ПРОБЛЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Рыбина Екатерина Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Семененко Арина Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Актуальность профориентационной работы в общеобразовательных организациях отражена в ряде государственных документов. Но в настоящее время мы наблюдаем, что многие выпускники вузов к работе по специальности не приступают, так как изначально были материально или статусно-позиционно замотивированы. В статье рассматриваются причины актуальности профориентации обучающихся и возрастные особенности профессионального самоопределения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбина Е.А., Торопова А.И., Семененко А.И., Ротанова В.А., Куденкова Н.А. Проблема профориентации обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/08/51101 (дата обращения: 19.05.2024).

В XXI веке одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений стала профориентация обучающихся. Актуальность проблемы профориентации обусловлена рядом причин:

-       недостаточная ориентация системы образования и ее субъектов на освоение профессий высокотехнологического и наукоемкого производства;

-       недостаточная научно-методическая и организационная готовность общеобразовательных организаций к оказанию педагогической поддержки в профессиональном самоопределении;

-       отсутствие инновационной системы профориентационной работы, учитывающей реалии времени и индивидуальные запросы обучающихся;

-       недооценка профориентационной работы (слабая подготовка специалистов-профконсультантов, малое количество времени уделяется профориентационной работе);

-       практика профоконсультационной помощи преимущественно организовывается без активизации самих консультируемых;

-       вузоцентризм и профессиоцентризм со стороны родительской общественности.

Сейчас большинство обучающийся воспринимают обучение в вузе как средство получения диплома. Как правило, потом такие материально или статусно-позиционно мотивированные выпускники не идут работать по полученной специальности.

Понятие «самоопределение» можно соотнести с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание.

Результатом профессионального самоопределения старшеклассника является выбор определенной профессии, соответствующей его личностным особенностям и интересам, готовность к выбранной профессии.

Основной целью профессионального самоопределения является формирование у ребенка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.

Возрастные особенности профессионального самоопределения:

-       Дошкольное детство. Некоторые сюжетно-ролевые игры имеют профессионально ориентированный характер. Положительное влияние на дальнейшее профориентационное самоопределение в данном возрасте имеют первоначальные трудовые пробы (несложные действия по уходу за растениями, одеждой и т.д.) и знания о труде взрослых (наблюдение за работой, описание содержания труда).

-       Младший школьный возраст. Учебная и трудовая виды деятельности способствуют развитию воссоздающего и творческого воображения, на основе которого у ребенка формируется умение понимать условность отдельных событий.

-       Подростковый возраст. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения [2].

-       Ранняя юность. Самоанализ является психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся.

-       Юность. Неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности.

Методы профориентационной работы педагога:

-       Ознакомительные методы ориентированы на просвещение учащихся по вопросам профессионального выбора.

-       Психодиагностика ориентирована на изучение личности учащегося.

-       Методы активизации деятельности направлены на углубление знаний и навыков в определенной профессиональной области.

Большая часть причин неэффективной профессиональной деятельности прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Поэтому важно с подросткового возраста знать свои особенности, которые влияют на эффективность трудовой деятельности (состояние здоровья, работоспособность, наличие определенных навыков и т.д) и достаточно точно определиться с своими профессиональными интересами.


Библиографический список
  1. Нечаев Михаил Петрович, Фролова Светлана Леонидовна Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-osmyslenie-problem-proforientatsii-obuchayuschihsya (дата обращения: 03.07.2022).
  2. Сизганова, Е. Ю. Основы профориентологии: учебно-методическое пособие/ Е. Ю. Сизганова. – Орск: Издательство ОГТИ, 2010 – 138 с.


Все статьи автора «Рыбина Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: