ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Скряга Евгений Сергеевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Двадцатый век стал «веком толп» и, соответственно, доминирующей массовой культуры. Однако идейные предпосылки массовой культуры обнаруживаются уже в Античности, а с течением исторического времени только «прирастают» философскими обоснованиями. Гедонизм, позитивизм, прагматизм и психоанализ позволяют понять сущность массовой культуры, объяснить её прочную экспансию.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Скряга Е.С., Пятилетова Л.В. Идейные предпосылки массовой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/02/25668 (дата обращения: 21.02.2024).

Массовое искусство – тотальное явление современной «культурной ситуации».

Возникло оно не на пустом месте: для понимания сущности массового искусства необходимо рассмотреть то, что его укореняет в текущей действительности, а именно – его философские предпосылки.

Уже в философии Античности есть теория, в полной мере выражающая «общее настроение» культуры масс. Это гедонизм: цель жизни – наслаждение [1].

Зародившаяся в Античности философия гедонизма позволяет утверждать, что двадцатый век не оригинален в плане возникновения глобальной культуры – культуры, понятной всем.

Вторым идейным источником массовой культуры, без сомнения, является позитивизм в его натуралистическом аспекте, сводящем к биологическому началу начало социальное (так, незаметная «подмена», например, одного мотива действующих героев художественных произведений другим, свойственна для  массовой культуры). В данном контексте находит свое отражение преувеличение роли и значения вещей (материального) в формировании, становлении личности человека.

Позитивизм также делает акцент на индивидуализме, конкуренции, приводящей к выживанию самых сильных.

Прагматизм – еще одна философская школа, «обосновывающая» культуру широких масс.

Истинным является все полезное, утверждает прагматизм. «Успех», таким образом, становится мерилом качества художественного произведения массовой культуры в двадцатом веке. Этот критерий наиболее заметен в рекламе (реклама сама становится произведением искусства).

Основанием современной массовой культуры, без сомнения, является психоанализ З. Фрейда.

Исследование структуры человеческой души позволили теоретику психоанализа сделать вывод о преобладании бессознательного в человеческой психике и актуализации личностью сознательного в деле подавления/подчинения собственной инстинктивной природы.

Человек настолько является личностью, насколько способен подчинить себе свои собственные инстинкты, однако, это делает его несчастным, подверженным фрустрации: подавление инстинктов приводит к агрессии по отношении к обществу, поскольку тело лишено стихийных природных удовольствий, немедленно удовлетворяемых желаний.

Массовое искусство становится рупором нереализованных желаний, возможно, единственным мощным утешением неудовлетворённого тела.

Сексуальность, агрессивность, страх – основные эмоции, поставляемые массовой культурой. Таким образом, продукты масскульта востребованы, покупаемы, поскольку удовлетворяют запросы потребителя культуры.

Двадцатый век, век многочисленных потрясений, называют не только «веком толп», но и по праву – «веком страха», манифестацией чего становится кинематограф с особым жанром «фильмов ужасов».

Изображение природных, социальных, «метафизических» катастроф заполнило экраны телевизоров.

Нестабильность «постоянно меняющегося мира» лишь подогревает интерес к жанру ужасов.

Уже античные философы ставили вопрос о первичности/вторичности желаний и действий: Аристотель полагал, что изображение ужасов посредством катарсиса освобождает психику индивида, Платон же, в свою очередь, считал изображение кровавых сцен опасным социальным явлением, имеющим обучающий характер.

Психологи полагают, что феномен «сверхнасилия» притупляет психику, создает зависимость от вымышленных форм насилия.

В двадцатом веке явление массовой культуры достаточно широко и многоаспектно исследовано [2, 3, 4, 5, 6].

Общепризнанным остается мнение, что единственным антидотом массовой культуры является культура элитарная, требующая долгосрочных культурных вложений (культурный капитал), воспитывающая не потребителя культуры, а зрителя, слушателя, обладающего развитым художественным вкусом.


Библиографический список
  1. Григорьев А.С., Пятилетова Л.В. Управление наслаждением: гедонизм vs эвдемонизм // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/08/84167  (дата обращения: 26.02.2019).
  2. Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Человек массового общества в его отношении к искусству и «аристократии»: «обнуление» и «конец культуры» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15341.htm.
  3. Буряк Б.В., Пятилетова Л.В. Социальные «эффекты» массовой культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/80005 (дата обращения: 07.02.2019).
  4. Костарев А.В., Пятилетова Л.В. Массовый человек как новый цивилизационный вызов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83301 (дата обращения: 09.02.2019).
  5. Палкин П.А., Пятилетова Л.В. Природа и сущность «человеческой массы»: анатомия толпы // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/24135 (дата обращения: 07.02.2019).
  6. Каткова Я.А., Пятилетова Л.В. Массовое и элитарное: к вопросу о «незаметном убийстве элитарной культуры» // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/05/25031 (дата обращения: 07.02.2019).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: