В настоящее время во всем мире интеллект представляет собой стратегически важный ресурс. Именно интеллект человека во многом определяют развитие производства и науки.
Как известно, основу интеллектуального развития составляют познавательные процессы, они выступают в качестве важнейших компонентов любой деятельности, основа интеллектуального развития закладывается в младшем школьном возрасте. А.А. Венгер считает, что 80% интеллектуальная база формируется до 10 лет. В. Штерн интеллект связывает с адаптацией к новым жизненным обстоятельствам. С точки зрения А. Полани интеллект – это способность приобретать новые знания [1;3].
Показателем интеллектуального развития детей являются учебная деятельность, познавательная активность и знания. Развитие интеллектуального потенциала происходит не само по себе, а в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой и в процессе учебной деятельности.
К особенностям интеллектуального развития относится: объем памяти, концентрация внимания, способность к прогнозированию, воображение, сознание. Интеллектуальными свойствами учащихся являются любознательность, широта ума, подвижность и гибкость ума, критичность мышления.
Необходимо отметить, что мы живем в эпохе цифрового общества, сегодня активно развиваются понятия «цифровая образовательная среда», «онлайн-обучение», «цифровые сервисы». Цифровая образовательная среда представляет собой набор электронно-информационных образовательных ресурсов для реализации программ обучения в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Онлайн-обучение на сегодняшний день один из распространенных форм дистанционного образования с применением интернет – технологий. Цифровые сервисы – это информационные ресурсы обеспечивающие возможность обучаться удаленно [4].
Чтобы жить и развиваться в «цифровом» обществе современная личность должна интегрировать в себе такие особенности как эрудированность, коммуникабельность, умение логически мыслить, организованность, креативность, самокритичность, умение анализировать информацию, цифровая грамотность, правила деловой переписки в мессенджерах и соцсетях и т.д.
Резюмируя сказанное, цифровизация образования диктует высокие требования, от уровня интеллектуального потенциала учащихся зависит эффективность обучения, высокий уровень интеллекта детей проявляется в креативности, критичности в информации, самостоятельности в действиях и т.д.
Цифровая трансформация в образовании предполагает перевод содержания школьной программы — учебников, материалов для школьных занятий — в электронную форму и создание онлайн-курсов, которые позволят ученикам получать знания самостоятельно, ориентироваться в объемных информациях. Трансформируется парадигма взаимодействия учителя и ученика, современный учитель выполняет функции консультанта, наставника, то есть учитель направляет ученика на индивидуализированную траекторию обучения.
Цифровизация образования – это безграничное пространство, где каждый ученик может сам выбирать для себя источники получения знаний. Цифровизация образования включает в себя:
- Перевод содержания школьной программы — учебников, материалов для школьных занятий — в электронную форму и создание онлайн-курсов, которые позволят ученикам получать знания самостоятельно;
- Создание платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», через которые ученик будет получать свободный доступ к электронному образовательному контенту;
- Оснащение школ инфраструктурой (компьютерами, доступом в интернет, интерактивными панелями и пр.), позволит учителям и ученикам использовать электронный образовательный контент;
- Посещение электронных библиотек, виртуальных экскурсий.
Электронные учебники становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения. Уже сегодня оцифрованы не только учебники, художественная литература, но и разработаны аудио-приложения к учебникам, онлайн-тренажеры, сервисы для учителей для быстрой подготовки и проведения классных работ.
Используя современные образовательные цифровые технологии обучения, позволяют повысить эффективность образовательного процесса за счет снижения времени при проверке учителем работ учащихся. Цифровизация образования в школе интерпретируется как уровень высокой цивилизации.
Необходимо отметить, что цифровизация образования характеризуется рядом проблем. Нет четко обозначенных правил взаимодействия учителя и ученика, цифровизация образования не только перевод учебного материала в электронный формат, но и новый уровень подхода к педагогической деятельности, в связи, с чем необходимо определить эффективные инструменты как учить детей в цифровой среде; из-за отсутствия теорий и концепций цифрового обучения сегодня учителям сложно построить алгоритм педагогического общения с учениками.
Однако следует подчеркнуть, что обучение детей через «цифру» имеет серьезные ограничения в интеллектуальном развитии детей. Исследования аналитиков The Wall Street Journal цифровых школ в США в 2017 году, выявили, что 80 % обучающихся низкие показатели успеваемости. Согласно европейским исследованиям, учебный материал с бумажной книги запоминается и усваивается детьми лучше, чем с электронных книг [2]
Цифровое пространство снижает социальное общение, творческие игры и взаимодействие с реальным миром, что приводит к задержке развития детей.
Таким образом, цифровизация образования открывает новые возможности и формирует задачу – осознания ценности таких понятий как «цифровой мир», «виртуальный мир». Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенция, дающих возможность реализовать цифровые проекты, быть в будущем, востребованным на рынке труда и социализированным в обществе в новых цифровых условиях.
Цифровые, информационно-коммуникативные технологии, которые применяются в сфере педагогического образования направлены на развитие интеллектуальных способностей, когнитивной сферы личности обучающихся, при этом следует помнить, что цифровизация образования не позволяет развивать разностороннюю личность. В нашем понимании интеллектуальное развитие связано с нравственно-духовной сферой и представляет собой основу раскрытия внутреннего потенциала личности.
Библиографический список
- Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика , 1976. – 256 с. . / Под редакцией Л.А. Венгера.
- Сергей Трубников, Андрей Трубников / Газета «Суть времени» / 9 июня 2018.
- Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997.
- Яхьяева А.Х. Педагогические условия развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной образовательной среде (на материале этнопедагогики чеченского народа): дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. – Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, 2018 – 180 с.