КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАБАЧНОЙ ОТРАСЛИ: МОЖЕТ ЛИ ТАБАЧНАЯ КОМПАНИЯ БЫТЬ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ?

Кашина Алёна Эдуардовна
Пермский филиал НИУ ВШЭ

Аннотация
Данная статья рассматривает способность табачных компании быть этичными по отношению к обществу, производя продукцию, априори не несущую в себе этические нормы. Задачами данной работы являлись: рассмотреть отношение общества к курению на протяжении их эволюции, то, как табачные компании, тем не менее, делают попытки быть социально ответственными, и можно ли считать их попытки оправданными.

Ключевые слова: курение стран Третьего мира, общество, реклама табачной отрасли, социальная ответственность, табачные компании, этика


CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE TOBACCO INDUSTRY: DO WHETHER TOBACCO COMPANIES BE SOCIALLY RESPONSIBLE?

Kashina Alyona Eduardovna
хххх

Abstract
The article considers the ability of tobacco companies to be ethical towards society, producing goods without ethical standards. The objectives of this article were: to consider how society has been referring to smoking during their evolution; how nevertheless companies trying to be responsible, and could we whether account their good deals in.

Keywords: advertising of tobacco industry, ethic, smoking of Third World countries, social responsibility, society, tobacco companies


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Кашина А.Э. Корпоративная социальная ответственность табачной отрасли: может ли табачная компания быть социально ответственной? // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/11/4513 (дата обращения: 24.02.2024).

Каждый день мы носим одежду, которую сшили другие люди, мы едим пищу, выращенную чужими руками, мы живем в мире, обустроенном кем-то до нас. Разве сам факт этого не обязывает нас относиться ответственно, этично, по отношению к тому, что мы делаем и какие товары производим? На сегодняшний день существуют два диаметрально противоположных мнения насчет политик продвижения табачными компаниями своей продукции для увеличения количества потребителей. Кто-то считает, что табачные компании убеждают потребителя покупать их продукцию, создавая тренд на курение и, таким образом, поступают социально безответственно по отношению к обществу; другие считают, что компании производят продукцию, потребление которой зависит лишь от выбора самого человека. Однако, так или иначе, вопрос состоит в том, могут ли табачные компании быть социально ответственными перед обществом в принципе, производя подобную продукцию?

Современные сигареты прошли долгую эволюцию, начиная с закруток табака в листья кукурузы и пальмы североамериканскими индейцами до современных сигарет. Причиной европейского бума на спрос сигарет послужила отчасти Крымская война, когда солдаты, не имея возможности покурить трубку – заворачивали табак в бумагу от пороха или газету. Затем, данный опыт перенял и использовал  «отец» – основатель первых английских сигарет Роберт Пикок Глоаг, который в 1857 году создал первую сигаретную фабрику в Лондоне[1].

Возвращаясь к древности и бытию индейцев, стоит сказать, что курение «сигарет» не являлось чем-то особенным, их курили все, даже дети. С созданием первых табачных компаний, сигареты и сигариллы стали позиционироваться как элемент роскоши, моды того времени. Их рекламе уделялось особое значение. Экстравагантная реклама с участием знаменитостей привлекала внимание и «подталкивала» потенциальных покупателей делать «свой» выбор. Для того чтобы убедить потребителей в том, что данная продукция безопасна для их здоровья, в рекламных роликах стали показывать врачей, одобряющих данную продукцию. Таким образом,  лишь сам производитель знал обо всей вредности табачных изделий. На тот момент было важно «впустить» мысль о курении в массы через фильмы и  моду. Женщина с сигаретой  считалась женственной и загадочной, а курящий мужчина – деловой и притягательный. Сегодня большинство сигаретных роликов приобрели эпатажный характер. Они говорят о том, что человек может получить желаемое, если он будет курить сигареты той или иной марки; будь то стремление быть как все или наоборот – выделяться из толпы, обладать противоположным полом или быть независимым по жизни. Происходит корреляция между «имиджем» марки сигарет и сегмента потребителей с определенными потребностями. Так, например, в рекламном ролике сигарет PS- эффект достигается через намек на секс. Мужчина не закуривает, но всего лишь обладая этими сигаретами – он полностью поглощает внимание девушки за соседним столом.

После скандального суда группы потребителей с табачными компаниями, последних обязали информировать о вреде, который несет их продукция и более того – выплатить огромный денежный штраф, который предназначен для помощи людям, пострадавшим от курения.

«По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на сегодняшний день 1,3 миллиарда населения нашей планеты находится в зависимости от табака»[2].  При этом стоит отметить, что в силу активного пропагандирования в Америке и Европе здорового образа жизни- показатели именно на данных территориях снизились почти в два раза. «Табачные гиганты, теряя свои позиции в Западной Европе и Соединенных Штатах, переключились сейчас на страны Африки, Азии и Латинской Америки»[3]. Поскольку эти страны находились долго в неравных условиях с остальным миром, реклама табачных компаний приобрела окрас «борца» за освобождение и независимость, и это сработало.  Английские специалисты предполагают, что при сегодняшнем темпе прироста курильщиков – «в ближайшие три десятка лет 4 млн. человек ежегодно будет умирать от болезней, вызванных никотиновым отравлением. Начиная с 2030 г. эта цифра может увеличиться более чем вдвое и составить 10 млн.»[4].

«Этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль» [5, с.13]. Можно ли вообще говорить о том, что производители вредной продукции могут считаться социально ответственными и поступающими этично по отношению к обществу? Наблюдая эволюцию, как самой формы сигареты, так и поведение компаний, которые производят табачную продукцию, можно наблюдать положительные изменения, достигнутые тяжелым путем государственных законов и неравнодушия самих потребителей.

Начиная с мая 2000 года представители таких табачных компаний как Philip Morris, JTI, ВАТ и Reemtsma начали широкомасштабную акцию по ограничению продажи сигарет несовершеннолетним. «В 15 российских городах размещены щиты с социальной рекламой, а региональные каналы скоро покажут рекламные ролики с призывами не продавать сигареты детям и подросткам. Кроме того, торговые представители табачных компаний проведут воспитательную работу с магазинами с конечной целью «отвадить» несовершеннолетних от курения. В дальнейшем акция распространится еще на 47 городов. Вся эта борьба с курением обойдется борцам в $500 000»[6]. Также  компании постоянно отчисляют сумму на лечение рака людям, пострадавшим в результате курения. Да, подобные поступки свидетельствуют о положительной тенденции в плане этичного поведения табачных компаний, информация стала доступна, ее можно увидеть не только в СМИ и на улицах, но и на самих упаковках сигарет. Если раньше компании писали о вреде  маленькими буквами, то теперь эта надпись занимает 20 процентов лицевой стороны пачки. Более того, из личного опыта работы с табачной продукцией, я могу смело сказать о том, что, например, компания BAT предусматривает в речевом модуле промоутеров во время акций фразы, предполагающие заинтересованность в предоставлении своей продукции лицам старше восемнадцати лет, и уже сделавшим свой выбор в пользу курения.

На мой взгляд, наиболее эффективно было бы произвести работу, подобно той, которую осуществляет компания Hieneken: работу непосредственно с детьми в школах, для формирования своей собственной жизненной позиции. Я убеждена, что тогда и только тогда человек сможет разумно принимать решения, следуя нормам, предусмотренным специалистами, только тогда он сможет проявить силу воли и сказать сигаретам «нет».

Нельзя не согласиться с тем, что табачные компании стараются соответствовать социально ответственному образу, хотя сам факт производства подобного вида продукта говорит об отсутствие этики по отношению к обществу.  Рассмотрение политик компаний также создает диссонанс, ибо, как было сказано выше,- «табачные короли» переключили свое внимание на страны Азии, Латинской Америки и Африки, тем самым продолжая интенсивное внедрение табачных продуктов в массы, опираясь на слабые стороны прошлого этих стран. Так или иначе, я считаю, что решающий выбор ложиться на плечи самого потребителя, поскольку именно он является последней инстанцией, принимающей решение; при этом, можно говорить о том, что табачные компании способны частично удовлетворять критериям социально ответственной индустрии.


Библиографический список
  1. Вредные привычки: История появление табака // URL: http://antialcohol.ucoz.ru/index/0-13 (дата обращения: 07.10.2013)
  2. Статистика курения в мире // URL:http://ne-kurim.ru/articles/stat/statistika-kureniya-v-mire/  (дата обращения: 07.10.2013)
  3.  Заговор табачных королей// URL: http://gazeta.aif.ru/_/online/health/326/10_01 (дата обращения: 08.10.2013)
  4. RS Как и кто заставляет нас курить //URL : http://russlav.ru/stat/kyrevo.html (дата обращения: 08.10.2013)
  5. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие.-2-е изд.- М.:2001. ,13 с.
  6. Анна Каледина Табачные компании смотрят подросткам в глаза. Глаза бегают [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/148146

 



Все статьи автора «Кашина Алёна Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: