СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД ДЛЯ ПСИХИКИ ПОДРОСТКА

Сущева Светлана Михайловна1, Широкова Любовь Константиновна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Множество подростков во всем мире уделяют большое внимание социальных сетям, тратя на это много времени. Социальные сети становятся неотъемлемой составляющей развития личности подростков, влияя на формирование их образа жизни. Активно развивающаяся интернет индустрия каждый год привлекает новых людей, позволяя им использовать различные возможности социальных сетей - обмен файлами, сообщениями, вступление в группы по интересам, прослушивание музыки и т.д. Еще одним немаловажным фактором привлечения является доступность и неограниченность пользования социальными сетями. Следовательно, можно предположить, что от того, сколько времени подросток проводит в социальных сетях, в каких группах он состоит и чем интересуется, зависит его становление личности, в том числе и психической составляющей.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Сущева С.М., Широкова Л.К., Горшенкова А.О., Рыбина Е.А., Разумова В.В. Социальные сети: польза или вред для психики подростка // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/07/50529 (дата обращения: 29.02.2024).

Рассматривая вопрос влияния социальных сетей на психику подростков, стоит отметить, что психофизиологические изменения, происходящие у человека на данном возрастном этапе, характеризуются изменением поведенческих характеристик, выстраиванием системы ценностей и взглядов на мир.

Социальная сеть представляет собой многопользовательскую интернет-систему, позволяющую общаться, размещать, просматривать и оценивать разного рода файлы (музыку, видео, фотографии, посты), искать знакомых и находить друзей по всему миру.

Интерес современных подростков к социальным сетям стал настолько сильным, что многие уже не представляют себе жизни без своего интернет-аккаунта, живущего насыщенной и интересной социальной жизнью [1]. В психологическом ключе, тяга к социальным сетям схожа с любой другой зависимостью. Это можно привести к тому, что в дальнейшем подросток начнет проявлять признаки девиантного поведения (становление зависимости). Получается, что с одной стороны, социальные сети усиливают связи, если у подростка есть настоящее общение (в реальном мире), но с другой стороны, если подросток замкнутый, малообщительный, и имеет проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, близкими или друзьями, то в таком случае социальные сети могут стать единственным для подростка источником удовлетворения необходимости в общении, ухода от реальности, в которой существуют проблемы.

Таким образом, социальные сети обладают значительным аддиктивным потенциалом (риском возникновения зависимости). Неограниченность и доступность – значимые принципы социальных сетей, благодаря которым у человека, в ходе использования, могут формироваться предпосылки возникновения зависимости. Подросток инстинктивно ищет самые легкие пути для достижения удовольствия, даже если эти пути неэффективны и приводят к негативным последствиям, таким как: концентрация интереса только на социальных сетях; проблемы с учебой; недовольство реальной жизнью; расстройства режима сна-бодрствования; игнорирование близкого круга общения и др. [2]

Рассматривая вопрос о потенциальном вреде социальных сетей психике подростка, стоит отметить, что подростки, проводящие много времени в социальных сетях, чаще всего занимаются бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой, поскольку механизмы социальных сетей нацелены на вовлечение аудитории в примитивную, но приносящую удовольствие, деятельность. Из-за подобной активности, в которой информация поступает быстрее, чем человек успевает ее обдумать, эмоции подростка, вовлеченного в использование социальной сети, не получают развития в ответ на поступающие впечатления, так как для этого требуется больше времени, которого нет в условиях скоротечного усвоения информации. Сострадание, эмпатия, целеустремленность, заинтересованность и увлеченность исчезают, не успевая последовательно оформиться в психике, так как одна информация резко сменяет другую [3].

Несмотря на негативные аспекты, рассмотренные выше, социальные сети также носят и положительный характер, который заключается в возможностях знакомства с людьми по всему миру, нахождения друзей, имея для этого удобные и доступные сервисы для общения, для прослушивания музыки и просмотра фильмов. Социальные сети имеют ряд полезных свойств, которые облегчают работу в интернете и жизнь современного подростка в целом. Нельзя не сказать о том, что социальные сети также используются в качестве пространства, в котором есть место для саморазвития, изучения иностранных языков, чтения интересных книг, просмотра фильмов. Социальные сети становятся местом обучения, поиска научной и другой литературы [4]. Взаимодействие с другими пользователями на дальних расстояниях и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, также относятся к положительным характеристикам социальных сетей.


Библиографический список
  1. Аксак В.А. Общение в сети Интернет / В. А. Аксак. – [2-е изд., перераб.]. – Москва : Eksmo education : Эксмо, 2006 (Тула : Тульская типография). – 328 с.
  2. Облаухова, А. В. Влияние социальных сетей на психическое здоровье человека / А. В. Облаухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 192-194
  3. Гущина Н. В., Люлина Н.В. Вредное влияние социальных сетей на здоровье человека // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014005013 (дата обращения:  26.06.2022)
  4. Патюков, С. В. Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел / С. В. Патюков, Е. В. Коврига. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 75-77


Все статьи автора «Сущева Светлана Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: