Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, согласно ст. 7 которой: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решаются местными органами власти. Федеральные органы власти обосновывают направления государственной политики в отдельных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности социальных служб, решают масштабные и острые социальные проблемы.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единообразие подходов к определению категории «социальная политика» (рисунок 1).
Рисунок 1 – Теоретические подходы к понятию социальной политики [2, 3, 4, 5, 10]
Исходя из анализа теоретических подходов к понятию социальной политики, отметим, что в настоящее время можно наблюдать широчайший спектр ее дефиниций. В научной литературе социальная политика интерпретируется как деятельность органов власти и местного самоуправления, система мер, целей, задач, совокупность мероприятий по обеспечению качества жизни населения и др.
Опираясь на проведенные анализ, отметим, что социальная защита на местном уровне может быть представлена в виде комбинации двух составляющих: во-первых, это единая скоординированная общегосударственная (региональная) социальная политика, реализуемая на данной территории, и, во-вторых, комплекс мер, в дополнение к ней проводимых органами муниципального управления [6].
Так, согласно последнему посланию президента Федеральному Собранию, в основе процесса реализации социальной политики на местном уровне лежат следующие принципы: - повышение качества и условий жизни жителей МО, поддержание уровня жизни на достойном уровне; - равенство в оказании социальной поддержки для всех слоев населения; - адресность, которая предполагает оказание социальной помощи гражданам, которые имеют на нее право и обращаются в соответствующие органы; - комплексность оказываемых социальных услуг, которая предусматривает возможность оказания социальной поддержки сразу в нескольких сферах (например: денежной, натуральной, предоставление льгот и др. виды социальной поддержки); - самостоятельность и независимость местных органов власти, социальных центров и организаций, которые оказывают социальную помощь населению; - социальное реагирование, подразумевающее индексацию бюджетных средств муниципального образования, направляемых на социальную защиту.
Для полноценного анализа эффективности социальной политики целесообразно сформировать прозрачный механизм ее оценки. С этой целью дадим характеристику ключевого индикатора ее измерения – качество жизни.
В докладе «Исследование качества жизни в городских поселениях Швеции», подготовленным в 1975 г. датско-шведской рабочей группой для Европейской экономической комиссии ООН, качество жизни рассматривалось как совокупность двух различных частей, восходящим к разным концепциям человека и общества. Наполнение содержанием первой составляющей предполагает исследование степени удовлетворенности потребностей человека во взаимодействии с окружением, благополучие индивида. Смысловое содержание второго слагаемого заключается в концентрации внимания на свободе человека, трактуемой как действительные возможности человека, которые определяются отношением его возможностей и окружающих детерминант, т.е. факторов окружающей среды. Измерение степени удовлетворенности потребностей человека, по мнению авторов доклада, может быть основано как на субъективных оценках индивида, так и на объективных индикаторах [7].
В свою очередь, в работах школы ИСЭПН РАН качество жизни определяется как результирующее понятие, объективная характеристика населения с определенным уровнем и образом жизни и включает в себя индикаторы состояния здоровья, заболеваемости, инвалидизации населения, уровня образования и культуры взрослого населения, трудовой активности, объема свободного времени, профессиональной и социальной мобильности, устойчивости семейной структуры, уровня рождаемости и детности, состояния окружающей среды [8].
Некоторыми учеными ИЭ УрО РАН улучшение качества жизни населения территории рассматривается как глобальный критерий и генеральная цель развития локальной территориальной системы [9]. Структурно качество жизни населения можно представить схематично (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура показателя социальной политики «качество жизни населения» [1]
Присоединяясь к Анимице Е. Г., Новиковой Н. В., Сухих В. А. согласимся с тем, что качество жизни населения – это интегральное понятие, всесторонне характеризующее степень комфортности общественной и природной среды, жизни и деятельности человека, уровень благосостояния и социального, духовного и физического здоровья человека [1].
Подводя итог исследования, отметим, что ключевым показателем эффективности социальной политики является качество жизни населения. Данный показатель является интегральным и комплексным, а также не имеющим четкого определения и законодательного закрепления, в силу сказанного в настоящее время существуют методологические проблемы его расчета, которые могут и должны быть положены в основу понятия эффективности социальной политики.
Библиографический список
-
Анимица Е. Г., Новикова Н. В., Сухих В. А. Качество жизни как комплексный показатель социального развития региона //Журнал экономической теории. – 2009. – №. 1. – С. 14-35.
-
Баркер Р. Словарь социальной работы. – М.: Изд-во «Логос», 1994. – 58 с.
-
Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство (Учебник) – Москва: Издательско – торговая корпорация “Дашков и К”, 2004 – 415 с.
-
Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. Павленок П.Д., – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 41 с.
-
Волгин Н.А. Социальная политика в муниципальных образованиях. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006. 568 с.
-
Коробейникова М. А. Социальная политика муниципального образования и ее приоритеты на современном этапе //СКИФ. Вопросы студенческой науки. – 2019. – №. 8 (36). – С. 167-173.
-
Research on Quality of Life in Urban Settlements in Sweden / Sweden National Council for Building Research. Stockholm, 1975. P. 9-12.
-
Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М., 2007. С.22.
-
Орлова Е.А. Диагностика состояния территориальной социально-экономической системы. Препринт. Екатеринбург, 2003. С.58.
-
Оздамирова Л. М. Понятие социальной политики социального государства //Высокие технологии и инновации в науке. – 2019. – С. 253-255.