Граффити встречаются в каждом городе или селе, они стали неотъемлемой частью улиц. Иногда это простейшие надписи и рисунки, но чаще это сложные многогранные композиции.
Существует множество определений понятия «граффити». Граффити – это выполненные от руки надписи в городском пространстве, обращенные внутрь граффити-сообщества либо к любому случайному реципиенту.
Главным отличием феномена граффити как субкультуры от остальных субкультур является то, что граффити существует в физическом пространстве.
Основные функции граффити: идентификационная, религиозно-магическая, прагматическая, коммуникативная и протестная.
По мнению ряда ученых, граффити – это аналог ранних поведенческих реакций, свойственных животным.
Классическая психология связывает феномен граффити с неудовлетворенными потребностями индивида в следствии сублимации либидозных влечений. Неклассическая психология считает граффити средством личностного и группового самовыражения и самоактуализации.
Причины, побуждающие авторов к созданию граффити:
- Протест против принятых в обществе норм (социальных, культурных). Использование порицаемых в обществе слов и выражений, порча имущества позволяют выразить протест против общепринятых ценностей.
- Утверждение личностной или групповой идентичности. Сложность выполнения и уровень риска при создании граффити определяют иерархию внутри субкультуры. Также надписи часто содержат имена, клички, названия, имена исполнителей и т.д.
- Агрессивные реакции. Целью некоторых надписей является оскорбление конкретного человека или подчеркивание его недостатков.
- Мотивы творчества. Для некоторых художников конечной целью является именно цельная композиция, а не одобрение и известность в граффити-сообществе.
- Сексуальные мотивы. Граффити могут отражать сексуальные желания или с их помощью происходит познание сексуальности.
- Развлекательные мотивы. Некоторыми авторами создание граффити воспринимается как часть игры.
Большинство трактует граффити как вандализм, в уголовном законодательстве некоторых стран закреплено такое определение граффити. Несмотря на порицание обществом данного вида девиантного поведения, некоторые композиции могут претендовать на звание искусства. Появляются фильмы про известных граффити-художников, организуются фестивали и выставки, композиции стрит-арта становятся частью проектов благоустройства городов, ослабевает значение граффити как средства коммуникации для уличных банд. Можно предположить, что общество постепенно принимает данный феномен, снижая его девиантность.
Библиографический список
- Курбатова Т.Н., Васильева Р.С. Граффити: субкультура или вандализм [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61020.shtml (дата обращения: 22.06.2022)
- Белкин Антон Игоревич Феномен граффити: психологические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-graffiti-psihologicheskie-aspekty (дата обращения: 22.06.2022).
- Пенетова Е.В. Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм? // Вестник Прикамского социального института. 2016. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graffiti-kak-fenomen-gorodskoy-kultury-iskusstvo-ili-vandalizm (дата обращения: 22.06.2022).