В XXI веке одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений стала профориентация обучающихся. Актуальность проблемы профориентации обусловлена рядом причин:
- недостаточная ориентация системы образования и ее субъектов на освоение профессий высокотехнологического и наукоемкого производства;
- недостаточная научно-методическая и организационная готовность общеобразовательных организаций к оказанию педагогической поддержки в профессиональном самоопределении;
- отсутствие инновационной системы профориентационной работы, учитывающей реалии времени и индивидуальные запросы обучающихся;
- недооценка профориентационной работы (слабая подготовка специалистов-профконсультантов, малое количество времени уделяется профориентационной работе);
- практика профоконсультационной помощи преимущественно организовывается без активизации самих консультируемых;
- вузоцентризм и профессиоцентризм со стороны родительской общественности.
Сейчас большинство обучающийся воспринимают обучение в вузе как средство получения диплома. Как правило, потом такие материально или статусно-позиционно мотивированные выпускники не идут работать по полученной специальности.
Понятие «самоопределение» можно соотнести с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание.
Результатом профессионального самоопределения старшеклассника является выбор определенной профессии, соответствующей его личностным особенностям и интересам, готовность к выбранной профессии.
Основной целью профессионального самоопределения является формирование у ребенка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.
Возрастные особенности профессионального самоопределения:
- Дошкольное детство. Некоторые сюжетно-ролевые игры имеют профессионально ориентированный характер. Положительное влияние на дальнейшее профориентационное самоопределение в данном возрасте имеют первоначальные трудовые пробы (несложные действия по уходу за растениями, одеждой и т.д.) и знания о труде взрослых (наблюдение за работой, описание содержания труда).
- Младший школьный возраст. Учебная и трудовая виды деятельности способствуют развитию воссоздающего и творческого воображения, на основе которого у ребенка формируется умение понимать условность отдельных событий.
- Подростковый возраст. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения [2].
- Ранняя юность. Самоанализ является психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся.
- Юность. Неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности.
Методы профориентационной работы педагога:
- Ознакомительные методы ориентированы на просвещение учащихся по вопросам профессионального выбора.
- Психодиагностика ориентирована на изучение личности учащегося.
- Методы активизации деятельности направлены на углубление знаний и навыков в определенной профессиональной области.
Большая часть причин неэффективной профессиональной деятельности прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Поэтому важно с подросткового возраста знать свои особенности, которые влияют на эффективность трудовой деятельности (состояние здоровья, работоспособность, наличие определенных навыков и т.д) и достаточно точно определиться с своими профессиональными интересами.
Библиографический список
- Нечаев Михаил Петрович, Фролова Светлана Леонидовна Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-osmyslenie-problem-proforientatsii-obuchayuschihsya (дата обращения: 03.07.2022).
- Сизганова, Е. Ю. Основы профориентологии: учебно-методическое пособие/ Е. Ю. Сизганова. – Орск: Издательство ОГТИ, 2010 – 138 с.