УДК 37.032

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Сущева Светлана Михайловна1, Широкова Любовь Константиновна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения специфики личностно-профессионального развития студентов в период прохождения учебно-профессиональной практики, поскольку существует запрос общества в конкурентоспособном специалисте, обладающем профессиональными компетенциями, адекватно оценивающем себя как профессионала и способном к дальнейшей личностной и профессиональной самореализации и самообразованию в условиях рынка труда. Изучение аспектов рассматриваемого развития, позволит сделать выводы о том, каким образом происходит становление специалиста, конкурентоспособного в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сущева С.М., Широкова Л.К., Горшенкова А.О., Рыбина Е.А., Разумова В.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в период прохождения учебно-профессиональной практики // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/06/50530 (дата обращения: 05.01.2023).

В отечественной психологии и педагогике вопрос личностно-профессионального развития студентов рассматривается в совокупности с изучением процессов становления профессионального самосознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации в выбранной профессии, с позиции совершенствования профессионального мастерства и развития необходимых профессионально значимых качеств личности.

Человек становится личностью и социализируется, когда начинает совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности [1]. Соответственно, деятельность, осуществляемая в период прохождения учебно-профессиональной практики, являющаяся основной для студента, оказывает на него значимое влияние.

Практика, в свою очередь, представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [2].

Анализируя социально-профессиональные ориентиры студентов, являющихся непосредственным элементом в практикоориентированной деятельности, важно акцентировать внимание на процессе формирования профессионального самосознания, структуру которого выделил Е.А. Климов [3]. Он указывает на следующие компоненты профессионального самосознания:

  1. осознание своей принадлежности к определенной профессиональной группе;
  2. профессиональная самооценка, соответствие профессиональным стандартам, понимание своей социальной роли;
  3. знания о том, какими характеристиками необходимо обладать для того, чтобы достичь признания в профессиональной области;
  4. глубокое понимание собственных недостатков и преимуществ, индивидуальных особенностей;
  5. представление о собственном «Я» и профессиональном «Я» в позиции настоящего и будущего.

Процессу личностного становления в процессе прохождения учебно-профессиональной  практики также свойственны и психофизиологические изменения, которые происходят у студента при овладении им профессиональной деятельностью. В свою очередь, профессионально развитие личности включается в себя не только формирование умений и навыков и их усовершенствование, но и накопление знаний, позволяющих осуществлять практическую деятельность специфическими для выбранной сферы способами [4].

Таким образом, исходя из определения учебно-профессиональной практики, именно в процессе ее прохождения происходит приобщение студента к социально-культурной среде выбранной организации/ предприятия, что способствует активному приобретению социально-личностных компетенций, необходимых для успешного осуществления деятельности в профессиональной среде. В ходе такой деятельности студент становится полноценным членом профессиональной команды, решает задачи, возложенные на коллектив места проведения практики, несет ответственность за выполняемые действия, как и любой другой участник коллектива. Прохождение учебно-профессиональной практики в период обучения способствует развитию студента в личностном, интеллектуальном, профессиональном и социальном плане, позволяет формировать и развивать предметные знания, умения и навыки, содействует повышению мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессиональной области.

Рассматривая вопрос о влиянии, также отметим, что при прохождении практики у студента формируются наиболее значимые компетенции, оказывающие влияние не только на становление человека как личности, но и как будущего специалиста. К ним следует отнести:

  • способность использовать теоретические знания в различных сферах жизнедеятельности;
  • умение работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами;
  • способность к самоорганизации и самообразованию;
  • умение нести ответственность за выполняемую работу;
  • способность решать любые задачи в профессиональной сфере на основе теоретических знаний, в том числе с применением современных технологий;
  • способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка и др.

Вышеуказанные компетенции являются основополагающими. Данный список может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач программы практики/профиля, в соответствии с уровнем образования и направлением. Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые студентами, в результате освоения теоретических курсов, позволяет формировать практические навыки и способствует комплексному становлению и развитию профессиональных компетенций.

Исходя из вышесказанного, основные задачи и главное назначение практики определяются как возможность закрепления теоретических знаний, знакомства с основами будущей профессиональной деятельности, с общими принципами и особенностями, а также получение общих сведений о специфике выбранного профессионального направления.


Библиографический список
  1. Голенкова З.Т. Общая социология : учеб. пособие по дисциплине Социология для студентов вузов, обучающихся по несоциол. специальностям и направлениям подгот. / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов ; под ред. З. Т. Голенковой. – М. : Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 474 с.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) Об образовании в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, ст.2
  3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : Учеб. пособие [для студентов учеб. заведений по направлению и спец. Психология] / Е. А. Климов. – М. : Изд-во МГУ, 1995. – 222 с.
  4. Сулима В.Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №5.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сущева Светлана Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация