Релевантность и практическая значимость играют важную роль при подготовке учащихся с низкой мотивацией на уроках математики. Вот несколько аспектов, которые можно учесть для повышения мотивации и практической значимости математического обучения: связь с реальным миром, контекстуальное обучение, применение технологий, коллективная работа, поддержка индивидуальных интересов.
Связь с реальным миром
Предоставьте учащимся задачи и примеры, которые имеют прямую связь с их повседневной жизнью и реальными ситуациями. Показывайте, как математические концепции и навыки могут быть применимы в различных сферах, например, в финансах, технологиях, строительстве и т.д.
Приведём примеры того, как можно установить связь с реальным миром на уроках математики:
- Применение в повседневной жизни. Показывайте учащимся, как математические концепции применяются в повседневных ситуациях. Например, расскажите, как использование пропорций помогает при приготовлении рецепта, как понимание геометрии помогает при строительстве или как планирование бюджета связано с арифметикой.
- Реальные примеры и задачи. Предоставляйте задачи и примеры, которые имеют непосредственное отношение к реальным ситуациям и проблемам. Например, рассмотрите задачу о расчете площади комнаты или о нахождении среднего значения из реальных данных.
- Использование данных и статистики. Включайте в уроки математики работу с данными и статистикой из реальных источников. Это может быть анализ данных о погоде, спортивных результатов, населении и т.д. Учащиеся могут применять математические методы для обработки и интерпретации этих данных.
- Проектные задания. Задавайте проектные задания, которые требуют применения математических концепций для решения реальных проблем. Например, попросите учащихся разработать бюджет для вымышленной семьи или создать план затрат на экскурсию.
- Гостевые лекции и экскурсии. Приглашайте специалистов из различных областей, которые могут рассказать о том, как математика используется в их профессиональной деятельности. Организуйте экскурсии, например, в строительную фирму или лабораторию, где учащиеся смогут увидеть, как математика применяется на практике.
Связь с реальным миром на уроках математики помогает учащимся понять практическое применение математических знаний и развить мотивацию к изучению предмета. Это поможет им увидеть, что математика является неотъемлемой частью нашей жизни и имеет значимость в реальном мире.
Контекстуальное обучение
Представляйте математические задачи и концепции в контексте, который интересен и актуален для учащихся. Например, использование задач, связанных с спортом, модой, путешествиями или другими областями, которые могут привлечь их внимание и создать практическую значимость.
Пример задачи, связанной со спортом
Пример задачи по математике, связанной со спортом, может быть связан с расчетом скорости бегуна на основе времени и расстояния. Например:
“Бегун стартует на стадионе и пробегает дистанцию 400 метров за 50 секунд. Какая средняя скорость бегуна на этой дистанции?”
Для решения этой задачи необходимо применить формулу средней скорости: Скорость = Расстояние / Время
В данном случае, расстояние равно 400 метров, а время равно 50 секунд. Подставляя значения в формулу, получаем: Скорость = 400 м / 50 с = 8 м/с
Таким образом, средняя скорость бегуна на дистанции 400 метров составляет 8 метров в секунду. Эта задача позволяет учащимся применить математические знания о делении и пропорциях для расчета скорости бегуна, что демонстрирует практическую значимость математики в спорте.
Пример задачи по математике связанной с современной модой и стилем
Условие задачи по математике, связанной с современной модой и стилем, может быть следующим:
“В модельном агентстве проводят кастинг для выбора моделей на модный показ. Всего на кастинг явились 50 человек. Из них 30% предпочитают носить одежду в стиле уличной моды, 25% предпочитают классический стиль, 15% предпочитают спортивный стиль, а остальные 30% имеют свой собственный уникальный стиль. Сколько человек выбрали стиль уличной моды?”
Для решения этой задачи нужно вычислить 30% от общего количества участников кастинга.
30% от 50 человек можно вычислить следующим образом: (30/100) * 50 = 0.3 * 50 = 15
Таким образом, 15 человек выбрали стиль уличной моды на этом кастинге. Эта задача позволяет учащимся применить математические навыки процентного вычисления и анализа данных в контексте современной моды и стиля.
Применение технологий
Применение технологий на уроках математики может быть очень полезным для обучения детей с низкой мотивацией. Технологии могут помочь сделать уроки более интерактивными, интересными и практичными, что может способствовать повышению мотивации учащихся. Вот некоторые примеры применения технологий на уроках математики:
- Использование интерактивных досок и проекторов. Интерактивные доски и проекторы позволяют преподавателям визуализировать математические концепции, демонстрировать графики, рисовать диаграммы и проводить интерактивные упражнения. Это помогает учащимся лучше понимать материал и активно взаимодействовать с ним.
- Использование образовательных приложений и программ. Существует множество образовательных приложений и программ, которые предлагают интерактивные упражнения, игры и задачи по математике. Они могут быть адаптированы для работы с детьми с низкой мотивацией, предлагая им интересные и наглядные способы изучения математики.
- Виртуальные экскурсии и моделирование. Использование виртуальных экскурсий и моделирования позволяет учащимся исследовать математические концепции в интерактивной среде. Например, они могут исследовать геометрию через виртуальные пространства или моделировать физические процессы с помощью программного обеспечения.
- Компьютерные игры и головоломки. Компьютерные игры и головоломки могут быть использованы для развития математического мышления, логики и решения проблем. Они могут быть увлекательными и мотивирующими для детей, которые иначе испытывают трудности с математикой.
- Онлайн-ресурсы и видеоуроки. Интернет предлагает множество бесплатных онлайн-ресурсов и видеоуроков по математике. Учащиеся могут использовать их для самостоятельного изучения материала, просмотра интересных примеров и получения дополнительных объяснений.
Применение технологий на уроках математики позволяет перенести материал из традиционной классной комнаты в интерактивную и интересную среду. Это может помочь привлечь внимание и мотивировать детей с низкой мотивацией, обеспечивая им новые способы изучения и понимания математики.
Коллективная работа
Организуйте групповую или парную работу, где учащиеся могут сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. Это поможет им увидеть практическое применение математики в совместном решении задач и проектов, а также развить коммуникационные и кооперативные навыки.
Поддержка индивидуальных интересов
Учитывайте индивидуальные интересы учащихся и позволяйте им выбирать математические задачи или проекты, связанные с их предпочтениями. Это позволит им чувствовать себя более мотивированными и связанными с процессом обучения.
Важно помнить, что каждый ученик уникален, и подходы к повышению мотивации могут различаться. Персонализация и адаптация обучения в соответствии с потребностями и интересами учащихся с низкой мотивацией помогут создать релевантную и практически значимую образовательную среду.
Библиографический список
- Маминов С.В. Педагогические аспекты подготовки учащихся с низкой мотивацией // Интерактивная наука. – 2023. – ISSN 2414-9411.