В отечественной психологии и педагогике вопрос личностно-профессионального развития студентов рассматривается в совокупности с изучением процессов становления профессионального самосознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации в выбранной профессии, с позиции совершенствования профессионального мастерства и развития необходимых профессионально значимых качеств личности.
Человек становится личностью и социализируется, когда начинает совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности [1]. Соответственно, деятельность, осуществляемая в период прохождения учебно-профессиональной практики, являющаяся основной для студента, оказывает на него значимое влияние.
Практика, в свою очередь, представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [2].
Анализируя социально-профессиональные ориентиры студентов, являющихся непосредственным элементом в практикоориентированной деятельности, важно акцентировать внимание на процессе формирования профессионального самосознания, структуру которого выделил Е.А. Климов [3]. Он указывает на следующие компоненты профессионального самосознания:
- осознание своей принадлежности к определенной профессиональной группе;
- профессиональная самооценка, соответствие профессиональным стандартам, понимание своей социальной роли;
- знания о том, какими характеристиками необходимо обладать для того, чтобы достичь признания в профессиональной области;
- глубокое понимание собственных недостатков и преимуществ, индивидуальных особенностей;
- представление о собственном «Я» и профессиональном «Я» в позиции настоящего и будущего.
Процессу личностного становления в процессе прохождения учебно-профессиональной практики также свойственны и психофизиологические изменения, которые происходят у студента при овладении им профессиональной деятельностью. В свою очередь, профессионально развитие личности включается в себя не только формирование умений и навыков и их усовершенствование, но и накопление знаний, позволяющих осуществлять практическую деятельность специфическими для выбранной сферы способами [4].
Таким образом, исходя из определения учебно-профессиональной практики, именно в процессе ее прохождения происходит приобщение студента к социально-культурной среде выбранной организации/ предприятия, что способствует активному приобретению социально-личностных компетенций, необходимых для успешного осуществления деятельности в профессиональной среде. В ходе такой деятельности студент становится полноценным членом профессиональной команды, решает задачи, возложенные на коллектив места проведения практики, несет ответственность за выполняемые действия, как и любой другой участник коллектива. Прохождение учебно-профессиональной практики в период обучения способствует развитию студента в личностном, интеллектуальном, профессиональном и социальном плане, позволяет формировать и развивать предметные знания, умения и навыки, содействует повышению мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессиональной области.
Рассматривая вопрос о влиянии, также отметим, что при прохождении практики у студента формируются наиболее значимые компетенции, оказывающие влияние не только на становление человека как личности, но и как будущего специалиста. К ним следует отнести:
- способность использовать теоретические знания в различных сферах жизнедеятельности;
- умение работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами;
- способность к самоорганизации и самообразованию;
- умение нести ответственность за выполняемую работу;
- способность решать любые задачи в профессиональной сфере на основе теоретических знаний, в том числе с применением современных технологий;
- способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка и др.
Вышеуказанные компетенции являются основополагающими. Данный список может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач программы практики/профиля, в соответствии с уровнем образования и направлением. Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые студентами, в результате освоения теоретических курсов, позволяет формировать практические навыки и способствует комплексному становлению и развитию профессиональных компетенций.
Исходя из вышесказанного, основные задачи и главное назначение практики определяются как возможность закрепления теоретических знаний, знакомства с основами будущей профессиональной деятельности, с общими принципами и особенностями, а также получение общих сведений о специфике выбранного профессионального направления.
Библиографический список
- Голенкова З.Т. Общая социология : учеб. пособие по дисциплине Социология для студентов вузов, обучающихся по несоциол. специальностям и направлениям подгот. / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов ; под ред. З. Т. Голенковой. – М. : Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 474 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) Об образовании в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, ст.2
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : Учеб. пособие [для студентов учеб. заведений по направлению и спец. Психология] / Е. А. Климов. – М. : Изд-во МГУ, 1995. – 222 с.
- Сулима В.Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №5.
Количество просмотров публикации: Please wait