НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИМ КУРСАМ
Погрузимся в теорию традиционного подхода к обучению.
В традиционном обучении: учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путем доказательства их истинности.
Достоинства традиционного обучения:
- позволяет в сжатые сроки вооружить учащихся знаниями;
- обеспечивает прочность усвоения;
- непосредственное управление процессом усвоения;
- коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение;
Недостатки традиционного обучения (из своего педагогического опыта):
- ориентировано больше на память, чем на мышление;
- мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности;
- в недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации;
- превалирует субъективно-объективный стиль отношений между преподавателем и учащимися;
Теперь поговорим о техническом обучении.
Преподавание технических дисциплин – это сложный конгломерат из тем и практик, которые должен освоить ученик. Если мы будем выдавать эти знания традиционным подходом, учащийся освоит в сжатые сроки материал, но это будет больше похоже на игры с памятью.
Память человека – потрясающая вещь, она может запомнить даже то, что индивиду вообще не нужно, и спустя несколько месяцев, забыть. Но если мы рассматриваем технические курсы, то каждый урок будет для нас взаимосвязан для следующей темы. И важен подход не только из рубрики «Запомни, пройди тест, забудь», лучшее будет «Пойми, осознай, и начни применять у себя».
Нетрадиционные методы обучения в технической сфере, позволяют применять разные практики педагогики. Приведу пример лучшего метода нетрадиционного обучения.
Проектные работы – ученики становятся командой, каждый осознает свою важность, обучающийся – это винтик большой машины, которая направлена на производство, исследование или решение какой-либо проблемы.
В данном случае, проекты позволят найти каждому участнику то, что он любит, развить творческий потенциал, а заодно усвоить тему через призму своего понимания. Это ли не главное в педагогике?
Педагог становится ментором, показывает куда двигаться и как. А команда уже сама выбирает пути развития и делает свои маленькие шаги в освоении науки.
ХРОНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Процесс разработки программного обеспечения включает в себя несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и требует определенных навыков и знаний. В общем случае можно выделить следующие этапы: планирование, анализ, проектирование, разработка, тестирование и внедрение.
Схема разработки:
Рисунок 1. Схема разработки программного обеспечения (на примере Agile методологии)
На стадии планирования определяются требования к продукту, оценивается его сложность и составляется план проекта. На этом этапе также могут быть определены команды, работающие над проектом, и их роли.
Анализ предполагает более детальное изучение требований и определение технических возможностей для их реализации.
Проектирование включает в себя создание архитектуры продукта, описание его компонентов и реализацию дизайн-макетов.
Разработка — этап, на котором создаются код и отдельные компоненты программного продукта.
Тестирование включает проведение тестов на различных этапах процесса разработки, начиная от модульного тестирования кода и заканчивая функциональным тестированием продукта в целом.
Внедрение — этап, на котором программное обеспечение готово для использования клиентами.
В рамках каждого из этапов процесса разработки могут быть выделены компоненты работ, которые выполняют различные команды или отдельные члены команды.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗРАБОТКИ В ПЕДАГОГИКЕ
Принципы разработки программного обеспечения могут быть применены в педагогике с целью разработки эффективных образовательных программ и технологий обучения. Некоторые из таких принципов, которые могут быть применены в образовательном процессе, могут включать в себя:
-
Анализ требований: это процесс выявления потребностей студентов и разработка целей и задач обучения, которые будут соответствовать этим потребностям.
-
Проектирование обучения: при проектировании обучения применяются принципы проектирования программного обеспечения, такие как дизайн визуальных интерфейсов, создание логических моделей и т.д.
-
Разработка и тестирование обучения: разработка обучения может проводиться с использованием различных технологий, например, создание интерактивных курсов с использованием LMS или создание онлайн-игр. Тестирование продукта обучения может проводиться с помощью тестов и опросов студентов для проверки эффективности обучения.
-
Выпуск продукта и сопровождение: после выпуска продукта обучения его нужно поддерживать и обновлять, чтобы он соответствовал современным требованиям и технологиям.
Также принципы Agile-методологий могут быть применены в педагогике, чтобы улучшить качество обучения и улучшить его эффективность.
Методы разделения команды разработки, такие как Scrum, Kanban, Lean, могут быть применены и в обучении проектному методу. Эти методы предлагают современные и эффективные инструменты для достижения результатов в коллективной работе и могут быть применены для улучшения качества обучения и улучшения эффективности работы студентов.
- Метод Scrum (Схватка) может быть применен для работы над групповыми проектами и распределения работ между участниками команды. Каждый участник команды может заниматься своей областью проекта, что обеспечивает максимальную эффективность и оптимальное использование ресурсов.
- Метод Kanban (Сигнальная карточка) также может быть применен в обучении, чтобы оптимизировать рабочий процесс и улучшить качество работы. Он может помочь студентам решать задачи и принимать решения, основываясь на предыдущих результатах решения задач.
- Метод Lean (Опора) может быть применен для улучшения качества работы над проектами и уменьшения потерь в процессе обучения. Он может помочь студентам сосредоточиться на важных задачах и не тратить время на малозначимые действия.
- Pair Programming (Парное программирование) это метод, при котором два участника команды сидят за одним компьютером, один из них является водителем, а другой – наблюдателем. Водитель пишет код, а наблюдатель следит за процессом и замечает возможные ошибки. После определенного времени они меняются ролями. Этот метод помогает студентам работать над задачами в паре, учиться видеть и исправлять ошибки друг друга и обмениваться знаниями.
- Code Reviews (Обзор кода) этот метод предполагает обзор кода друг друга участниками команды. Это позволяет выявлять ошибки и находить лучшие решения, улучшать качество кода и учиться на примере других участников команды.
- Retrospectives (Взгляд в прошлое) это метод, который позволяет участникам команды анализировать свою работу, определять сильные и слабые стороны, принимать решения о том, как улучшить свою работу в будущем. В процессе обучения этот метод может использоваться для анализа работы студентов над проектами и извлечения уроков из ошибок.
Таким образом, применение методов и принципов разработки в проектном методе обучения позволяет студентам работать более системно и эффективно, получать реальный опыт работы в коллективе, а также улучшить их навыки в области управления проектами. Это самая идеальная формула получения софт и хард-скиллов в один момент образовательного процесса. Надеюсь, каждый подчерпнет что-то нужное и применит в своей педагогической практике, как сделал это я.
Важно понимать, что данные методы и принципы употребимы лишь в новых педагогических практиках, поскольку проектное обучение является самой гибкой методологией, то и внедрение лучших инструментариев работы IT-отрасли будет самым эффективным в достижении быстрого, качественного результата образовательной программы. Этот подход, в первую очередь, смогут оценить преподаватели и педагоги технических дисциплин.
Библиографический список
- Мышенков В.И., Малашин А.А., Галахов Г.Д., Орехов А.Д., Пименов А.С., Пронин К.Н. Исследование пригодности ППП «NUMECA» для численного решения задач внешнего обтекания. Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 6. С. 123–131.
- Пронин К.Н. Популяризация прикладной математики (на примере аэродинамики) для школьников и студентов. Техическое творчество молодёжи №1 (137) 2023. 32-36 с.
- Гамидов Л. Ш., Мартазанов Х. М., Алиева Р. Р. Организация проектной деятельности со студентами. Мир науки, культуры, образования. 2019.
- Петухова Е.А., Кравченко Г.В. Использование метода проектов в обучении студентов вуза средствами информационных технологий. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017.
- Пронин К.Н. RPA (Robotic process automatisation) PIX Studio в педагогике основ программирования // Гуманитарные научные исследования. 2023. № [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/05/55382