Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди Главной задачей российской образовательной политики в последние годы согласно «Концепции модернизации российского образования» является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [ 1 ]. Одной из основных тенденций в подготовке конкурентоспособного специалиста, которую признали наиболее перспективной, является усиление коммуникативной направленности учебного процесса. В современной литературе наиболее признанным является компетентностный подход. Однако до сих пор нет ясности в определении понятий компетенция и компетентность. Различные взгляды на данную проблему и определения понятия «компетентность» и «компетенция» даются в работах отечественных и зарубежных авторов [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
При всем различии предлагаемых зарубежными и отечественными исследователями классификаций компетенций, полагаемых и ключевыми, и универсальными, с достаточной определенностью выделяются константные группы компетенций, без овладения которыми человек не может успешно, бесконфликтно, непротиворечиво жить и действовать в современном обществе [6, с.54]. К ним, по мнению ученых, могут быть отнесены:
компетенция в сфере социальной коммуникации, что предполагает владение приемами устного и письменного общения, в том числе межъязыкового (т.е. владение несколькими языками); способность эффективного и бесконфликтного межличностного взаимодействия, терпимость к инакомыслию, открытость к восприятию и уважение других культур и религий и т.д.;
компетенция в информационной сфере, позволяющая, осознав значимость новых информационных и телекоммуникационных технологий, овладевать ими и целесообразно применять. Пользуясь различными источниками, проявлять готовность к работе в единой информационной среде, не теряя при этом способности критически осмысливать информацию, и “т.д.;
компетенция в профессионально-трудовой сфере, формирующая как умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, так и широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области профессиональной деятельности, способность быстро и гибко применять свои знания и опыт для решения практических задач; наличие профессионально-нравственных качеств;
компетенция в социально-индивидуальной сфере, формирующая умение выстраивать семейно-родственные и личностные отношения, осознанно и ответственно относиться к своему здоровью и духовно-нравственному облику, выбирать такие способы использования свободного времени, которые культурно и духовно обогащают личность, и т.д.;
системная компетенция, способствующая развитию самостоятельной познавательной деятельности как в профессиональном плане, так и личной и общественной жизни, приобретению навыков физической и психической саморегуляции, самоорганизации и саморазвития.
Современный специалист, владеющий определенным набором профессиональных, социальных, личностных и т.д. компетенций, может быть назван компетентным, т.е. обладающим компетентностью в той или иной области человеческой деятельности.
Таким образом, компетентностный подход понимается как направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе.
Следовательно, в формировании «компетентной» личности сфера образования играет первостепенную роль, а в отношении профессиональной компетентности это прямо относится к высшей школе.
К проблеме профессиональной компетентности в современной отечественной науке существует ряд подходов.
А.Петров отмечает, что для каждого уровня и профиля профессионального образования должен быть определен свой набор ключевых компетенций в рамках выделенных основных групп. При этом очевидным является лишь то, что приоритетными окажутся компетенции в профессионально-трудовой сфере, структура и содержание которых и будут выражать основные их различия.
Ю.Г.Татур видит профессиональную компетентность как «качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны».
Под профессиональной коммуникативной компетентностью многими исследователями данной проблемы понимается компетентность в общении. При этом одним из компонентов профессиональной компетентности выделяют владение как минимум одним иностранным языком, так как в настоящий момент особенно сильно развивается международное сотрудничество и межкультурное взаимодействие. Отсюда в современном образовательном процессе значительно повышается роль дисциплины «иностранный язык», а в высшей школе особый акцент делается на профилизацию процесса обучения иностранному языку.
Профессиональная коммуникативная компетентность должна включать в себя ряд компонентов: устное и письменное иноязычное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; решение разных коммуникативных задач, готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях, умение начинать, направлять, контролировать, т.е. регулировать коммуникативный процесс. Исходя из этого, иноязычное образование рассматривается как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие обучаемого.
Применение данных подходов в преподавании иностранных языков в вузах в настоящее время приобретает особую актуальность. Если мы проанализируем структуру и содержание нового стандарта, то обнаружим, что с одной стороны он открывает невероятный простор для педагогического творчества, не оговаривая строгой привязки к овладению определенной линейкой дидактических единиц, как это было в стандартах предыдущего поколения. С другой стороны, подобная свобода ставит перед современным педагогом дополнительные задачи само-совершенствания, овладения не только новейшими методиками преподавания иностранных языков, но и постижения теоретических основ компетентностного подхода, воплощение его положений в теоретических и практических разработках.
Библиографический список
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России).
- Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектирования стандартов высшего профессионального образования / Ю.Г.Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара.—М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методологотеоретический аспект). Проблемы качества образования / И.А.Зимняя.—М.; Уфа, 2004.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня.—2003. -№ 5.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование 2003.—№2.
- Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Петров // Альма Матер.—2005.—№ 2.
- Андреев, А. Знания или компетенции? / А.Андреев // Высшее образование в России.—2005.—№ 2.
- Идиатуллин, А.В. Роль курса иностранного языка в вузах социально-культурного профиля и возможности его профилизации для подготовки современного специалиста. – Эйдос, 2011. – С.11
Количество просмотров публикации: Please wait