ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Яхьяева Амина Хасановна
Чеченский государственный педагогический университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии

Аннотация
Статья посвящена цифровизации образования, а именно проблеме интеллектуального развития детей. В статье сказано об особенностях проявления интеллектуального развития детей в образовании. Определены категории «цифровая образовательная среда», «онлайн-обучение», «цифровые сервисы», также обозначены проблемы цифровизации образования, связанных с отсутствием рекомендаций преподавания для педагогов в цифровой школе.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Яхьяева А.Х. Интеллектуальное развитие обучающихся в условиях цифровизации образования // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/02/55275 (дата обращения: 26.02.2024).

В настоящее время во всем мире интеллект представляет собой стратегически важный ресурс. Именно интеллект человека во многом определяют развитие производства и науки.

Как известно, основу интеллектуального развития составляют познавательные процессы, они выступают в качестве важнейших компонентов любой деятельности, основа интеллектуального развития закладывается в младшем школьном возрасте. А.А. Венгер считает, что 80% интеллектуальная база формируется до 10 лет. В. Штерн интеллект связывает с адаптацией к новым жизненным обстоятельствам. С точки зрения А. Полани интеллект – это способность приобретать новые знания [1;3].

Показателем интеллектуального развития детей являются учебная деятельность, познавательная активность и знания. Развитие интеллектуального потенциала происходит не само по себе, а в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой и в процессе учебной деятельности.

К особенностям интеллектуального развития относится: объем памяти, концентрация внимания, способность к прогнозированию, воображение, сознание. Интеллектуальными свойствами учащихся являются любознательность, широта ума, подвижность и гибкость ума, критичность мышления.

Необходимо отметить, что мы живем в эпохе цифрового общества, сегодня активно развиваются понятия «цифровая образовательная среда», «онлайн-обучение», «цифровые сервисы». Цифровая образовательная среда представляет собой набор электронно-информационных образовательных ресурсов для реализации программ обучения в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Онлайн-обучение на сегодняшний день один из распространенных форм дистанционного образования с применением интернет – технологий. Цифровые сервисы – это информационные ресурсы обеспечивающие возможность обучаться удаленно [4].

Чтобы жить и развиваться в «цифровом» обществе современная личность должна интегрировать в себе такие особенности как эрудированность, коммуникабельность, умение логически мыслить, организованность, креативность, самокритичность, умение анализировать информацию, цифровая грамотность, правила деловой переписки в мессенджерах и соцсетях и т.д.

Резюмируя сказанное, цифровизация образования диктует высокие требования, от уровня интеллектуального потенциала учащихся зависит эффективность обучения, высокий уровень интеллекта детей проявляется в креативности, критичности в информации, самостоятельности в действиях и т.д.

Цифровая трансформация в образовании предполагает перевод содержания школьной программы — учебников, материалов для школьных занятий — в электронную форму и создание онлайн-курсов, которые позволят ученикам получать знания самостоятельно, ориентироваться в объемных информациях. Трансформируется парадигма взаимодействия учителя и ученика, современный учитель выполняет функции консультанта, наставника, то есть учитель направляет ученика на индивидуализированную траекторию обучения.

Цифровизация образования – это безграничное пространство, где каждый ученик может сам выбирать для себя источники получения знаний. Цифровизация образования включает в себя:

  1. Перевод содержания школьной программы — учебников, материалов для школьных занятий — в электронную форму и создание онлайн-курсов, которые позволят ученикам получать знания самостоятельно;
  2. Создание платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», через которые ученик будет получать свободный доступ к электронному образовательному контенту;
  3. Оснащение школ инфраструктурой (компьютерами, доступом в интернет, интерактивными панелями и пр.), позволит учителям и ученикам использовать электронный образовательный контент;
  4. Посещение электронных библиотек, виртуальных экскурсий.

Электронные учебники становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения. Уже сегодня оцифрованы не только учебники, художественная литература, но и разработаны аудио-приложения к учебникам, онлайн-тренажеры, сервисы для учителей для быстрой подготовки и проведения классных работ.

Используя современные образовательные цифровые технологии обучения, позволяют повысить эффективность образовательного процесса за счет снижения времени при проверке учителем работ учащихся. Цифровизация образования в школе интерпретируется как уровень высокой цивилизации.

Необходимо отметить, что цифровизация образования характеризуется рядом проблем. Нет четко обозначенных правил взаимодействия учителя и ученика, цифровизация образования не только перевод учебного материала в электронный формат, но и новый уровень подхода к педагогической деятельности, в связи, с чем необходимо определить эффективные инструменты как учить детей в цифровой среде; из-за отсутствия теорий и концепций цифрового обучения сегодня учителям сложно построить алгоритм педагогического общения с учениками.

Однако следует подчеркнуть, что обучение детей через «цифру» имеет серьезные ограничения в интеллектуальном развитии детей. Исследования аналитиков The Wall Street Journal  цифровых школ в США в 2017 году, выявили, что 80 % обучающихся низкие показатели успеваемости. Согласно европейским исследованиям, учебный материал с бумажной книги запоминается и усваивается детьми лучше, чем с электронных книг [2]

Цифровое пространство снижает социальное общение, творческие игры и взаимодействие с реальным миром, что приводит к задержке развития детей.

Таким образом, цифровизация образования открывает новые возможности и формирует задачу – осознания ценности таких понятий как «цифровой мир», «виртуальный мир». Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенция, дающих возможность реализовать цифровые проекты, быть в будущем, востребованным на рынке труда и социализированным в обществе в новых цифровых условиях.

Цифровые, информационно-коммуникативные технологии, которые применяются в сфере педагогического образования направлены на развитие интеллектуальных способностей, когнитивной сферы личности обучающихся, при этом следует помнить, что цифровизация образования не позволяет развивать разностороннюю личность. В нашем понимании интеллектуальное развитие связано с нравственно-духовной сферой и представляет собой основу раскрытия внутреннего потенциала личности.


Библиографический список
  1. Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика , 1976. – 256 с. . / Под редакцией Л.А. Венгера.
  2. Сергей Трубников, Андрей Трубников / Газета «Суть времени» / 9 июня 2018.
  3. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997.
  4. Яхьяева А.Х. Педагогические условия развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной образовательной среде (на материале этнопедагогики чеченского народа): дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. – Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, 2018 – 180 с.


Все статьи автора «Яхьяева Амина Хасановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: