УДК 378

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Стихина Виолетта Евгеньевна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу качества жизни населения как индикатора социальной политики в муниципальном образовании. Отмечено, что в сфере исследования отсутствует единообразие подходов затрудняющее оценку эффективности социальной политики муниципального образования в основе которой лежит интегральный показатель «качество жизни населения».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Стихина В.Е. Качество жизни населения как индикатор социальной политики в муниципальном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/03/48045 (дата обращения: 06.06.2022).

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, согласно ст. 7 которой: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решаются местными органами власти. Федеральные органы власти обосновывают направления государственной политики в отдельных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности социальных служб, решают масштабные и острые социальные проблемы.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единообразие подходов к определению категории «социальная политика» (рисунок 1).


Рисунок 1 – Теоретические подходы к понятию социальной политики [2, 3, 4, 5, 10]

Исходя из анализа теоретических подходов к понятию социальной политики, отметим, что в настоящее время можно наблюдать широчайший спектр ее дефиниций. В научной литературе социальная политика интерпретируется как деятельность органов власти и местного самоуправления, система мер, целей, задач, совокупность мероприятий по обеспечению качества жизни населения и др.

Опираясь на проведенные анализ, отметим, что социальная защита на местном уровне может быть представлена в виде комбинации двух составляющих: во-первых, это единая скоординированная общегосударственная (региональная) социальная политика, реализуемая на данной территории, и, во-вторых, комплекс мер, в дополнение к ней проводимых органами муниципального управления [6].

Так, согласно последнему посланию президента Федеральному Собранию, в основе процесса реализации социальной политики на местном уровне лежат следующие принципы: - повышение качества и условий жизни жителей МО, поддержание уровня жизни на достойном уровне; - равенство в оказании социальной поддержки для всех слоев населения; - адресность, которая предполагает оказание социальной помощи гражданам, которые имеют на нее право и обращаются в соответствующие органы; - комплексность оказываемых социальных услуг, которая предусматривает возможность оказания социальной поддержки сразу в нескольких сферах (например: денежной, натуральной, предоставление льгот и др. виды социальной поддержки); - самостоятельность и независимость местных органов власти, социальных центров и организаций, которые оказывают социальную помощь населению; - социальное реагирование, подразумевающее индексацию бюджетных средств муниципального образования, направляемых на социальную защиту.

Для полноценного анализа эффективности социальной политики целесообразно сформировать прозрачный механизм ее оценки. С этой целью дадим характеристику ключевого индикатора ее измерения – качество жизни.

В докладе «Исследование качества жизни в городских поселениях Швеции», подготовленным в 1975 г. датско-шведской рабочей группой для Европейской экономической комиссии ООН, качество жизни рассматривалось как совокупность двух различных частей, восходящим к разным концепциям человека и общества. Наполнение содержанием первой составляющей предполагает исследование степени удовлетворенности потребностей человека во взаимодействии с окружением, благополучие индивида. Смысловое содержание второго слагаемого заключается в концентрации внимания на свободе человека, трактуемой как действительные возможности человека, которые определяются отношением его возможностей и окружающих детерминант, т.е. факторов окружающей среды. Измерение степени удовлетворенности потребностей человека, по мнению авторов доклада, может быть основано как на субъективных оценках индивида, так и на объективных индикаторах [7].

В свою очередь, в работах школы ИСЭПН РАН качество жизни определяется как результирующее понятие, объективная характеристика населения с определенным уровнем и образом жизни и включает в себя индикаторы состояния здоровья, заболеваемости, инвалидизации населения, уровня образования и культуры взрослого населения, трудовой активности, объема свободного времени, профессиональной и социальной мобильности, устойчивости семейной структуры, уровня рождаемости и детности, состояния окружающей среды [8].

Некоторыми учеными ИЭ УрО РАН улучшение качества жизни населения территории рассматривается как глобальный критерий и генеральная цель развития локальной территориальной системы [9]. Структурно качество жизни населения можно представить схематично (рисунок 2).


Рисунок 2 – Структура показателя социальной политики «качество жизни населения» [1]

Присоединяясь к Анимице Е. Г., Новиковой Н. В., Сухих В. А. согласимся с тем, что качество жизни населения – это интегральное понятие, всесторонне характеризующее степень комфортности общественной и природной среды, жизни и деятельности человека, уровень благосостояния и социального, духовного и физического здоровья человека [1].

Подводя итог исследования, отметим, что ключевым показателем эффективности социальной политики является качество жизни населения. Данный показатель является интегральным и комплексным, а также не имеющим четкого определения и законодательного закрепления, в силу сказанного в настоящее время существуют методологические проблемы его расчета, которые могут и должны быть положены в основу понятия эффективности социальной политики.


Библиографический список
  1. Анимица Е. Г., Новикова Н. В., Сухих В. А. Качество жизни как комплексный показатель социального развития региона //Журнал экономической теории. – 2009. – №. 1. – С. 14-35.
  2. Баркер Р. Словарь социальной работы. – М.: Изд-во «Логос», 1994. – 58 с.
  3. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство (Учебник) – Москва: Издательско – торговая корпорация “Дашков и К”, 2004 – 415 с.
  4. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. Павленок П.Д., – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 41 с.
  5. Волгин Н.А. Социальная политика в муниципальных образованиях. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006. 568 с.
  6. Коробейникова М. А. Социальная политика муниципального образования и ее приоритеты на современном этапе //СКИФ. Вопросы студенческой науки. – 2019. – №. 8 (36). – С. 167-173.
  7. Research on Quality of Life in Urban Settlements in Sweden / Sweden National Council for Building Research. Stockholm, 1975. P. 9-12.
  8. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М., 2007. С.22.
  9. Орлова Е.А. Диагностика состояния территориальной социально-экономической системы. Препринт. Екатеринбург, 2003. С.58.
  10. Оздамирова Л. М. Понятие социальной политики социального государства //Высокие технологии и инновации в науке. – 2019. – С. 253-255.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация