Каждый день мы носим одежду, которую сшили другие люди, мы едим пищу, выращенную чужими руками, мы живем в мире, обустроенном кем-то до нас. Разве сам факт этого не обязывает нас относиться ответственно, этично, по отношению к тому, что мы делаем и какие товары производим? На сегодняшний день существуют два диаметрально противоположных мнения насчет политик продвижения табачными компаниями своей продукции для увеличения количества потребителей. Кто-то считает, что табачные компании убеждают потребителя покупать их продукцию, создавая тренд на курение и, таким образом, поступают социально безответственно по отношению к обществу; другие считают, что компании производят продукцию, потребление которой зависит лишь от выбора самого человека. Однако, так или иначе, вопрос состоит в том, могут ли табачные компании быть социально ответственными перед обществом в принципе, производя подобную продукцию?
Современные сигареты прошли долгую эволюцию, начиная с закруток табака в листья кукурузы и пальмы североамериканскими индейцами до современных сигарет. Причиной европейского бума на спрос сигарет послужила отчасти Крымская война, когда солдаты, не имея возможности покурить трубку – заворачивали табак в бумагу от пороха или газету. Затем, данный опыт перенял и использовал «отец» – основатель первых английских сигарет Роберт Пикок Глоаг, который в 1857 году создал первую сигаретную фабрику в Лондоне[1].
Возвращаясь к древности и бытию индейцев, стоит сказать, что курение «сигарет» не являлось чем-то особенным, их курили все, даже дети. С созданием первых табачных компаний, сигареты и сигариллы стали позиционироваться как элемент роскоши, моды того времени. Их рекламе уделялось особое значение. Экстравагантная реклама с участием знаменитостей привлекала внимание и «подталкивала» потенциальных покупателей делать «свой» выбор. Для того чтобы убедить потребителей в том, что данная продукция безопасна для их здоровья, в рекламных роликах стали показывать врачей, одобряющих данную продукцию. Таким образом, лишь сам производитель знал обо всей вредности табачных изделий. На тот момент было важно «впустить» мысль о курении в массы через фильмы и моду. Женщина с сигаретой считалась женственной и загадочной, а курящий мужчина – деловой и притягательный. Сегодня большинство сигаретных роликов приобрели эпатажный характер. Они говорят о том, что человек может получить желаемое, если он будет курить сигареты той или иной марки; будь то стремление быть как все или наоборот – выделяться из толпы, обладать противоположным полом или быть независимым по жизни. Происходит корреляция между «имиджем» марки сигарет и сегмента потребителей с определенными потребностями. Так, например, в рекламном ролике сигарет PS- эффект достигается через намек на секс. Мужчина не закуривает, но всего лишь обладая этими сигаретами – он полностью поглощает внимание девушки за соседним столом.
После скандального суда группы потребителей с табачными компаниями, последних обязали информировать о вреде, который несет их продукция и более того – выплатить огромный денежный штраф, который предназначен для помощи людям, пострадавшим от курения.
«По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на сегодняшний день 1,3 миллиарда населения нашей планеты находится в зависимости от табака»[2]. При этом стоит отметить, что в силу активного пропагандирования в Америке и Европе здорового образа жизни- показатели именно на данных территориях снизились почти в два раза. «Табачные гиганты, теряя свои позиции в Западной Европе и Соединенных Штатах, переключились сейчас на страны Африки, Азии и Латинской Америки»[3]. Поскольку эти страны находились долго в неравных условиях с остальным миром, реклама табачных компаний приобрела окрас «борца» за освобождение и независимость, и это сработало. Английские специалисты предполагают, что при сегодняшнем темпе прироста курильщиков – «в ближайшие три десятка лет 4 млн. человек ежегодно будет умирать от болезней, вызванных никотиновым отравлением. Начиная с 2030 г. эта цифра может увеличиться более чем вдвое и составить 10 млн.»[4].
«Этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль» [5, с.13]. Можно ли вообще говорить о том, что производители вредной продукции могут считаться социально ответственными и поступающими этично по отношению к обществу? Наблюдая эволюцию, как самой формы сигареты, так и поведение компаний, которые производят табачную продукцию, можно наблюдать положительные изменения, достигнутые тяжелым путем государственных законов и неравнодушия самих потребителей.
Начиная с мая 2000 года представители таких табачных компаний как Philip Morris, JTI, ВАТ и Reemtsma начали широкомасштабную акцию по ограничению продажи сигарет несовершеннолетним. «В 15 российских городах размещены щиты с социальной рекламой, а региональные каналы скоро покажут рекламные ролики с призывами не продавать сигареты детям и подросткам. Кроме того, торговые представители табачных компаний проведут воспитательную работу с магазинами с конечной целью «отвадить» несовершеннолетних от курения. В дальнейшем акция распространится еще на 47 городов. Вся эта борьба с курением обойдется борцам в $500 000»[6]. Также компании постоянно отчисляют сумму на лечение рака людям, пострадавшим в результате курения. Да, подобные поступки свидетельствуют о положительной тенденции в плане этичного поведения табачных компаний, информация стала доступна, ее можно увидеть не только в СМИ и на улицах, но и на самих упаковках сигарет. Если раньше компании писали о вреде маленькими буквами, то теперь эта надпись занимает 20 процентов лицевой стороны пачки. Более того, из личного опыта работы с табачной продукцией, я могу смело сказать о том, что, например, компания BAT предусматривает в речевом модуле промоутеров во время акций фразы, предполагающие заинтересованность в предоставлении своей продукции лицам старше восемнадцати лет, и уже сделавшим свой выбор в пользу курения.
На мой взгляд, наиболее эффективно было бы произвести работу, подобно той, которую осуществляет компания Hieneken: работу непосредственно с детьми в школах, для формирования своей собственной жизненной позиции. Я убеждена, что тогда и только тогда человек сможет разумно принимать решения, следуя нормам, предусмотренным специалистами, только тогда он сможет проявить силу воли и сказать сигаретам «нет».
Нельзя не согласиться с тем, что табачные компании стараются соответствовать социально ответственному образу, хотя сам факт производства подобного вида продукта говорит об отсутствие этики по отношению к обществу. Рассмотрение политик компаний также создает диссонанс, ибо, как было сказано выше,- «табачные короли» переключили свое внимание на страны Азии, Латинской Америки и Африки, тем самым продолжая интенсивное внедрение табачных продуктов в массы, опираясь на слабые стороны прошлого этих стран. Так или иначе, я считаю, что решающий выбор ложиться на плечи самого потребителя, поскольку именно он является последней инстанцией, принимающей решение; при этом, можно говорить о том, что табачные компании способны частично удовлетворять критериям социально ответственной индустрии.
Библиографический список
- Вредные привычки: История появление табака // URL: http://antialcohol.ucoz.ru/index/0-13 (дата обращения: 07.10.2013)
- Статистика курения в мире // URL:http://ne-kurim.ru/articles/stat/statistika-kureniya-v-mire/ (дата обращения: 07.10.2013)
- Заговор табачных королей// URL: http://gazeta.aif.ru/_/online/health/326/10_01 (дата обращения: 08.10.2013)
- RS Как и кто заставляет нас курить //URL : http://russlav.ru/stat/kyrevo.html (дата обращения: 08.10.2013)
- Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие.-2-е изд.- М.:2001. ,13 с.
- Анна Каледина Табачные компании смотрят подросткам в глаза. Глаза бегают [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/148146