ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГРАФФИТИ

Рыбина Екатерина Александровна1, Широкова Любовь Константиновна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Сущева Светлана Михайловна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Граффити стали привычной частью городского пейзажа, одни считают феномен граффити проявлением искусства, другие же – вандализмом. В статье рассматривается сущность феномена граффити, причины, побуждающие художников к созданию граффити, и их функции.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбина Е.А., Широкова Л.К., Горшенкова А.О., Сущева С.М., Разумова В.В. Психологический аспект граффити // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/07/50532 (дата обращения: 14.05.2024).

Граффити встречаются в каждом городе или селе, они стали неотъемлемой частью улиц. Иногда это простейшие надписи и рисунки, но чаще это сложные многогранные композиции.

Существует множество определений понятия «граффити». Граффити – это выполненные от руки надписи в городском пространстве, обращенные внутрь граффити-сообщества либо к любому случайному реципиенту.

Главным отличием феномена граффити как субкультуры от остальных субкультур является то, что граффити существует в физическом пространстве.

Основные функции граффити: идентификационная, религиозно-магическая, прагматическая, коммуникативная и протестная.

По мнению ряда ученых, граффити – это аналог ранних поведенческих реакций, свойственных животным.

Классическая психология связывает феномен граффити с неудовлетворенными потребностями индивида в следствии сублимации либидозных влечений. Неклассическая психология считает граффити средством личностного и группового самовыражения и самоактуализации.

Причины, побуждающие авторов к созданию граффити:

  1. Протест против принятых в обществе норм (социальных, культурных). Использование порицаемых в обществе слов и выражений, порча имущества позволяют выразить протест против общепринятых ценностей.
  2. Утверждение личностной или групповой идентичности. Сложность выполнения и уровень риска при создании граффити определяют иерархию внутри субкультуры. Также надписи часто содержат имена, клички, названия, имена исполнителей и т.д.
  3. Агрессивные реакции. Целью некоторых надписей является оскорбление конкретного человека или подчеркивание его недостатков.
  4. Мотивы творчества. Для некоторых художников конечной целью является именно цельная композиция, а не одобрение и известность в граффити-сообществе.
  5. Сексуальные мотивы. Граффити могут отражать сексуальные желания или с их помощью происходит познание сексуальности.
  6. Развлекательные мотивы. Некоторыми авторами создание граффити воспринимается как часть игры.

Большинство трактует граффити как вандализм, в уголовном законодательстве некоторых стран закреплено такое определение граффити. Несмотря на порицание обществом данного вида девиантного поведения, некоторые композиции могут претендовать на звание искусства. Появляются фильмы про известных граффити-художников, организуются фестивали и выставки, композиции стрит-арта становятся частью проектов благоустройства городов, ослабевает значение граффити как средства коммуникации для уличных банд. Можно предположить, что общество постепенно принимает данный феномен, снижая его девиантность.


Библиографический список
  1. Курбатова Т.Н., Васильева Р.С. Граффити: субкультура или вандализм [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61020.shtml (дата обращения: 22.06.2022)
  2. Белкин Антон Игоревич Феномен граффити: психологические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-graffiti-psihologicheskie-aspekty (дата обращения: 22.06.2022).
  3. Пенетова Е.В. Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм? // Вестник Прикамского социального института. 2016. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graffiti-kak-fenomen-gorodskoy-kultury-iskusstvo-ili-vandalizm (дата обращения: 22.06.2022).


Все статьи автора «Рыбина Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: