УДК 378; 372.881.1

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Новгородова Елена Евгеньевна
Казанский государственный университет культуры и искусств
старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
В статье рассматриваются положения, определенные в теоретических работах отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся тематикой компетентностного подхода вообще и коммуникативной компетенции в частности. На основании анализа широкого круга источников автор предлагает собственное понимание данной проблемы применительно методики преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентностный подход, методика преподавания иностранных языков, модернизация образования


THE MAIN APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT «COMMUNICATIVE COMPETENCE»

Novgorodova Elena Evgenjevna
Kazan state university of culture and arts
Foreign Languages Department

Abstract
The article studies the scientific approaches defined in theoretical works of Russian and foreign researchers, who were engaged in a scope of competence-based approach in general and communicative competence in particular. On the basis of the analysis of a wide range of sources the author offers her own understanding of this problem applicable to the techniques of teaching of foreign languages.

Keywords: communicative competence, Competence-based approach, modernization of education, technique of teaching of foreign languages


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Новгородова Е.Е. Основные подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность» // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5393 (дата обращения: 27.05.2017).

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди  Главной задачей российской образовательной политики в последние годы согласно «Концепции модернизации российского образования» является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия акту­альным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [ 1 ]. Одной из основных тен­денций в подготовке конкурентоспособного специа­листа, которую признали наиболее перспективной, является усиление коммуникативной направленнос­ти учебного процесса. В современной литературе наиболее признанным является компетентностный подход. Однако до сих пор нет ясности в определе­нии понятий компетенция и компетентность. Различ­ные взгляды на данную проблему и определения по­нятия «компетентность» и «компетенция» даются в работах отечественных и зарубежных авторов [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

При всем различии пред­лагаемых зарубежными и отечественными исследо­вателями классификаций компетенций, полагаемых и ключевыми, и универсальными, с достаточной оп­ределенностью выделяются константные группы компетенций, без овладения которыми человек не может успешно, бесконфликтно, непротиворечиво жить и действовать в современном обществе [6, с.54]. К ним, по мнению ученых, могут быть отнесены:

компетенция в сфере социальной коммуникации, что предполагает владение приемами устного и письменного общения, в том числе межъязыкового (т.е. владение несколькими языками); способность эффективного и бесконфликтного межличностного взаимодействия, терпимость к инакомыслию, открытость к восприятию и уважение других культур и религий и т.д.;

компетенция в информационной сфере, позво­ляющая, осознав значимость новых информацион­ных и телекоммуникационных технологий, овла­девать ими и целесообразно применять. Пользуясь различными источниками, проявлять готовность к работе в единой информационной среде, не теряя при этом способности критически осмысливать ин­формацию, и “т.д.;

компетенция в профессионально-трудовой сфере, формирующая как умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, так и широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области профессиональной деятельности, способность быстро и гибко применять свои знания и опыт для решения практических задач; наличие профессионально-нравственных качеств;

компетенция в социально-индивидуальной сфере, формирующая умение выстраивать семейно-родственные и личностные отношения, осознанно и ответственно относиться к своему здоровью и духов­но-нравственному облику, выбирать такие способы использования свободного времени, которые культурно и духовно обогащают личность, и т.д.;

системная компетенция, способствующая разви­тию самостоятельной познавательной деятельности как в профессиональном плане, так и личной и общественной жизни, приобретению навыков физичес­кой и психической саморегуляции, самоорганизации и саморазвития.

Современный специалист, владеющий определен­ным набором профессиональных, социальных, лич­ностных и т.д. компетенций, может быть назван компетентным, т.е. обладающим компетентностью в той или иной области человеческой деятельности.

Таким образом, компетентностный подход пони­мается как направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетент­ность, средствами решения профессиональных и со­циальных задач в образовательном процессе.

Следовательно, в формировании «компетентной» личности сфера образования играет первостепенную роль, а в отношении профессиональной компетентности это прямо относится к высшей школе.

К проблеме профессиональной компетентности в современной отечественной науке существует ряд подходов.

А.Петров отмечает, что для каждого уровня и профиля профессионального образования должен быть определен свой набор ключевых компетенций в рамках выделенных основных групп. При этом оче­видным является лишь то, что приоритетными ока­жутся компетенции в профессионально-трудовой сфере, структура и содержание которых и будут вы­ражать основные их различия.

Ю.Г.Татур видит профессиональную компетент­ность как «качество человека, завершившего обра­зование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, ко­торые могут быть с ней связаны».

Под профессиональной коммуникативной компе­тентностью многими исследователями данной про­блемы понимается компетентность в общении. При этом одним из компонентов профессиональной ком­петентности выделяют владение как минимум одним иностранным языком, так как в настоящий момент особенно сильно развивается международное сотруд­ничество и межкультурное взаимодействие. Отсюда в современном образовательном процессе значитель­но повышается роль дисциплины «иностранный язык», а в высшей школе особый акцент делается на профилизацию процесса обучения иностранному языку.

Профессиональная коммуникативная компетент­ность должна включать в себя ряд компонентов: уст­ное и письменное иноязычное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; решение разных коммуникатив­ных задач, готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях, умение начинать, направлять, контролировать, т.е. регулировать коммуникативный процесс. Исходя из этого, иноязычное образование рассматривается как взаимосвязанное коммуникатив­ное, социокультурное и личностное развитие обучае­мого.

Применение данных подходов в преподавании иностранных языков в  вузах в настоящее время приобретает особую актуальность. Если мы проанализируем структуру и содержание нового стандарта, то обнаружим, что с одной стороны он открывает невероятный простор для педагогического творчества, не оговаривая строгой привязки к овладению определенной линейкой дидактических единиц, как это было в стандартах предыдущего поколения. С другой стороны, подобная свобода ставит перед современным педагогом дополнительные задачи само-совершенствания, овладения не только новейшими методиками преподавания иностранных языков, но и постижения теоретических основ компетентностного подхода, воплощение его положений в теоретических и практических разработках.


Библиографический список
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России).
  2. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектирования стандартов высшего профессионального образования / Ю.Г.Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара.—М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методологотеоретический аспект). Проблемы качества образования / И.А.Зимняя.—М.; Уфа, 2004.
  4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая пара­дигма результата образования / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня.—2003.   -№ 5.
  5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование 2003.—№2.
  6. Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Петров // Альма Матер.—2005.—№ 2.
  7. Андреев, А. Знания или компетенции? / А.Андреев // Высшее образование в России.—2005.—№ 2.
  8. Идиатуллин, А.В. Роль курса иностранного языка в вузах социально-культурного профиля и возможности его профилизации для подготовки современного специалиста. – Эйдос, 2011. – С.11


Все статьи автора «Новгородова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: