УДК 070.11

ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПАРАДИГМЫ ЖАНРОВ БЕЛОРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗДАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЗАПРОСОВ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА

Пряникова Арина Игоревна
Белорусский государственный университет
факультет журналистики, студентка 4 курса

Аннотация
Целью статьи является изучение динамики построения дискурс-среды традиционного издания в контексте запросов сетевого общества. Пересмотр современными белорусскими литературно-художественными изданиями каноничного жанрового подхода к созданию содержательно-формальных особенностей номера рассматривается в парадигме теории М. Кастельса. Перспектива дальнейшего изучения обозначенной научной проблемы заключается в необходимости разработки новых методик построения диалога с аудиторией в условиях виртуализации социума.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Пряникова А.И. Оформление интернет-парадигмы жанров белорусского литературно-художественного издания в контексте запросов сетевого общества // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/09/54605 (дата обращения: 31.12.2022).

Научный руководитель:

Локтевич Екатерина Вячеславовна

кандидат филологических наук, доцент БГУ

В научном знании уже утвердилась мысль о том, что Интернет — это модель социума [1, с. 6], это «сеть сетей» [1, с. 6], связанные между собой гипертекстовые пространства, которые стали системой социального сетевого структурирования [1, с. 6]. Однако изменения в обществе указывают на размывание границ между реальной и виртуальной действительностью, а технический прогресс, развитие информационно-коммуникационных технологий реализовалось в становлении сетевого общества. Глобальное пространство стимулирует трансформации в социальной и политической сферах, под воздействием этих процессов появляется новая форма социума, основанного на сетевых форматах.

Наиболее известна в теории сетевого общества концепция М. Кастельса, утверждающего, что «сетевая коммуникация играет ключевую роль в структурировании современного общества» [1, с. 7]. Исследователь подчеркивает, что именно коммуникация и информация оказывали влияние на социум, подталкивали его к изменениям, главным образом потому, что на основе этих двух факторов формируется общественное сознание, от которого «зависит судьба важнейших социальных норм и ценностей» [2, с. 56]. Таким образом, изменения в обществе начинаются с его институтов, которые поддерживают порядок и налаживают отношения между противопоставленными друг другу сторонами, интересами, ценностными ориентирами.

М. Кастельс обозначает понятием «сетевое общество» возникшую сегодня глобальную социальную структуру. Эта концепция получила свое развитие, сформировавшись из теории информационного общества, период оформления которой — II половина 1960-х гг. Социальная реальность перешла в фазу постиндустриальной, когда уже коммуникационные и компьютерные технологии воздействуют на всю социальную жизнь и являются источником глобальных перемен. М. Кастельс отмечает, что информационное общество отражает только роль информации в социуме, но сама информация имела особенное значение для людей во все времена [3, с. 188]; это явление не является новым — оно возникло гораздо раньше. Ученый вводит термин «информациональное» — форма социальной организации специфического характера, «в которой благодаря новым технологическим условиям… генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [3, с. 188–189]. Глобальную социальную структуру М. Кастельс называет сетевым обществом. Указывая на важное место информации в такой структуре, он также подчеркивает, что существенно меняется и сам вектор ее использования, поэтому «главную роль в жизни людей обретают глобальные, сетевые структуры, вытесняющие прежние формы личной и вещной зависимости» [3, с. 189]. По мнению исследователя, сетевое общество является открытой системой, имеет способность динамично изменяться без потерь.

Сеть как форма социальной организации существовала и раньше. М. Кастельс характеризует ее как «множество взаимосвязанных узлов» [3, с. 189]. Содержание узлов зависит от того, какой структуре они принадлежат. При этом у такой сети нет центра: она не имеет конкретного центра управления. Вместо этого действует принцип «включения / невключения»: «Все, что входит в сеть, полезно и необходимо для ее существование, что не входит — не существует с точки зрения сети, и может быть проигнорировано…» [3, с. 190]. Важность узла измеряется размером информации, которую он содержит.

В эпоху доминирования информационных технологий сети как старый способ организации социума превратились в информационные пространства-узлы. Их преимущество перед иными иерархическими структурами заключается в подвижности, возможности быстро адаптироваться к изменениям, способности к интенсивному развитию. Этими же характеристиками обладает современное сетевое общество.

Границы между виртуальностью и реальностью постепенно стираются. Человек существует в новых условиях, которые вследствие технологического прогресса обладают следующими характеристиками: медийность политики; СМИ оказывают большое влияние в производстве культуры; появляются новые формы коммуникации, удовлетворяющие запросы в соответствии с культурой сетевого общества; горизонтальность связи в глобальной сети [2, с. 57–58].

Большую роль изменившиеся ценности и ориентиры сетевого общества оказали на средства массовой информации. СМИ ранее представляли собой слаженную систему: сначала сообщение появлялось в печатной прессе, далее распространялось по телевизионным каналам с ориентиром на массовую аудиторию; радио имело интерактивную функцию, удовлетворяющую запросы разных целевых групп. Цепочку нарушило появление Интернета, который сегодня выполняет роль информационного медиа. В сетевом обществе при важности информации медиа выполняют важную задачу: они являются средством формирования общественного мнения, и за ними это право сохраняется. Однако появляется проблема отсутствия в СМИ контента, который мог бы отвечать горизонту ожиданий аудитории [2, с. 58].

Важность именно коммуникации очевидна, ведь именно дискурс в сети, по мнению Л. А. Саенко, «становится основополагающим фактором, задающим тенденции развития сетевого общества» [4], а значит, значимость медиа постоянно укрепляется в сознании социума. Процесс коммуникации в глобальном пространстве напрямую зависит от социальных сетей. Перед иными формами организации они выигрывают по ряду причин: децентрализованное управление, возможность удаленно контролировать выполнение любых задач, действий и решений [4]. Узловая структура позволяет передавать различные данные в неограниченном количестве. Между участниками коммуникационного процесса нет видимых препятствий, при этом иерархически они являются равными. Виртуальная коммуникация позволяет удовлетворить следующие потребности современного человека: 1) увеличить ценность личного опыта, как следствие, — и самооценку; 2) не быть «забытым»; 3) желание скрыться за образом; 4) показать себя, раскрыть потенциал личности; 5) обеспечить возможность сохранять границы во взаимоотношениях с другими людьми [4].

Сеть — наиболее удобный вариант отношений, потому что отвечает условиям функционирования современного общества, она позволяет всем без исключения «общаться и самовыражаться удобным ему способом» [4], при этом каждый является членом коммуникационного процесса. Распространение информационных сетей привело к тому, что все более укрепляются горизонтальные связи, вертикальные же приходят в упадок и теряют иерархическое господство. Связи в современном обществе за счет технологий обрели глобальный характер. Ядром этих изменений является Интернет, который позволяет «почувствовать принадлежность к некой более общей группе, объединенной схожими интересами, с которой человеку не обязательно общаться в реальности» [4]. Таким образом создается новая социальная идентичность.

Несмотря на возможные негативные аспекты — неконтролируемость, стихийность, непонимание ответственности за те или иные действия — сетевая коммуникация позволяет решить множество социальных проблем [4]. При всех недостатках Интернет как медиа, как коммуникационный ресурс имеет достаточно потенциала, и с этим СМИ необходимо считаться. Многие литературно-художественные издания переходят в виртуальное пространство, сохраняя при этом «физическую» форму. Среди читателей распространено мнение, что интернет-версия в редакции играет второстепенную роль и служит для публикации материалов, не вошедших в основной номер. Однако выход в глобальное пространство существенно помогает наладить журналам и газетам, функционирующим в традиционной, бумажной версии, контакт с аудиторией.

Например, белорусские литературно-художественные журналы выбирают для себя формат сайта. Так, «Маладосць», «Літаратура і мастацтва», «Неман», «Полымя» имеют официальную страницу в Интернете. Однако отметим, что некоторые из них либо прекратили свою деятельность (например, сайт журнала «Маладосць» есть только в прежней версии), либо давно не обновлялись. Проследим далее этапы развития современных белорусских литературно-художественных изданий в интернет-пространстве.

Решение издательства о создании сайта свидетельствует о попытке наладить контакт с аудиторией в виртуальной среде, соответствовать тенденциям медиализации общества. При более детальном анализе становится ясно, что структура интернет-версий литературно-художественных изданий чаще всего близка ее печатной версии. Это очевидно в повторяемости рубрик: например, «Маладосць» публикует прозу и поэзию, это же наблюдается в журнале «Полымя» (Проза «Полымя», Поэзия «Полымя») и в журнале «Неман» (Поэзия, Проза «Немана»). Газета «Літаратура і Мастацтва» не публикует произведения своих авторов, оставляя их для печатной версии. Можно сделать вывод, что белорусские литературно-художественные журналы следуют путем жанрообразования: переносят жанры из традиционной журналистики в Интернет. На сайтах этих изданий актуализированы «классические» жанры: репортаж, рецензию, заметку, интервью, литературное эссе, статью.

Еще одним подтверждением того, что белорусские литературно-художественные журналы ориентированы на коммуникативный «выход» к современному интернет-пользователю, человеку сетевого общества, является появление аккаунтов в различных социальных сетях. Наиболее успешным в этой дискурсивной практике можно считать журнал «Бярозка», который активно ведет свою группу в соцсети «Вконтакте» и аккаунт в «Инстаграме». Так как издание направлено на подростковую аудиторию, то решение редакции логично: для поддержания связи с читателем необходимо заявить о себе в виртуальном пространстве, ведь Интернет стал основой зоной коммуникации. «Маладосць» тоже поддерживала свою активность в социальных сетях — имела страницу в «Вконтакте» и «Инстаграме», но в настоящее время временно прекратила деятельность в глобальном пространстве. В стартовой фазе находится решение этого вопроса в журналах «Полымя» и «Неман», в газете «Літаратура і Мастацтва» (есть аккаунт в «Фейсбуке»).

Сегодня нередки размышления о том, можно ли считать блог в социальной сети самостоятельным жанром или он выступает как особая структура, совмещающая тексты разных форматов. Мы полагаем, что блог — это гипертекстовое пространство, не скованное границами, обладающее способностью постоянно обновляться. Оно также отвечает потребности сетевого общества в коммуникации: издание посредством выхода в виртуальное пространство и поддержание своей активности в нем налаживает диалог с аудиторией, и связь эта более крепкая и постоянная. Как показывает, например, российская практика, литературно-художественные издания, журналы об искусстве, организующие свою деятельность в Интернете, осваивающие новые форматы, гораздо лучше продвигаются и вызывают больший интерес со стороны пользователей.

Социальные сети и интернет-сайты дают множество возможностей для авторских экспериментов, помогают сделать текст доступнее для восприятия современного читателя. Прежде всего это проявляется в оформлении, что белорусские литературно-художественные издания уже активно осваивают. Например, используется иллюстративный материал: фотографии, рисунки. Все это играет роль «документа», подтверждает факт, изложенный в материале. Выделение важных фрагментов в тексте, использование других шрифтов создают структуру публикации, которая облегчает чтение. Однако при всех возможностях использования в тексте разных медиа, белорусские литературно-художественные издания ограничивают себя: зачастую печатный текст сочетается только с визуальными медиа.

Таким образом, при всех испытываемых сложностях, в белорусских литературно-художественных изданиях наблюдается тенденция к становлению и оформлению такой жанровой парадигмы, которая зависит от сетевого общества. Многие из них перешли (/ стараются перейти) в виртуальное пространство: укоренился формат сайта, происходит апробация блоговой деятельности в социальных сетях. Интернет-версии белорусских изданий формируют свою жанровую парадигму на основе традиционной, но привносят новые черты, характерные для глобального цифрового пространства. Наблюдается стремление к диалогу с аудиторией, что является следствием развития сетевого общества: наибольшую важность для людей имеет коммуникация, осуществляемая через технические ресурсы. С нашей точки зрения, современным белорусским литературно-художественным изданиям необходимо пересмотреть традиционный жанровый подход к созданию контента, чтобы успешно существовать в условиях виртуализации социума.


Библиографический список
  1. Ефременко Д.В. Сетевое общество: от метафоры к реальности // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; редкол. Л.Н. Верченов [и др.]. М.: РАН ИНИОН, 2013. С. 6–10.
  2. Ефременко Д.В., Соколова М.Е. Мануэль Кастельс о власти и коммуникации в сетевом обществе // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; редкол. Л.Н. Верченов [и др.]. М.: РАН ИНИОН, 2013. С. 56–69.
  3. Князева Е.И. Концепция сетевого общества М. Кастельса // Сборник работ 61-й научной конфренции студентов и аспирантов Белгосуниверситета, 17–20 мая 2004 г., г. Минск: в 3 ч. / редкол.: А.Г. Захаров [и др.]. Минск, 2004. Ч. 3. С. 188–191.
  4. Саенко Л.А., Егоров М.В. Сетевое общество в контексте современных социальных трансформаций. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-obschestvo-v-kontekste-sovremennyh-sotsialnyh-transformatsiy/viewer. (дата обращения: 02.05.2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пряникова Арина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация