не вызывает сомнений у специалистов – как историков (светских и церковных), так и богословов [2, с. 504], но собственно исторических трудов появляется не так уж много.

Современную историографию православно-католических отношений в России XVIII столетия можно структурировать следующим образом. Во-первых, она включает в себя публикации, посвященные контактам и межцерковному диалогу РПЦ и Римско-католической, наряду с которыми затрагиваются и взаимоотношения церквей в сферах образования, богословия, административной и социальной работы. Во-вторых, историография темы охватывает труды по вопросам влияния Римско-католической церкви на православных в России. Так, историографическим фактом последних лет стали работы, раскрывающие процессы восприятия католиков и католичества русским обществом, в том числе и посвященные появлению русских прозелитов.

К работам первой категории следует отнести ставшие уже классическими труды А.В. Карташева «Очерки по истории русской церкви» [3] и И.К. Смолича «История русской церкви» [4]. Они выполнены в широких хронологических рамках, однако содержат обширные материалы по российской церковной истории XVIII в. и до сих пор остаются базовыми для ее понимания. В 1990-е и 2000-е годы предпринимались лишь отдельные попытки внести уточнения в имеющиеся представления о межцерковных связях, изложенные в книгах А.В. Карташева и И.К. Смолича. В частности, такой попыткой стала статья П.Г. Паламарчука, посвященная вопросу о связях творческого наследия Стефана Яворского с католическим богословием [5, с. 5–28]. Уточнению характера православно-католических отношений также послужили книги В.М. Живова [6] и игумена Иоанна Экономцева [7]. Тем не менее специального труда, обстоятельно раскрывающего отношения двух церквей в XVIII столетии, до сих пор нет, хотя необходимость и актуальность такого труда очевидны.

В группе работ второй категории наибольший интерес вызывают публикации о римско-католическом прозелитизме. Обращения православных в католичество – тема, которая только в последние годы обрела официальный научный статус. Долгое время она оставалась одним из сюжетов полемических историко-богословских работ и решалась в русле религиозного субъективизма. Выведение этой темы на новый уровень историко-культурологических исследований связано с публикацией обширной статьи Б.А. Успенского и А.Б. Шишкина «Тредиаковский и янсенисты» [8]. В ней известные ученые воссоздали и проанализировали широкий исторический контекст, в котором разворачивались отношения русского писателя В.К. Тредиаковского с представителями янсенистского течения в католицизме. Б.А. Успенский и А.Б. Шишкин обозначили новые аспекты православно-католических отношений в России первой половины XVIII в. Авторы обстоятельно рассмотрели политические условия функционирования Римско-католической церкви в стране, осмыслили явления межкультурной и межконфессиональной коммуникации, а также некоторые факты католического прозелитизма. Однако, как бы ни были ясно обозначены этими учеными с мировым именем перспективы дальнейшего исследования православно-католических отношений в России XVIII в., историки в подавляющем своем большинстве предпочли изучать эти отношения в рамках XIX столетия [9; 10]. Или же в очень широких хронологических границах, вписывая век Петра Великого и Екатерины II в общий контекст российской истории и даже современности [11].

На базе новых архивных источников и разнородных опубликованных материалов тема православно-католических отношений в реалиях XVIII в. активно разрабатывается А.Н. Андреевым. Впервые целый ряд вопросов восприятия католицизма и отношения к католикам в русском обществе был решен этим автором в монографии «Католицизм и общество в России XVIII в.» [12]. В ряде последующих публикаций, рассматривая историю отдельных католических общин, А.Н. Андреев тщательно проанализировал конфессиональные, политические и социокультурные связи католиков с православными россиянами, высоко оценил роль церковных объединений католиков (в первую очередь петербургских) в политической и культурной жизни страны [13; 14; 15; 16; 17]. Попутно были решены некоторые источниковедческие проблемы, обозначен круг новых источников по истории российских католиков [18]. Также были выявлены новые направления в изучении русской культуры XVIII столетия; в частности, была  установлена зависимость художественной культуры России Петровского периода от деятельности петербургских католиков [19]. Проблемы модернизации общественного сознания в России в тесной связи с отношением православных к западным христианам были рассмотрены на примере религиозных взглядов И.Т. Посошкова [20]. Отдельно изучались вопросы восприятия католиков старообрядцами и «инородцами» в России [21; 22]. В целом ряде статей, опубликованных в ведущих академических журналах, А.Н. Андреев наиболее полно на сегодняшний день осветил прозелитическую работу Римско-католической церкви, определив ее результаты [23; 24; 25].

Исследование православно-католических взаимоотношений в России XVIII в., конечно же, далеко от своего завершения. Однако итоги новейших изысканий в данной области, представленные в отмеченных публикациях, требуют пересмотра существующих еще с начала прошлого века научных положений и гипотез. Своей источниковой базой и теоретическими разработками они должны стимулировать новые исследования, тем самым подготавливая в будущем появление новых обобщающих трудов по истории Римско-католической и Русской Православной Церквей.


Библиографический список
  1. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // Церковь и время. 2001. № 1. С. 190–220.
  2. Прот. Максим Козлов, Огицкий Д.П. Западное христианство: взгляд с Востока. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 608 с.
  3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М.: Эксмо, 2006. Т. 2. 816 с.
  4. Смолич И.К. История русской церкви. 1700–1917. // История Русской Церкви в 9-ти книгах. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996–1997. Кн. 8. Ч. 1–2. 799 с.
  5. Паламарчук П.Г. Прямой наследник патриархов // Яворский С. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах: Творения преосвященного Стефана Яворского. М.: Паломник, 1999. С. 5–28.
  6. Живов В.М. Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 360 с.
  7. Экономцев И.Н., игумен. Православие. Византия. Россия: сборник статей. М.: Христианская литература, 1992. 233 с.
  8. Успенский Б.А., Шишкин А.Б. Тредиаковский и янсенисты // Символ: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. Париж, 1990. № 23. С. 105–264.
  9. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 182 с.
  10. Бахметьева Т. Русский католицизм первой четверти XIX в.: новый взгляд // Религиоведение. 2005. № 4. С. 30–41.
  11. Августин (Никитин), архим. Православный Петербург в записках иностранцев. СПб.: Журнал НЕВА, 1995. 224 c.
  12. Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 393 с.
  13. Андреев А.Н. Римские католики в Петербурге при Петре Великом и их участие в общественной жизни России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. Т. 13. № 2. С. 77–83.
  14. Андреев А.Н. Католики Трезини в России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 (31). С. 5.
  15. Андреев А.Н. Конфессиональная жизнь петербургских католиков в XVIII столетии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2014. Т. 14. № 1. С. 6–14.
  16. Андреев А.Н. Доминико Трезини – староста римско-католического прихода в Санкт-Петербурге // Российская история. 2014. № 4. С. 126–138.
  17. Андреев А.Н. Католический приход Петербурга в XVIII в. // Вопросы истории. 2014. № 10. С. 148–160.
  18. Андреев А.Н. Источники для изучения деятельности римско-католических общин Петербурга в XVIII столетии // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 12. Вып. 55 (История). С. 74–82.
  19. Андреев А.Н., Андреева Ю.С. Католическая составляющая в творчестве Доминико Трезини: к постановке проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. Т. 13. Вып. 1. С. 94–99.
  20. Андреев А.Н., Андреева Ю.С. Западнохристианское «зловерие» во взглядах И.Т. Посошкова // XVIII век. СПб.: Наука, 2011. Сб. 26. С. 20–35.
  21. Андреев А.Н. Западноевропейские вероисповедания и русские старообрядцы в XVIII в. // Вопросы истории. 2010. № 5. С. 98–109.
  22. Андреев А.Н. Российские «инородцы» в XVIII веке и западно-христианское влияние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. № 28. Вып. 15. С. 6–11.
  23. Андреев А.Н. Русский иезуит А.Ю. Ладыженский: неисследованная страница в истории русского католицизма XVIII столетия // Отечественная история. 2008. № 3. С. 143–154.
  24. Андреев А.Н. Обращение в католицизм семейства И.П. Долгоруковой // Вопросы истории. 2009. № 3. С. 100–113.
  25. Андреев А.Н. Конфессиональное влияние французской эмиграции на русское дворянство в конце XVIII – начале XIX в. (по мемуарам В.Н. Головиной) // Российская история. 2010. № 2. С. 81–91.


Все статьи автора «Андреева Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

3 комментариев к “Современная историография православно-католических отношений в России XVIII столетия”

  1. 24.10.2019 в 05:47

    Прочитал Ваши статьи о Луи Каравак на другом сайте.

    Луи Каравак изнанка жизни.
    Прадед Луи – Микела́нджело Меризи да Карава́джо.
    Прабабушка спасаясь от чумы перевезла деда в Испанию.
    Отец Луи работал на верфи вместе с сыновьями, был архитектором Марселя. Родственник был назначен главным архитектором в Париже и перевез отца Луи с детьми в Париж. Отец Луи был даже приглашен на совещании «о образовании ?» и виделся там с королем, чем гордился. Правописание в то время было не на высоте и окончание фамилии изменилось.
    Но у итальянцев, а позже французов своя родословная и свои данные…
    Луи работал на верфи в Марселе потом окончил академию художеств в Париже. Во время визита Петра 1 был нанят художником в Россию на три года. Так француз или испанец или итальянец попал в Россию гасконцем :).
    По прибытии в Россию, первоначально при подписи картин Луи тоже изменил уже утвердившуюся фамилию во Франции, латинскую букву V на кириллицу В.
    При путешествии Петра1 в Астрахань 1722г., Луи рисовал портреты сопровождающих Петра дворян.
    Получилось так, что Луи спас тонущую дочь Петра. Петр вызвал спасителя к себе и уверенный, что в его сопровождении только лейбгвардия, объявил о присвоении рядовому внеочередного звания сержанта. Петру объяснили, что спасший его дочь простой художник, и показали его портреты. От своих слов Петр не отказался и приҫоил звание сержанта Ляксею Гребенкину, так он прочитал подпись на портретах, приняв Са за G (или Г была модной от немецкого языка) и не дочитав вензеля до конца, а в России был известен род однодворцев Гребенкиных. Жена Петра после этого подарила Луи деньги, Петр же узнав о этом по прибытии в СПб подарил Луи дом. С тех пор Луи под мирским именем Алексея Гребенкина начал службу сержантом в лейбгвардии гренадерском полку, кроме работы художником. Гренадерский – по русски гранатометный, разрабатывались малые ядра, которые можно было далеко кинуть. Подбирался их вес, для дальности броска, а так же длина бикфордового шнура, чтобы при падении противнику не было времени его затушить. Короче + риск. Звание полковника лейбгвардии (приравнивалось к генералу армии), Луи получил заслуженно, дослужившись до него с сержанта, думаю этим можно гордиться. Если брать во внимание звание полковника написанное Собко Н.П., то именно в Астрахане Луи принес присягу России. В принципе, исходя из этого, можно понять значение Луи при дворе и благосклонность императриц до конца его дней. В том, что он и его жена были близки с царствующими особами, нет возражений, но посоветовать выйти замуж это одно, а вот передавать любовные записки… Луи отказался. Прав или нет, не нам судить, даже включая мнения его современников. Многие из них просто завидовали Луи, так как его годовой доход в лучшие годы был более чем доход многих других дворян. Луи не только оформлял церкви в СПб, но и за деньги писал иконы для храмов других городов, за что был тоже наказан, так как не имел право работы на сторону. Написание икон даже в нынешнее время накладывает на художника, много дополнительных религиозных требований. Среди работ Луи есть и корабли и пейзажи неизвестные широкой публике. Один из пейзажев был продан его сыном соседу помещику и висел в советское время в музее на территории Украины с надписью неизвестный художник 18 века.
    Жена Луи, Симон и отстранение от церкви.
    У Григория Грабянки (украинского летописца) на дальнем хуторе родилась дочь. Когда она подросла, Григорий в поездку в Москву взял ее с собой. Прибыв в Москву на обозе он был арестован стрельцами Петра, дочь же сбежала не представляя большой опасности. Пробегая мимо церкви ее увидели выходящий оттуда Луи Каравак и Бирон, но также ее увидела какая-то помещица. Помещица хотела силой посадить ее в карету, но Луи с другом вступился и забрал ее с собой. Вечером этого же дня Луи (Алексей Гребенкин) был арестован и просидел в тюрьме три дня доказывая, что он подданный другой страны и проживает на французской стороне Васильевском острове, пока его друг не замял дело. По прибытию в СПб Луи узнал что у соседей умерла дочь, он объяснил ситуацию и взял ее документы, так Фекла Грабянка стала Симон. Петру доложили, что Луи укрыл дочь Грабянки и он посетил Луи в его доме. Венчались они тайно в другой церкви. Но как человек верующий, Луи на исповеди все рассказал Пастеру, за что и был прилюдно отстранен от церкви, без объяснения причин.
    Наследие.
    Портрет венгерского мальчика, Луи рисовал со своего сына Ивана, после причисления его в венгерский гусарский полк. Так же есть недошедший до настоящего времени портрет белокурой девушки, который видели позже в доме его потомков, это его жена. Сыновей Луи было трое Ioan, Karl и Batist ( русские же Иван, Карп и Василий), все крещеные, в детстве были приписаны в полк по месту службы отца.
    Потомки Луи также сами как он добивались признания в обществе, среди них можно увидеть полковников, генерала, поэта, действительного статского советника и др.
    Подводя итоги можно сказать, что Луи был жизнедеятельным человеком и много сделал для России.

    P.S. Простые легенды, дошедшие до наших дней… Исходя из слова «полковник» можно предположить, что Ваши статьи раскрывают жизнь и характер внешней стороны айсберга личности, а именно творческого псевдонима француза католика Луи Каравака, но не истинной, христианской, военной, мирской, уже русской его жизни и характера.

  2. 28.10.2019 в 08:26

    …принадлежитъ кисти известнаго во времена Петра 1 Каравака (Караваджiо)…стр.154
    Путеводитель по Петергофу к 200-летию Петергофа. Измайлов М. М. – Санкт-Петербург 1909
    … (быть может, предки его происходили из города Каравак…в Испании…стр484
    Русский биографический словарь. Половцев А.А.-1897.
    …Людовик Каравак, судя по фамилии, должен быть испанского происхождения….стр.139
    Исторический вестник – Санкт-Петербург 1882 т8 Собко Н.П.
    …Богородицы, что подлѣ царскихъ дверей, у итальянскаго живописца Каравака, которому Петръ заказалъ эти иконы для Петропавловскаго собора въ Петербургѣ….стр.324
    Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). – 1-е посмерт. полн. изд., доп., свер. и вновь просмотр. по рукописям. Т. 1-14. – Санкт-Петербург 14 т. 1898
    …в мае 1722г. …при чем Каравак получил, сверх путевых издержек и платы за материалы, еще по 100 р. За самое исполнение портретов, да кроме того Царь велел отдать ему деревянный дом, в котором он жил, во Французской улице….стр485
    Русский биографический словарь. Половцев А.А.-1897.
    о отце Калльо как человеке
    …стр.530-531
    Полное собрание сочинений т3 1911г. Петр Великий – воспитание, личность, дело – К.Валишевский
    ….у полковника и придворнаго живописца господина Каравака …. Стр.281
    Материалы для истории Императорской академии наук. – Санкт-Петербург 1885
    Т. 7: (1744-1745). – 1895. – 818, [4] с
    …через Бирона выхлопотал себе титул придворного живописца и полковничий чин, которым непомерно гордился…стр.145
    Исторический вестник – Санкт-Петербург 1882 т8 Собко Н.П.

    …полковник, полковник, полковник… конспиративная теория.

    Портрет мальчика в охотничьем костюме
    …Также, возможно на картине изображен один из сыновей Каравака – Иоанн.
    интернет 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: