СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ СТАНЦИЙ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тарасова Татьяна Викторовна
Пензенский государственный технологический университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики

Аннотация
Статья раскрывает особенности становления, развития и ликвидации машинно-тракторных станций в Пензенской области. Основное внимание в работе уделяется анализу материально-технической базы крестьянских хозяйств. Проведенное исследование показывает, что в условиях дефицита финансовых ресурсов и техники машинно-тракторные станции явились той формой концентрации производства и капитала, которая способствовала созданию необходимых условий для вывода сельского хозяйства из кризисного состояния.

Ключевые слова: агросервис, комитет взаимопомощи, машинно-тракторная станция, машинное товарищество, машиноснабжение, механизация, паевой взнос, ремонтно-технические станции., сельскохозяйственная артель


FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MACHINE-TRACTOR STATIONS IN THE PENZA REGION

Tarasova Tatyana Viktorovna
Penza state technological university
Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of applied economy

Abstract
The article reveals the peculiarities of formation, development and the eradication of the MTS in the Penza region. The focus of the work is given to the analysis of material and technical base of farms. The study shows that the shortage of financial resources and technology of machine-tractor stations were of the form of the concentration of production and capital, which contributed to the creation of the necessary conditions for the withdrawal of agriculture from the crisis.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Тарасова Т.В. Становление и развитие машинно-тракторных станций в Пензенской области // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/08/7608 (дата обращения: 22.02.2024).

Во времена Российской империи и при советской власти вопросы сельского хозяйства являлись важнейшими для нашего государства. Аграрные преобразования способствовали развитию экономики, обеспечению населения продуктами, а в лучшие времена – и успешному сельскохозяйственному экспорту. Различные формы хозяйствования прошли испытания временем.

Одной из форм технического обеспечения аграрного сектора до конца 1950-х годов являлись машинно-тракторные станции (МТС). Три десятилетия они способствовали решению непростых задач ускоренной модернизации страны, успешно доказав свою жизнеспособность. Обратившись к истории, можно увидеть многое и своевременно избежать ошибок прошлого.

Развитие комплексной механизации сельского хозяйства Пензенской губернии происходило постепенно. Нехватка своей земли заставляла крестьян идти в зависимость к местным землевладельцам и лесопромышленникам. Основными видами «механизации» являлись соха, деревянная борона, грабли и вилы. Не имея своих семян, приходилось приобретать их на рынке. Минеральных удобрений не знали и не применяли. Истощенные почвы и плохая организация производства способствовали невысокой урожайности. Сбор зерновых составлял 35-40 пудов с десятины.

До революции треть хозяйств не имела лошадей, столько же хозяйств не имели коров. Во избежание полного разорения был найден выход в совместной обработке земли. После Октябрьской революции в с. Старая Андреевка Неверкинского района был организован комитет взаимопомощи, который получил 10 га земли для общественной обработки, урожай с которых предназначался для помощи нуждающимся. В 1922 году крестьяне организовали машинное товарищество. Оно имело сеялки, косилки, молотилки и др. сельскохозяйственную технику, покупка которой была не под силу отдельным крестьянам. За небольшую плату этими машинами мог воспользоваться любой желающий [1, с. 19]. Но земля, как и прежде, была поделена на мелкие полоски, на которых было трудно использовать сложные сельскохозяйственные машины. Кроме того, развитию машинного товарищества мешали местные кулаки, которые портили технику и угрожали сельским активистам [2, с. 14] .

Появление тракторов и новых сельскохозяйственных машин создало предпосылки для создания крупного артельного хозяйства. В 1927 году было организовано товарищество по совместной обработке земли, куда вошли 50 хозяйств губернии. Товарищество поставило перед собой задачу – обратить в пашню пустующие земли и построить высокопроизводительное сельское хозяйство на коллективных началах. В 1927 году начали раскорчевку поймы, ее расчистку и распашку. Урожай собирали по 120-150 пудов с гектара. Пример работы товарищества по совместной обработке земли убедил крестьян в целесообразности коллективного хозяйства, и в 1929 году была образована сельскохозяйственная артель «Трудовик» [3, с. 2].

С каждым годом возрастал спрос на сельскохозяйственную технику. Так, если в 1926 году в Пензенской губернии было продано машин на 1 млн. рублей, то в 1927 году – на 1,5 млн. рублей. Но все же, основная масса крестьянства Пензенской губернии была снабжена сельскохозяйственной техникой очень слабо. В 1928 году в сельскохозяйственных кооперативах имелось всего 93 трактора. На каждую тысячу хозяйств приходилось 176 плугов, 569 сох, 7 сеялок, 5 жнеек, 6 молотилок. Объяснялось это просто. Стоимость двуконной молотилки составляла около 300 рублей, сеялки 80-90 рублей, трактора около 2 тысяч рублей. Заплатить такие суммы крестьянину-середняку, хотя и в рассрочку было очень трудно, так как весь валовой доход 1 крестьянского хозяйства губернии составлял в среднем 450-500 руб. Приводился расчет: в среднем крестьянское хозяйство губернии имело около 5 десятин земли, из которых ежегодно засевалось 3 при среднем урожае в 50 пудов. При стоимости молотилки 300 руб. и своевременном ремонте она может прослужить 15 лет. Таким образом, ежегодно на погашение её стоимости необходимо было откладывать 20 руб., плюс проценты на капитал, что в итоге составляло 65 руб. накладных расходов. С учетом обслуживания 1 хозяйства, себестоимость обмолота 1 пуда составляла 43 коп., в то время как вручную всего 7-8 коп. Таким образом, делался вывод о нецелесообразности использования технических средств в небольших по размеру хозяйствах. Выход был найден в организации машинного хозяйства. Это давало следующие преимущества:

– возможность сообща купить сельскохозяйственную технику;

– удешевлялась себестоимость сельскохозяйственных работ;

– повышалась урожайность и, следовательно, доходность крестьянских хозяйств;

– крестьянин-бедняк становился независимым от своего богатого соседа.

Однако организовать машинное товарищество могла группа граждан, не менее 10 домохозяев. Для этого было необходимо получить в сельсовете или у участкового агронома примерный устав товарищества, а на общем собрании определить размер паевого взноса. В условиях Пензенской губернии он составлял в среднем 10-15 рублей. Малоимущим и бедняцким хозяйствам устанавливались льготные сроки для внесения пая. Каждый пайщик отвечал за дела своего товарищества в размере паевого взноса. Кроме того, чтобы товарищество было более кредитоспособно, устанавливалась дополнительная ответственность в кратном отношении к размеру пая.

Основным распределителем сельскохозяйственных машин в губернии являлись сельскохозяйственные союзы и сельскохозяйственные кредитные товарищества. Кроме того, материально-техническим снабжением занималось и «сельскохозяйственное снабжение». Следует заметить, что уже в 1928 году существовали особые льготные кредиты на восстановление сельского хозяйства в Центрально-Земледельческой области, куда относилась и Пензенская губерния. Значительная часть кредитов использовалась на машиноснабжение. В зависимости от цены и характера сельскохозяйственные машины предоставлялись в рассрочку до 4-х лет и более. Определялись соответствующие правила хранения и ухода за техникой. В тот период советская власть содействовала тому, чтобы оказывать крестьянам посильную помощь семенами, техникой, скотом. Достаточно указать на то, что в 1925-26 гг. сельскохозяйственные кредитные товарищества выдали ссуд на 2 млн. рублей, а в 1926-27 гг. – более 4 млн. руб. [3, с. 19].

В период массовой коллективизации, когда не успевшие окрепнуть колхозы не могли еще приобретать необходимые им машины и создавать ремонтную базу, была найдена такая совершенная для того времени государственная форма технического обеспечения, как машинно-тракторные станции. Их создание началось осенью 1929г. Первой была Мокшанская МТС, созданная 20 декабря 1929г. Ровно через год была организована Кузнецкая МТС, позже – Голяевская, которая располагалась в с. Вишневое Тамалинского района. Кузнецкая МТС обслуживала 3 сельскохозяйственные артели: им. Калинина, «40 лет Октября», «Путь к коммунизму» и выполняла 14 видов работ. Голяевсая МТС обслуживала 5 колхозов с площадью пашни 29389 га .

Таблица 1- Объем тракторных работ и наличие технических средств в МТС

Показатели

1933г.

1940г.

1950г.

1956г.

Объем тракторных работ, тыс. га

474

3152

5185

7182

Всего тракторов,  шт.

1437

9937

10973

12065

Зерновые комбайны,  шт.

20

2697

3166

3626

Плуги тракторные,  шт.

7078

6892

5486

Культиваторы тракторные, шт.

4076

3550

5881

Сенокосилки тракторные, шт.

24

96

2027

Молотилки, шт.

1099

805

497

Картофелесажалки, шт.

1

93

159

955

Основным производственным звеном машинно-тракторной станции являлась тракторная бригада, каждой из которых выделялось 4-7 тракторов, из которых 1-2 гусеничные, а остальные – колесные. Успешное выполнение каждой бригадой производственных заданий в установленные сроки зависело от сложности ее работы и знания технических средств. Объемы тракторных работ выполнялись более чем на 100%. Затруднения вызывал лишь ремонт техники. Опыт работы показал, что снижение затрат на ремонт и технический уход зависело от высокой подготовки ремонтной базы и наличия высококвалифицированных кадров. Следует отметить, что к 1939г. в системе МТС работало 458 агрономов, 8608 трактористов, 1700 комбайнеров, 490 шоферов, около 200 бригадиров тракторных бригад [4, с. 456].

Механизаторы МТС не только помогали колхозам в уборке зерновых культур, строительстве животноводческих ферм, но и в подборе, обучении и закреплении кадров на селе. В течение ряда лет МТС выполняла все основные сельскохозяйственные работы в обслуживаемых колхозах. А введение в штат должности инструктора-бухгалтера по колхозному учету значительно увеличило влияние МТС на их экономику. Таким образом, машинно-тракторные станции сумели занять свое место в сельскохозяйственном производстве и получили признание всех работников сельского хозяйства.

Как пишет академик Россельхозакадемии В. И. Черноиванов, в конце 50-х годов признавалась огромная историческая роль МТС как проводника технического прогресса в сельском хозяйстве и его перевооружения на базе новой техники. Особо подчеркивается решающая роль МТС в подъеме сельского хозяйства в последние годы, в ходе выполнения решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС [5, с. 85].

Вместе с тем, в адрес МТС поступали критические замечания. Сказывалось положение, когда на земле оказались фактически два хозяина: колхоз и МТС, председатель и директор. Между тем, укрупненные хозяйства с окрепшей экономикой уже могли да и обзаводились собственной техникой, как бы указывая возможный путь разрешения противоречия, когда соотношение сил колхоз – МТС изменилось, а организационные формы взаимоотношений этих двух структур оставались прежними.

На февральском (1958 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение о реорганизации МТС в ремонтно-технические станции (РТС) для обеспечения ремонта техники, технического обслуживания колхозов, их снабжения (путем продажи) новой техникой, запасными частями, горючим, удобрениями и другими материалами. При этом для тех районов, где еще не все колхозы имели возможность приобрести технику и правильно использовать ее, предусматривалось временное сохранение обслуживания через МТС.

Предпринятая реформа в отношениях колхозов и МТС рассматривалась партийным и советским руководством не просто как очередное мероприятие в ряду многих предшествовавших. Возросшие объемы сельскохозяйственных работ потребовали новых организационных форм функционирования производительных сил. Окрепшие к этому времени колхозы были уже в состоянии участвовать в наращивании и обновлении техники. И в 1958 году было признано необходимым, осуществить переход к формированию основных производственных фондов путем прямой продажи техники хозяйствам. В связи с чем МТС были реорганизованы в ремонтно-технические станции и организовано объединение «Сельхозтехника», на которое возлагалось функция учета потребностей предприятий в машинах, материалах и других средствах производства, формировании на их основе заказов и обеспечение поставки техники сельскохозяйственному производству[6, с. 188].

Как выяснилось позже, реформирование производственных отношений между колхозами и МТС было несколько преждевременным. Продажа колхозам по высоким и постоянно возраставшим ценам техники МТС негативно сказалась на состоянии экономики хозяйств. Положение усугублялось систематическим удорожанием строительных материалов и других средств производства, реализуемых в сельском хозяйстве. Практика убедительно доказала, что в условиях острой нехватки финансовых ресурсов и техники МТС как форма концентрации производства и капитала создает необходимые условия для вывода сельского хозяйства из кризисного состояния. Поэтому ликвидация МТС была преждевременной, не отвечающей экономическим интересам сельскохозяйственных предприятий.

Таким образом, исторические исследования свидетельствуют о том, что «реорганизация» МТС нанесла серьезный ущерб сельскому хозяйству и вызвала резкое падение темпов увеличения валовой продукции. От реформы выиграли крупные и высокоразвитые хозяйства, а большинство мелких и слабых колхозов явно проиграло – машины быстро вышли из строя, а высокая стоимость и низкое качество ремонта привели к негативным экономическим последствиям. Позитивные изменения наметились лишь в 80-е годы, когда в стране по-настоящему были развернуты технологические преобразования. Начался активный поиск новых организационных форм и экономических механизмов усиления интеграции сельскохозяйственных и агросервисных предприятий на основе концентрации производства, централизации управления, кооперации сельскохозяйственных и ремонтно-обслуживающих предприятий.


Библиографический список
  1. Дубаев М. На пути к комплексной механизации колхозного производства. Пензенское книжное издат.-во, 1957.
  2. Вольнов Б. Как Голяевская МТС снижает себестоимость тракторных работ. Пензенское книжное издат.-во, 1956.
  3. Шабаев П. Колхоз «Трудовик». Пенза, 1948.
  4. Вилков И. Ф. Машинно-тракторные станции (МТС). Пензенская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
  5. Черноиванов В. И. Ресурсосбережение при технической эксплуатации сельскохозяйственной техники. М.: Росинформагротех, 2001.
  6. Шахмаев М. В. Формирование машинно-тракторного парка колхозов и совхозов. М.: Агропромиздат, 1986.


Все статьи автора «TarasovaTat»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: