УДК 130.3

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МАССЫ»: АНАТОМИЯ ТОЛПЫ

Палкин Павел Алексеевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
ХХ век традиционно называют «веком толп»: интенсивная миграция в города-миллионники только усиливает и обостряет это явление. Толпа становится для горожанина неизбежным фактом повседневности, вынуждая индивида погружаться в состояние бытия с иными механизмами функционирования. Толпа как «человеческая стихия» – сопутствующее явление городской среды в её возможных крайне опасных проявлениях. Поэтому знание реалий коллективного бытия становится существенным для выживания современного жителя (мега)полиса. Французский психолог, антрополог Г. Лебон, открывший «закон духовного единства толпы» и рассмотревший её по аналогии с человеческим организмом, сделал принципиальные открытия в понимании природы и сущности «больших человеческих масс», – открытия, позволяющее контролировать толпу путём «сканирования» и «перепрограммирования» коллективного бессознательного.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Палкин П.А., Пятилетова Л.В. Природа и сущность «человеческой массы»: анатомия толпы // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/24135 (дата обращения: 10.06.2017).

Исследование феномена толпы необычайно значимо сегодня: живя в «век толп» (С. Московичи) в пространстве города/мегаполиса, человек всё чаще вынужден своеобразно погружаться в это явление напрямую. Пространство города предрасполагает быть захваченным толпой, вынуждает существовать как толпа (как в активной своей фазе (толпа как разразившаяся стихия, накрывающая индивида [1], так и пассивной (толпа как возможность «человеческой стихии» разразиться)).
На наш взгляд, превосходно анатомировал явление толпы (выявив её природу, которая коренным образом не совпадает с природой личности; собственно, антиномия «толпа/личность» являются во многом решающими для понимания сущности как толпы, так и личности) Г. Лебон (классический труд «Психология народов и масс»), по праву считающийся не только основателем «теории толпы», но и, действительно, сказавший о толпе нечто самое главное (сущность толпы): «По опыту последних десятилетий нужно заметить, что утверждения Ле Бона подтвердились удивительнейшим образом, по крайней мере во внешних аспектах, даже в условиях современной технологической цивилизации, когда можно было бы рассчитывать на то, что массы, стали более просвещенными» [2].

Г. Лебон рассматривает толпу, используя антропоморфные образы-сравнения. В частности, толпа сравнивается с общей «организацией» человека. Таким образом, по аналогии с человеком, у толпы (как объединённой человеческой массы) есть тело и душа.

Тело толпы состоит из соединённых в единое целое (впрочем, оно может быть территориально «разбросано», но всё равно это именно целое образование) отдельных тел индивидов («социальных атомов»). Тело – очень важный момент, основа для возникновения этого нового явления, поскольку является индикатором «интенсивности» души толпы: если тело небольшое, – в активной фазе своего проявления толпа незначительна.

У тела есть тенденция к максимизации: чем больше индивидов – тем ярче проявляется и интенсивнее «душевная» жизнь толпы, тем она более «эффекта» (экстатична, разрушительна и т.д.).

Критерием возникновения (тела) толпы как возможности проявить её природу является минимальное число шесть и более. Шесть тел (физически взятые индивиды), по наблюдениям Г. Лебона, вполне могут стать основой для возникновения нового социального организма с новообразованием «душа толпы».

«Душа толпы» возникает в силу действия «духовного закона единства толпы». Проводя прямую аналогию с «ментальным аппаратом» З. Фрейда, можно красочно представить «внутренний мир» толпы: обнаруживающие себя через поведенческие паттерны яркие аффекты (эмоциональные реакции) как слепок общих, «коллективных», инстинктов при (временно) «отключённом» индивидуальном сознании.

Погружаясь в состояние толпы моментально, индивид на время утрачивает бытие в качестве личности со всеми его характерными атрибутами: (само)сознание, автономность воли и выбора, ответственность, но приобретает нечто иное (безмолвно-бессловесное существование, граничащее с полным растворением в «мы»; непреодолимую тягу к общим коллективным действиям и эмоциям/аффектам; дорефлексивное состояние сознания; анонимность; безответственность).

Г. Лебон, на наш взгляд, выявил один из принципиальных механизмов «работы с толпой» (управление, контроль, манипуляция, нейтрализация), исходящий именно из выявленной сущности этого нового социального образования: духовное единство толпы. В последующем профессионалы-психологи смогли тактически применять открытие Г. Лебона на практике в качестве одного из наиболее значимых механизмов управления толпой, особенно в деле нейтрализации её негативных проявлений.

Далее приводим один из «кейсов» борьбы с толпой, успешно разрешённых профессиональными психология на излёте ХХ века в СССР.

Челябинск. 1990 год. В самом конце периода антиалкогольной кампании разразился «винный бунт». Несколько дней подряд толпа, состоявшая из «суровых челябинских мужиков», желая купить спиртное и не раздобыв его, крушила магазины: ситуация выходила из-под контроля.

Власти города пребывали в растерянности: перестройка – методы тоталитарного общества уже применить было невозможно; новые – ещё не были выработаны.

На помощь челябинским органам правопорядка пришли московские психологи: «Рекомендация состояла в том, чтобы раздобыть и начать демонстрировать по местному телевидению какой-нибудь захватывающий зарубежный триллер, предваряя и сопровождая его показ интенсивной рекламой.

Сегодняшние студенты с трудом улавливают изюминку такого решения. Для этого надо помнить аскетическое советское телевидение, где самым эротичным зрелищем было фигурное катание, а самым динамичным – футбольный матч внутреннего чемпионата. Но у очень немногих тогдашних «богачей» уже появились в домах видеомагнитофоны, и сложился подпольный рынок кассет. Милиция, конечно, наперечёт знала воротил запрещенного бизнеса, и операция была проведена с необходимой быстротой. На четвертый день после начала опасных событий в городе было широко разрекламировано начало показа необычайного для советских телезрителей многосерийного эротического боевика – и толпа на улице больше не появлялась.

Правоведы могут указать, какие законы и международные соглашения (авторское право, интеллектуальная собственность) были при этом нарушены. Но, думаю, все согласятся: важнее то, что удалось избежать дальнейшего нагнетания процесса, новых разрушений и возможных человеческих жертв…» [3].


Библиографический список
  1. Теракт в Италии. Жуткая давка. Новости 04.06.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XXb7OqBGSEE (дата обращения: 05.06.2017).
  2. Московичи С. Наука о массах [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/165491-vek-tolp.html (дата обращения: 07.06.2017).
  3. Назаретян А. Психология стихийного массового поведения [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/137527-psixologiya-stixijnogo-massovogo-povedeniya.html (дата обращения: 08.06.2017).

 



Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: