МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Пронин Кирилл Николаевич
Разработчик программного обеспечения, PIX Robotics; Педагог дополнительного образования, Центр научно-технического творчества и развития Polycent; Участник кружкового движения; Москва, samkirill1808@rambler.ru

Аннотация
Цель работы – доказать высокую эффективность методологии проектного обучения, основанной на принципах и методах разработки программного обеспечения.
В статье описываются преимущества данной методологии в сравнении с традиционными формами обучения. Подробно рассматриваются основные принципы, применяемые при разработке программного обеспечения, и их влияние на проектное обучение.
Данная статья стала победителем XXIII Международного конкурса научно-исследовательских работ «Открытия, которые меняют мир – 2023», Научно-творческого общества «Просвещение».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Пронин К.Н. Методология проектного обучения на основе принципов разработки программного обеспечения // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/07/55449 (дата обращения: 14.05.2024).

НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИМ КУРСАМ

Погрузимся в теорию традиционного подхода к обучению.

В традиционном обучении: учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путем доказательства их истинности.

Достоинства традиционного обучения:

  • позволяет в сжатые сроки вооружить учащихся знаниями;
  • обеспечивает прочность усвоения;
  • непосредственное управление процессом усвоения;
  • коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение;

Недостатки традиционного обучения (из своего педагогического опыта):

  • ориентировано больше на память, чем на мышление;
  • мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности;
  • в недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации;
  • превалирует субъективно-объективный стиль отношений между преподавателем и учащимися;

Теперь поговорим о техническом обучении.

Преподавание технических дисциплин – это сложный конгломерат из тем и практик, которые должен освоить ученик. Если мы будем выдавать эти знания традиционным подходом, учащийся освоит в сжатые сроки материал, но это будет больше похоже на игры с памятью.

Память человека – потрясающая вещь, она может запомнить даже то, что индивиду вообще не нужно, и спустя несколько месяцев, забыть. Но если мы рассматриваем технические курсы, то каждый урок будет для нас взаимосвязан для следующей темы. И важен подход не только из рубрики «Запомни, пройди тест, забудь», лучшее будет «Пойми, осознай, и начни применять у себя».

Нетрадиционные методы обучения в технической сфере, позволяют применять разные практики педагогики. Приведу пример лучшего метода нетрадиционного обучения.

Проектные работы – ученики становятся командой, каждый осознает свою важность, обучающийся – это винтик большой машины, которая направлена на производство, исследование или решение какой-либо проблемы.

В данном случае, проекты позволят найти каждому участнику то, что он любит, развить творческий потенциал, а заодно усвоить тему через призму своего понимания. Это ли не главное в педагогике?

Педагог становится ментором, показывает куда двигаться и как. А команда уже сама выбирает пути развития и делает свои маленькие шаги в освоении науки.

ХРОНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Процесс разработки программного обеспечения включает в себя несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и требует определенных навыков и знаний. В общем случае можно выделить следующие этапы: планирование, анализ, проектирование, разработка, тестирование и внедрение.

Схема разработки:

Рисунок 1. Схема разработки программного обеспечения (на примере Agile методологии)

На стадии планирования определяются требования к продукту, оценивается его сложность и составляется план проекта. На этом этапе также могут быть определены команды, работающие над проектом, и их роли.

Анализ предполагает более детальное изучение требований и определение технических возможностей для их реализации.

Проектирование включает в себя создание архитектуры продукта, описание его компонентов и реализацию дизайн-макетов.

Разработка — этап, на котором создаются код и отдельные компоненты программного продукта.

Тестирование включает проведение тестов на различных этапах процесса разработки, начиная от модульного тестирования кода и заканчивая функциональным тестированием продукта в целом.

Внедрение — этап, на котором программное обеспечение готово для использования клиентами.

В рамках каждого из этапов процесса разработки могут быть выделены компоненты работ, которые выполняют различные команды или отдельные члены команды.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗРАБОТКИ В ПЕДАГОГИКЕ

Принципы разработки программного обеспечения могут быть применены в педагогике с целью разработки эффективных образовательных программ и технологий обучения. Некоторые из таких принципов, которые могут быть применены в образовательном процессе, могут включать в себя:

  1. Анализ требований: это процесс выявления потребностей студентов и разработка целей и задач обучения, которые будут соответствовать этим потребностям.
  2. Проектирование обучения: при проектировании обучения применяются принципы проектирования программного обеспечения, такие как дизайн визуальных интерфейсов, создание логических моделей и т.д.
  3. Разработка и тестирование обучения: разработка обучения может проводиться с использованием различных технологий, например, создание интерактивных курсов с использованием LMS или создание онлайн-игр. Тестирование продукта обучения может проводиться с помощью тестов и опросов студентов для проверки эффективности обучения.
  4. Выпуск продукта и сопровождение: после выпуска продукта обучения его нужно поддерживать и обновлять, чтобы он соответствовал современным требованиям и технологиям.

Также принципы Agile-методологий могут быть применены в педагогике, чтобы улучшить качество обучения и улучшить его эффективность.

Методы разделения команды разработки, такие как Scrum, Kanban, Lean, могут быть применены и в обучении проектному методу. Эти методы предлагают современные и эффективные инструменты для достижения результатов в коллективной работе и могут быть применены для улучшения качества обучения и улучшения эффективности работы студентов.

  • Метод Scrum (Схватка) может быть применен для работы над групповыми проектами и распределения работ между участниками команды. Каждый участник команды может заниматься своей областью проекта, что обеспечивает максимальную эффективность и оптимальное использование ресурсов.
  • Метод Kanban (Сигнальная карточка) также может быть применен в обучении, чтобы оптимизировать рабочий процесс и улучшить качество работы. Он может помочь студентам решать задачи и принимать решения, основываясь на предыдущих результатах решения задач.
  • Метод Lean (Опора) может быть применен для улучшения качества работы над проектами и уменьшения потерь в процессе обучения. Он может помочь студентам сосредоточиться на важных задачах и не тратить время на малозначимые действия.
  • Pair Programming (Парное программирование) это метод, при котором два участника команды сидят за одним компьютером, один из них является водителем, а другой – наблюдателем. Водитель пишет код, а наблюдатель следит за процессом и замечает возможные ошибки. После определенного времени они меняются ролями. Этот метод помогает студентам работать над задачами в паре, учиться видеть и исправлять ошибки друг друга и обмениваться знаниями.
  • Code Reviews (Обзор кода) этот метод предполагает обзор кода друг друга участниками команды. Это позволяет выявлять ошибки и находить лучшие решения, улучшать качество кода и учиться на примере других участников команды.
  • Retrospectives (Взгляд в прошлое) это метод, который позволяет участникам команды анализировать свою работу, определять сильные и слабые стороны, принимать решения о том, как улучшить свою работу в будущем. В процессе обучения этот метод может использоваться для анализа работы студентов над проектами и извлечения уроков из ошибок.

Таким образом, применение методов и принципов разработки в проектном методе обучения позволяет студентам работать более системно и эффективно, получать реальный опыт работы в коллективе, а также улучшить их навыки в области управления проектами. Это самая идеальная формула получения софт и хард-скиллов в один момент образовательного процесса. Надеюсь, каждый подчерпнет что-то нужное и применит в своей педагогической практике, как сделал это я.

Важно понимать, что данные методы и принципы употребимы лишь в новых педагогических практиках, поскольку проектное обучение является самой гибкой методологией, то и внедрение лучших инструментариев работы IT-отрасли будет самым эффективным в достижении быстрого, качественного результата образовательной программы. Этот подход, в первую очередь, смогут оценить преподаватели и педагоги технических дисциплин.


Библиографический список
  1. Мышенков В.И., Малашин А.А., Галахов Г.Д., Орехов А.Д., Пименов А.С., Пронин К.Н. Исследование пригодности ППП «NUMECA» для численного решения задач внешнего обтекания. Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 6. С. 123–131.
  2. Пронин К.Н. Популяризация прикладной математики (на примере аэродинамики) для школьников и студентов. Техическое творчество молодёжи №1 (137) 2023. 32-36 с.
  3. Гамидов Л. Ш., Мартазанов Х. М., Алиева Р. Р. Организация проектной деятельности со студентами. Мир науки, культуры, образования. 2019.
  4. Петухова Е.А., Кравченко Г.В. Использование метода проектов в обучении студентов вуза средствами информационных технологий. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017.
  5. Пронин К.Н. RPA (Robotic process automatisation) PIX Studio в педагогике основ программирования // Гуманитарные научные исследования. 2023. № [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/05/55382


Все статьи автора «Пронин Кирилл Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: