РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Скокова Оксана Владимировна
МБОУ СОШ с.п. "Село Лончаково"
учитель информатики

Аннотация
В статье рассматриваются современные средства оценивания результатов обучения информатики в школе на примере темы «Системы счисления», изучаемых в рамках 7-9 классов. Выделены следующие средства: интерактивные упражнения, тесты, учебные тренажеры, интерактивные книги, дистанционные курсы. В процессе решения текстовых задач данные средства оценивания результатов обучения позволяют осуществлять обратную связь, организовывать самостоятельную работу учащихся и проектную деятельность, использовать их в дистанционном формате обучения.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Скокова О.В. Разработка интерактивных заданий по содержательной линии «Системы счисления» в школьном курсе информатики // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/02/47923 (дата обращения: 22.02.2024).

В настоящее время точного определения термину «интерактивное задание» нет. Поэтому, опираясь на анализ литературы, под интерактивными заданиями можно подразумевать специально подготовленные упражнения, созданные с помощью интерфейса определенной программы и способные вступать в диалог с пользователем. Задания включают в себя последовательные и подробные указания к действиям, которые должен выполнить учащийся. В силу схожести интерфейса заданий и интерфейса изучаемых программ, даже начинающий пользователь получает возможность эффективно выполнять задания, приобретая при этом необходимые навыки работы.

Интерактивность заданий достигается путем следующей организации взаимодействия с пользователем:

-         обычно в интерактивных заданиях даются описания используемых элементов интерфейса с помощью всплывающих при наведении курсора подсказок;

-         подсвечивающиеся иконки и кнопки интерфейса обладают функциональностью, посредством их нажатия пользователь переходит к следующему фрагменту задания;

-         интерфейс самих заданий снабжен панелью со стандартным набором кнопок, в процессе выполнения существует возможность прерваться на паузу, а затем продолжить работу, перейти на предыдущие слайды при необходимости (если они есть), еще раз пройти задание;

-         в задания может быть включена справочная информация – пользователь не только выполняет действия, но и имеет возможность изучать теоретический материал, узнает смысл действий, при этом пользователь сосредоточен на осуществляемой работе и ему не требуется дополнительно отвлекаться на поиск информации;

-         задания могут быть построены на основе сквозного примера и в его пределах;

-         если пользователь неправильно выполняет действие, ему выводится соответствующее сообщение и подсказка, не пройти задание практически невозможно.

Интерактивные задания можно классифицировать по характеру, виду и способу познавательной деятельности.

  1. Обучающие интерактивные задания
  2. Развивающие интерактивные задания
  3. Творческие интерактивные задания
  4. Исследовательские интерактивные задания
  5. Контролирующие интерактивные задания
  6. Тестовые интерактивные задания
  7. Интерактивные кроссворды
  8. Интерактивные плакаты
  9. Динамические чертежи
  10. Задания на эксперимент и исследование
  11. Задания на конструирование
  12. Интерактивные модели

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения. Платформа открыта для всех видов образовательных учреждений: детского сада, начальной школы, средней школы, профессионально-технических училищ, техникумов и так далее.

LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее – упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и так далее). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения. Вкладка для создания упражнения представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Вкладка для создания упражнений

 Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Так называемые приложения или упражнения не включены по этой причине, ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность.

 

LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау (Германия).

Сервис LearningApps имеет понятный пользовательский интерфейс на разных языках мира, для выбора нужного языка необходимо в правом верхнем углу выбрать соответствующий флажок.

На ней присутствует ненавязчивый «Help», который поможет быстро вникнуть в суть приложения.

Есть выбор примерно из 19 интерактивных упражнений (шаблонов заданий): от простого выбора из множества – до классической игры «Кто хочет стать миллионером» или кроссворда.

Если необходимо создать упражнение, то всегда можно посмотреть его примеры, выполненные другими участниками. Примеры упражнений представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Примеры готовых упражнений

 

Кликнув на вкладку «Все упражнения» можно просмотреть созданные другими участниками задания, которые рассортированы по категориям.

Имеющиеся категории: Русский как иностранный, Английский язык, Астрономия, Биология, Все категории, География, Другие языки, Инженерное дело, Информатика, Искусство, Испанский язык, История, Итальянский язык, Латинский язык, Математика, Методические инструменты, Музыка, Немецкий язык, ОБЖ, Политика, Производственный труд, Профессиональное образование, Психология, Религия, Русский язык, Спорт, Физика, Философия, Французский язык, Химия, Человек и окружающая среда, Экономика. Как это выглядит на платформе показано на рисунке 3.

Рисунок 3 – Задания по категориям

 

Эта галерея общедоступных интерактивных заданий ежедневно пополняется новыми материалами, созданными преподавателями разных стран. Каждое приложение будет представлено картинкой. В выбранной категории приложения так же можно сортировать. Если нажать на выбранное приложение, то появятся детали.

Здесь можно найти ряд приложений, которые можно наполнить своим содержанием. По окончанию можно их опубликовать, чтобы и другие пользователи также могли создать свои, научиться новому, благодаря вашей работе.

При помощи шаблонов платформы LearningApps.org можно создавать упражнения разных видов. В таблице 1 представлены типы заданий и их описание.

 

Таблица 1 – Типы заданий, представленные на платформе LearningApps.org

Тип задания

Описание

Выбор

Викторина

 

Традиционные вопросы множественного выбора с мультимедийным контентом, причем правильным может быть не только один ответ.
Викторина с выбором правильного ответа

 

С помощью данного шаблона вы сможете выбрать правильный ответ из нескольких вариантов
Выделить слова

 

Основная задача этой игры в том, чтобы выделить необходимые слова из данного текста.
Кто хочет стать миллионером? Отвечать на вопросы с возрастающей сложностью.
Слова из букв

 

Цель этой игры в том, чтобы составить слова из лежащих рядом друг с другом букв в сетке.

Распределение

Игра «Парочки»

 

Классическая игра «Парочки» с использованием не только картинок, но и текста.
Классификация

 

Этот шаблон поможет создать от 2 до 4 групп, которые затем должны быть соотнесены к элементам.
Найти на карте

 

С помощью этого шаблона, тексты, изображения, аудио или видео определенные места выделяются на карте флажками.
Найти пару

 

С помощью этого шаблона нужно найти пару, текст или картинка, видео или аудио.
Пазл «Угадай-ка»

 

В одном пазле должны быть назначены различные группы понятий. Каждый найденный термин показывает часть основного изображения или видео.
Соответствия в сетке

 

Карты в сетке должны быть соотнесены. Перетаскивайте карточки из верхней части к соответствующим карточкам в нижнюю сетку.
Сортировка картинок

 

С помощью этого шаблона вы можете создать пары: тексты, изображения, аудио или видео.Они выделяются на изображении.
Таблица соответствий Перетаскиваем карточки в таблицу, имеющую до пяти колонок.

Последовательность

Расставить по порядку

 

С помощью этого шаблона вы можете расположить в правильном порядке тексты, видео, картинки и аудио
Хронологическая линейка

 

С помощью данного шаблона вы можете настроить шкалу времени, на которой расположится ваши информация в виде текста, картинки или видео, или аудио.

Заполнение

Викторина с вводом текста

 

Викторина с вводом ответа на каждый вопрос. Вы также можете указать несколько правильных ответов на каждый вопрос.
Угадывание слов

 

Найдите искомое слово, нажимая на буквы, прежде чем будете полностью «повешены».
Заполнить пропуски

 

Цель этой игры в том, чтобы заполнить все пропуски любыми или данными в выпадающем меню фразами.
Заполнить таблицу

 

Таблица с 5 столбцами (максимум), которую, по заданию, необходимо заполнить верными данными.
Кроссворд Цель этой игры в том, чтобы разгадать кроссворд.

Онлайн игры

Викторина для нескольких игроков

 

Данный шаблон позволяет нескольким игрокам выбирать для ответа вопросы из различных категорий и разного уровня сложности. Вопросы могут быть отсортированы по сложности и, соответственно, дают больше очков игре.
Где находится это?

 

В этой игре 2-3 игрока должны поместить значок на карте или картинку в зависимости от вопроса. Ближайший маркер выигрывает. Можно отвечать на вопросы произвольно.
Оцените

 

В этой игре могут принять участие от 2 до 4 игроков, и они должны ответить цифрами.
Папка Challenge

 

В этой игре на 2 или 4 игрока нужно привести в порядок термины или понятия. Вопросы для игры нужно сформулировать самому.
Скачки Участники (до шести игроков) отвечают на вопросы, пытаясь закончить раньше остальных.
QikPad QikPad – блокнот для записей и не только.
Аудио/видео контент

 

Это приложение может быть дополнено видео с дополнительными вставками.
Блокнот Обычная книжка для записей.
Голосование

 

Предложите один или несколько вопросов для голосования. По желанию вопрос задается раз в день, в час или в случайном порядке.
Доска объявлений

 

Простая доска объявлений для размещения заметок с мультимедийным контентом.
Календарь

 

Нечто похожее на календарное и почасовое расписание в виде таблицы.
Карта мысли Карта мысли – работает не во всех браузерах.
Сетка Приложений

 

Создание коллекции нескольких приложений, чтобы поделиться с другими пользователями
Чат

 

Простой чат для вашего сайта. Сервис позволяет создавать интерактивные задания для самостоятельной работы учащихся. Есть и функция создания виртуального класса.

 

Имеется возможность совместного решения учащимися некоторых видов заданий. Присутствует возможность создания аккаунтов для своих учащихся и использования своих ресурсов для проверки их знаний прямо на этом сайте в игровой форме, что способствует формированию познавательного процесса учащихся. Если пользователь зарегистрирован на данном сайте как учитель, то у него появляется дополнительная вкладка – «Мои классы». В этом разделе он может создать аккаунт для учеников. Для ускорения работы список можно вбивать не вручную, а импортировать из другого документа. Каждому из учеников будет автоматически присвоен логин и пароль, под которыми они будут заходить на сайт и выполнять или создавать упражнения. Вы можете контролировать их процесс работы, писать свои комментарии, нажав на значок конверта напротив имени учащегося. В LearningApps.org предусмотрена возможность подключения к разработке заданий-приложений учащимися.

Каждый учитель может использовать тот или иной модуль для решения конкретных задач в своей предметной области:

-       для закрепления теоретических и практических знаний, их проверки;

-       могут служить удобной оболочкой для организации различных конкурсных мероприятий;

-       для активизации познавательной деятельности обучающихся;

-       задания можно создавать и редактировать в режиме он-лайн, используя различные шаблоны;

-       применение всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий;

-       создание аккаунта для своих учеников –  учитель может создавать группу из обучающихся, для которой будет собирать “упражнения” и приглашать учащихся к работе.

-       готовые упражнения легко встраиваются в блоги и сайты, можно использовать и при работе офф-лайн;

Несмотря на активное использование данной платформы, она имеет как ряд плюсов, так и минусов, которые представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Плюсы и минусы платформы LearningApps.org

Плюсы

Минусы

  • дружелюбный русскоязычный интерфейс (надо только выбрать соответствующий флажок в правом верхнем углу);
  • бесплатно;
  • быстрота создания интерактива;
  • моментальная проверка правильности выполнения задания;
  • возможность встраивания задания на html-страницу;
  • возможность обмена интерактивными заданиями.
  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • перевод на русский язык – «хромает»;
  • в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную;
  • некоторые типы заданий работают не во всех браузерах;
  • сервис доступен только через интернет.

Личные данные будут сохраняться в тайне в связи с соответствующим законодательным положением от доступа посторонних лиц и не передаваться. С поступлением персональных данных в личном профиле Вы согласны на публикацию этих данных на LearningApps.org.

Услуги LearningApps.org предоставляются без каких-либо гарантий. Также нет никаких гарантий на степень доступности, надежности, полноты и безопасности обслуживания. Любая ответственность отклоняется в полном объеме.

Примеры разработанных интерактивных заданий по теме «Системы счисления»

1. Интерактивное задание № 1. «Викторина с выбором правильного ответа»

С помощью данного шаблона необходимо выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Представлено на рисунке 4.

В задании предложены описания различных систем счисления, о которых нет информации в учебниках. Желающие выполнить данное задание, должны внимательно прочитать информацию и выбрать название «Системы счисления» из предложенных вариантов. Упражнение рассчитано на получение новых знаний. Данное упражнение можно просмотреть по ссылке https://learningapps.org/watch?v=p29fnm87c22

 

Рисунок 4 – Интерактивное задание № 1

 

2. Интерактивное задание № 2. «Кто хочет стать миллионером?»

Необходимо отвечать на вопросы с возрастающей сложностью. Представлено на рисунке 5.Участникам предлагается ответить на вопросы, выбрав только один вариант ответа. Каждый вопрос имеет свою стоимость. Данное задание позволяет закрепить знания полученные при изучении темы. Задание доступно по ссылке https://learningapps.org/watch?v=p2sk4ngwa22

 

Рисунок 5 – Интерактивное задание № 2

 

3. Интерактивное задание № 3. «Слова из букв»

Цель этой игры в том, чтобы составить слова из лежащих рядом друг с другом букв в сетке. В кроссворде необходимо найти 20 слов связанные с темой «Системы счисления». Задание направлено на повторение и закрепление понятий по теме «Системы счисления».

Представлено на рисунке 6. Доступно по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pwwf4wbo522

 

Рисунок 6 – Интерактивное задание № 3

 

4. Интерактивное задание № 4. «Классификация»

Этот шаблон поможет создать от 2 до 4 групп, которые затем должны быть соотнесены к элементам. Задание представлено на рисунке 7. Участникам предлагается разделить картинки на две группы. Упражнение позволяет закрепить знания о позиционных и непозиционных системах счисления. Упражнение доступно по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pfs30qybn22

 

Рисунок 7 – Интерактивное задание № 4

5. Интерактивное задание № 5. «Найти пару»

С помощью этого шаблона нужно найти пару, текст или картинка, видео или аудио. Задание рассчитано на закрепление темы. Упражнение представлено на рисунке 8. Доступно по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pkkuns8r522  

 

Рисунок 8 – Интерактивное задание № 5

6. Интерактивное задание № 6. «Угадывание слов»

Найдите искомое слово, нажимая на буквы, прежде чем будете полностью «повешены». Упражнение предполагает закрепление понятий по теме «Системы счисления». Упражнение представлено на рисунке 9. Доступно по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pqfg977ec22

Рисунок 9 – Интерактивное задание № 6

7. Интерактивное задание № 7. «Кроссворд»

Цель этой игры в том, чтобы разгадать кроссворд.  Задание можно использовать как для контроля или закрепления темы. Кроссворд представлен на рисунке 10. Упражнение доступно по ссылке https://learningapps.org/watch?v=p0nvo9h1t22

Рисунок 10 – Интерактивное задание № 7

 

8. Интерактивное задание № 8. «Скачки»

Участники (до шести игроков) отвечают на вопросы, пытаясь закончить раньше остальных. Данное задание хорошо использовать в качестве контроля и практики в изучении темы. Представлено на рисунке 11. Доступно по ссылке  https://learningapps.org/watch?v=p2up2ymz322

 

Рисунок 11 – Интерактивное задание № 8

 

9. Интерактивное задание № 9. «Аудио/видео контент»

Это приложение может быть дополнено видео с дополнительными вставками. Данный модуль хорошо подходит при самостоятельном изучении темы. Участнику предлагается посмотреть видео с информацией. При просмотре в определенное время появляется подсказка, в которой предлагается пройти интерактивное задание. Нажимая на эту подсказку происходит переход на интерактивное упражнение, выполнив его можно вернуться назад и продолжить просмотр видео до следующего задания. Задание представлено на рисунке 12. Задание доступно по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pz7g2pect22

 

Рисунок 12 – Интерактивное задание № 9


Библиографический список
  1. Виртуальная реальность и профессиональные технологии визуализации [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-i-professionalnye-tehnologii-vizualizatsii (дата обращения 25.01.2022)
  2. Гутер Р. С. От абака до компьютера/ Р.С. Гутер Р. С. – 2-изд., доп. – М.: Знание, 2010. – 130 с.
  3. Жданкина Е. Я использую информационно-коммуникационные технологии / Е. Жданкина // Математика: газ. издательского дома «Первое сентября». — 2008. — № 15. — С. 21-22.
  4. Закирова З. В. Создание тестов с помощью программы Microsoft PowerPoint/ З.В. Закирова // Информатика: газ. издательского дома «Первое сентября». –  2008.  – № 5. –  С. 29-30.
  5. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
  6. Использование интерактивных методов обучения на уроках химии [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://проф-обр.рф/blog/2021-01-08-1688 (дата обращения 25.01.2022)
  7. Методика преподавания темы счисления в соответствии с ФГОС ООО [Электронный ресурс]: дипломная работа. – Режим доступа: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/44-03-01_243.pdf (дата обращения 25.01.2022)
  8. Оценка качества обучения по модели Киркпатрика [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://window.edu.ru (дата обращения 25.01.2022)
  9. Применение интерактивных технологий обучения в процессе изучения темы «Системы счисления» базового курса информатики [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа. – Режим доступа: https://privetstudent.com/diplomnyye/diplomnyye-raboty-po-informatike/4629-primenenie-interaktivnyh-tehnologij-obuchenija-v-processe-izuchenija-temy-sistemy-schislenija-bazovogo-kursa-informatiki.html (дата обращения 25.01.2022)
  10. Разработка и применение средств обучения и диагностического контроля в деятельности педагога в школе [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://window.edu.ru (дата обращения 25.01.2022)
  11. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования: монография / И.В. Роберт – М.: Школа-Пресс, 1994. – 140 с.   31
  12. Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики [Электронный ресурс]: проектная работа. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/rolsovriemiennykhtiekhnologhiivpovyshieniipoznavatielnoghointieriesanaurokakhmatiematiki (дата обращения 25.01.2022)
  13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-компьютерных средств: учеб. пособие/ Г.К. Селевко -  М.: НИИ школьных технологий, 2005.  – 284 с.
  14. LearningApps [Электронный ресурс]: сервис для создания интерактивных заданий-тренажеров. – Режим доступа: https://learningapps.org (дата обращения 25.01.2022)


Все статьи автора «Скокова Оксана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: