Во времена Российской империи и при советской власти вопросы сельского хозяйства являлись важнейшими для нашего государства. Аграрные преобразования способствовали развитию экономики, обеспечению населения продуктами, а в лучшие времена – и успешному сельскохозяйственному экспорту. Различные формы хозяйствования прошли испытания временем.
Одной из форм технического обеспечения аграрного сектора до конца 1950-х годов являлись машинно-тракторные станции (МТС). Три десятилетия они способствовали решению непростых задач ускоренной модернизации страны, успешно доказав свою жизнеспособность. Обратившись к истории, можно увидеть многое и своевременно избежать ошибок прошлого.
Развитие комплексной механизации сельского хозяйства Пензенской губернии происходило постепенно. Нехватка своей земли заставляла крестьян идти в зависимость к местным землевладельцам и лесопромышленникам. Основными видами «механизации» являлись соха, деревянная борона, грабли и вилы. Не имея своих семян, приходилось приобретать их на рынке. Минеральных удобрений не знали и не применяли. Истощенные почвы и плохая организация производства способствовали невысокой урожайности. Сбор зерновых составлял 35-40 пудов с десятины.
До революции треть хозяйств не имела лошадей, столько же хозяйств не имели коров. Во избежание полного разорения был найден выход в совместной обработке земли. После Октябрьской революции в с. Старая Андреевка Неверкинского района был организован комитет взаимопомощи, который получил 10 га земли для общественной обработки, урожай с которых предназначался для помощи нуждающимся. В 1922 году крестьяне организовали машинное товарищество. Оно имело сеялки, косилки, молотилки и др. сельскохозяйственную технику, покупка которой была не под силу отдельным крестьянам. За небольшую плату этими машинами мог воспользоваться любой желающий [1, с. 19]. Но земля, как и прежде, была поделена на мелкие полоски, на которых было трудно использовать сложные сельскохозяйственные машины. Кроме того, развитию машинного товарищества мешали местные кулаки, которые портили технику и угрожали сельским активистам [2, с. 14] .
Появление тракторов и новых сельскохозяйственных машин создало предпосылки для создания крупного артельного хозяйства. В 1927 году было организовано товарищество по совместной обработке земли, куда вошли 50 хозяйств губернии. Товарищество поставило перед собой задачу – обратить в пашню пустующие земли и построить высокопроизводительное сельское хозяйство на коллективных началах. В 1927 году начали раскорчевку поймы, ее расчистку и распашку. Урожай собирали по 120-150 пудов с гектара. Пример работы товарищества по совместной обработке земли убедил крестьян в целесообразности коллективного хозяйства, и в 1929 году была образована сельскохозяйственная артель «Трудовик» [3, с. 2].
С каждым годом возрастал спрос на сельскохозяйственную технику. Так, если в 1926 году в Пензенской губернии было продано машин на 1 млн. рублей, то в 1927 году – на 1,5 млн. рублей. Но все же, основная масса крестьянства Пензенской губернии была снабжена сельскохозяйственной техникой очень слабо. В 1928 году в сельскохозяйственных кооперативах имелось всего 93 трактора. На каждую тысячу хозяйств приходилось 176 плугов, 569 сох, 7 сеялок, 5 жнеек, 6 молотилок. Объяснялось это просто. Стоимость двуконной молотилки составляла около 300 рублей, сеялки 80-90 рублей, трактора около 2 тысяч рублей. Заплатить такие суммы крестьянину-середняку, хотя и в рассрочку было очень трудно, так как весь валовой доход 1 крестьянского хозяйства губернии составлял в среднем 450-500 руб. Приводился расчет: в среднем крестьянское хозяйство губернии имело около 5 десятин земли, из которых ежегодно засевалось 3 при среднем урожае в 50 пудов. При стоимости молотилки 300 руб. и своевременном ремонте она может прослужить 15 лет. Таким образом, ежегодно на погашение её стоимости необходимо было откладывать 20 руб., плюс проценты на капитал, что в итоге составляло 65 руб. накладных расходов. С учетом обслуживания 1 хозяйства, себестоимость обмолота 1 пуда составляла 43 коп., в то время как вручную всего 7-8 коп. Таким образом, делался вывод о нецелесообразности использования технических средств в небольших по размеру хозяйствах. Выход был найден в организации машинного хозяйства. Это давало следующие преимущества:
– возможность сообща купить сельскохозяйственную технику;
– удешевлялась себестоимость сельскохозяйственных работ;
– повышалась урожайность и, следовательно, доходность крестьянских хозяйств;
– крестьянин-бедняк становился независимым от своего богатого соседа.
Однако организовать машинное товарищество могла группа граждан, не менее 10 домохозяев. Для этого было необходимо получить в сельсовете или у участкового агронома примерный устав товарищества, а на общем собрании определить размер паевого взноса. В условиях Пензенской губернии он составлял в среднем 10-15 рублей. Малоимущим и бедняцким хозяйствам устанавливались льготные сроки для внесения пая. Каждый пайщик отвечал за дела своего товарищества в размере паевого взноса. Кроме того, чтобы товарищество было более кредитоспособно, устанавливалась дополнительная ответственность в кратном отношении к размеру пая.
Основным распределителем сельскохозяйственных машин в губернии являлись сельскохозяйственные союзы и сельскохозяйственные кредитные товарищества. Кроме того, материально-техническим снабжением занималось и «сельскохозяйственное снабжение». Следует заметить, что уже в 1928 году существовали особые льготные кредиты на восстановление сельского хозяйства в Центрально-Земледельческой области, куда относилась и Пензенская губерния. Значительная часть кредитов использовалась на машиноснабжение. В зависимости от цены и характера сельскохозяйственные машины предоставлялись в рассрочку до 4-х лет и более. Определялись соответствующие правила хранения и ухода за техникой. В тот период советская власть содействовала тому, чтобы оказывать крестьянам посильную помощь семенами, техникой, скотом. Достаточно указать на то, что в 1925-26 гг. сельскохозяйственные кредитные товарищества выдали ссуд на 2 млн. рублей, а в 1926-27 гг. – более 4 млн. руб. [3, с. 19].
В период массовой коллективизации, когда не успевшие окрепнуть колхозы не могли еще приобретать необходимые им машины и создавать ремонтную базу, была найдена такая совершенная для того времени государственная форма технического обеспечения, как машинно-тракторные станции. Их создание началось осенью 1929г. Первой была Мокшанская МТС, созданная 20 декабря 1929г. Ровно через год была организована Кузнецкая МТС, позже – Голяевская, которая располагалась в с. Вишневое Тамалинского района. Кузнецкая МТС обслуживала 3 сельскохозяйственные артели: им. Калинина, «40 лет Октября», «Путь к коммунизму» и выполняла 14 видов работ. Голяевсая МТС обслуживала 5 колхозов с площадью пашни 29389 га .
Таблица 1- Объем тракторных работ и наличие технических средств в МТС
Показатели |
1933г. |
1940г. |
1950г. |
1956г. |
Объем тракторных работ, тыс. га |
474 |
3152 |
5185 |
7182 |
Всего тракторов, шт. |
1437 |
9937 |
10973 |
12065 |
Зерновые комбайны, шт. |
20 |
2697 |
3166 |
3626 |
Плуги тракторные, шт. |
– |
7078 |
6892 |
5486 |
Культиваторы тракторные, шт. |
– |
4076 |
3550 |
5881 |
Сенокосилки тракторные, шт. |
– |
24 |
96 |
2027 |
Молотилки, шт. |
– |
1099 |
805 |
497 |
Картофелесажалки, шт. |
1 |
93 |
159 |
955 |
Основным производственным звеном машинно-тракторной станции являлась тракторная бригада, каждой из которых выделялось 4-7 тракторов, из которых 1-2 гусеничные, а остальные – колесные. Успешное выполнение каждой бригадой производственных заданий в установленные сроки зависело от сложности ее работы и знания технических средств. Объемы тракторных работ выполнялись более чем на 100%. Затруднения вызывал лишь ремонт техники. Опыт работы показал, что снижение затрат на ремонт и технический уход зависело от высокой подготовки ремонтной базы и наличия высококвалифицированных кадров. Следует отметить, что к 1939г. в системе МТС работало 458 агрономов, 8608 трактористов, 1700 комбайнеров, 490 шоферов, около 200 бригадиров тракторных бригад [4, с. 456].
Механизаторы МТС не только помогали колхозам в уборке зерновых культур, строительстве животноводческих ферм, но и в подборе, обучении и закреплении кадров на селе. В течение ряда лет МТС выполняла все основные сельскохозяйственные работы в обслуживаемых колхозах. А введение в штат должности инструктора-бухгалтера по колхозному учету значительно увеличило влияние МТС на их экономику. Таким образом, машинно-тракторные станции сумели занять свое место в сельскохозяйственном производстве и получили признание всех работников сельского хозяйства.
Как пишет академик Россельхозакадемии В. И. Черноиванов, в конце 50-х годов признавалась огромная историческая роль МТС как проводника технического прогресса в сельском хозяйстве и его перевооружения на базе новой техники. Особо подчеркивается решающая роль МТС в подъеме сельского хозяйства в последние годы, в ходе выполнения решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС [5, с. 85].
Вместе с тем, в адрес МТС поступали критические замечания. Сказывалось положение, когда на земле оказались фактически два хозяина: колхоз и МТС, председатель и директор. Между тем, укрупненные хозяйства с окрепшей экономикой уже могли да и обзаводились собственной техникой, как бы указывая возможный путь разрешения противоречия, когда соотношение сил колхоз – МТС изменилось, а организационные формы взаимоотношений этих двух структур оставались прежними.
На февральском (1958 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение о реорганизации МТС в ремонтно-технические станции (РТС) для обеспечения ремонта техники, технического обслуживания колхозов, их снабжения (путем продажи) новой техникой, запасными частями, горючим, удобрениями и другими материалами. При этом для тех районов, где еще не все колхозы имели возможность приобрести технику и правильно использовать ее, предусматривалось временное сохранение обслуживания через МТС.
Предпринятая реформа в отношениях колхозов и МТС рассматривалась партийным и советским руководством не просто как очередное мероприятие в ряду многих предшествовавших. Возросшие объемы сельскохозяйственных работ потребовали новых организационных форм функционирования производительных сил. Окрепшие к этому времени колхозы были уже в состоянии участвовать в наращивании и обновлении техники. И в 1958 году было признано необходимым, осуществить переход к формированию основных производственных фондов путем прямой продажи техники хозяйствам. В связи с чем МТС были реорганизованы в ремонтно-технические станции и организовано объединение «Сельхозтехника», на которое возлагалось функция учета потребностей предприятий в машинах, материалах и других средствах производства, формировании на их основе заказов и обеспечение поставки техники сельскохозяйственному производству[6, с. 188].
Как выяснилось позже, реформирование производственных отношений между колхозами и МТС было несколько преждевременным. Продажа колхозам по высоким и постоянно возраставшим ценам техники МТС негативно сказалась на состоянии экономики хозяйств. Положение усугублялось систематическим удорожанием строительных материалов и других средств производства, реализуемых в сельском хозяйстве. Практика убедительно доказала, что в условиях острой нехватки финансовых ресурсов и техники МТС как форма концентрации производства и капитала создает необходимые условия для вывода сельского хозяйства из кризисного состояния. Поэтому ликвидация МТС была преждевременной, не отвечающей экономическим интересам сельскохозяйственных предприятий.
Таким образом, исторические исследования свидетельствуют о том, что «реорганизация» МТС нанесла серьезный ущерб сельскому хозяйству и вызвала резкое падение темпов увеличения валовой продукции. От реформы выиграли крупные и высокоразвитые хозяйства, а большинство мелких и слабых колхозов явно проиграло – машины быстро вышли из строя, а высокая стоимость и низкое качество ремонта привели к негативным экономическим последствиям. Позитивные изменения наметились лишь в 80-е годы, когда в стране по-настоящему были развернуты технологические преобразования. Начался активный поиск новых организационных форм и экономических механизмов усиления интеграции сельскохозяйственных и агросервисных предприятий на основе концентрации производства, централизации управления, кооперации сельскохозяйственных и ремонтно-обслуживающих предприятий.
Библиографический список
- Дубаев М. На пути к комплексной механизации колхозного производства. Пензенское книжное издат.-во, 1957.
- Вольнов Б. Как Голяевская МТС снижает себестоимость тракторных работ. Пензенское книжное издат.-во, 1956.
- Шабаев П. Колхоз «Трудовик». Пенза, 1948.
- Вилков И. Ф. Машинно-тракторные станции (МТС). Пензенская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
- Черноиванов В. И. Ресурсосбережение при технической эксплуатации сельскохозяйственной техники. М.: Росинформагротех, 2001.
- Шахмаев М. В. Формирование машинно-тракторного парка колхозов и совхозов. М.: Агропромиздат, 1986.