Рассматривая вопрос влияния социальных сетей на психику подростков, стоит отметить, что психофизиологические изменения, происходящие у человека на данном возрастном этапе, характеризуются изменением поведенческих характеристик, выстраиванием системы ценностей и взглядов на мир.
Социальная сеть представляет собой многопользовательскую интернет-систему, позволяющую общаться, размещать, просматривать и оценивать разного рода файлы (музыку, видео, фотографии, посты), искать знакомых и находить друзей по всему миру.
Интерес современных подростков к социальным сетям стал настолько сильным, что многие уже не представляют себе жизни без своего интернет-аккаунта, живущего насыщенной и интересной социальной жизнью [1]. В психологическом ключе, тяга к социальным сетям схожа с любой другой зависимостью. Это можно привести к тому, что в дальнейшем подросток начнет проявлять признаки девиантного поведения (становление зависимости). Получается, что с одной стороны, социальные сети усиливают связи, если у подростка есть настоящее общение (в реальном мире), но с другой стороны, если подросток замкнутый, малообщительный, и имеет проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, близкими или друзьями, то в таком случае социальные сети могут стать единственным для подростка источником удовлетворения необходимости в общении, ухода от реальности, в которой существуют проблемы.
Таким образом, социальные сети обладают значительным аддиктивным потенциалом (риском возникновения зависимости). Неограниченность и доступность – значимые принципы социальных сетей, благодаря которым у человека, в ходе использования, могут формироваться предпосылки возникновения зависимости. Подросток инстинктивно ищет самые легкие пути для достижения удовольствия, даже если эти пути неэффективны и приводят к негативным последствиям, таким как: концентрация интереса только на социальных сетях; проблемы с учебой; недовольство реальной жизнью; расстройства режима сна-бодрствования; игнорирование близкого круга общения и др. [2]
Рассматривая вопрос о потенциальном вреде социальных сетей психике подростка, стоит отметить, что подростки, проводящие много времени в социальных сетях, чаще всего занимаются бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой, поскольку механизмы социальных сетей нацелены на вовлечение аудитории в примитивную, но приносящую удовольствие, деятельность. Из-за подобной активности, в которой информация поступает быстрее, чем человек успевает ее обдумать, эмоции подростка, вовлеченного в использование социальной сети, не получают развития в ответ на поступающие впечатления, так как для этого требуется больше времени, которого нет в условиях скоротечного усвоения информации. Сострадание, эмпатия, целеустремленность, заинтересованность и увлеченность исчезают, не успевая последовательно оформиться в психике, так как одна информация резко сменяет другую [3].
Несмотря на негативные аспекты, рассмотренные выше, социальные сети также носят и положительный характер, который заключается в возможностях знакомства с людьми по всему миру, нахождения друзей, имея для этого удобные и доступные сервисы для общения, для прослушивания музыки и просмотра фильмов. Социальные сети имеют ряд полезных свойств, которые облегчают работу в интернете и жизнь современного подростка в целом. Нельзя не сказать о том, что социальные сети также используются в качестве пространства, в котором есть место для саморазвития, изучения иностранных языков, чтения интересных книг, просмотра фильмов. Социальные сети становятся местом обучения, поиска научной и другой литературы [4]. Взаимодействие с другими пользователями на дальних расстояниях и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, также относятся к положительным характеристикам социальных сетей.
Библиографический список
- Аксак В.А. Общение в сети Интернет / В. А. Аксак. – [2-е изд., перераб.]. – Москва : Eksmo education : Эксмо, 2006 (Тула : Тульская типография). – 328 с.
- Облаухова, А. В. Влияние социальных сетей на психическое здоровье человека / А. В. Облаухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 192-194
- Гущина Н. В., Люлина Н.В. Вредное влияние социальных сетей на здоровье человека // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014005013 (дата обращения: 26.06.2022)
- Патюков, С. В. Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел / С. В. Патюков, Е. В. Коврига. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 75-77