ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Статья посвящена анализу развития определенных литературных жанров Средневековья. Отмечено своеобразие средневековой литературы. Раскрытие аспектов средневекового общества, которые можно проследить в литературных жанрах того времени.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Литературные жанры средневековья // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/08/46782 (дата обращения: 26.02.2024).

Даже если средневековые литературные жанры романа, эпоса и лирики не имели такой же идентичности и значения в средневековый период, как сегодня, необходимо приложить усилия для их изучения.

В течение так называемых темных веков обширная римская и греческая классическая литература была бы почти полностью потеряна из-за нового культурного пробуждения Средневековья, если бы церковь не расшифровала эти произведения и сохранила грамотность [1].

Существование литературы зависело от способности писать. В основном, литература раннего средневековья писалась на латыни, но также в этот исторический период в литературе отмечают повышенное использование местных языков. Местная «литература» ранее существовала только в устной форме.

Несмотря на все более широкое использование родного языка и включение устных народных рассказов, росту литературы препятствовала необходимость кропотливо копировать книги вручную. Книги были ценной редкостью в течение всего средневекового периода.

Средневековая культура не была реакцией писателя на наблюдение и окружающую среду, она зависела в значительной степени от содержания существующих рукописей. Каждый писатель основывался на предыдущем писателе. Понятие авторства не существовало.

Примеры литературы, встречающейся в каждом из средневековых жанров, часто были лишь одним примером конкретной истории, которая подверглась постоянному и постепенному пересмотру, часто переходя от язычества к христианству как части этого процесса [1].

Первый жанр в средневековый период «Эпос» имел в качестве своего классического аналога жанр, создавший такие эпосы, как «Илиада» и «Одиссея». Средневековые эпосы возникли из устной или народной литературы и были продуктом первобытных обществ, в которых барды пели сказки о героях.

Хотя источники таких народных историй были распространены по всей Западной Европе, сходство между историями привело к выявлению ряда характеристик, по которым ранняя средневековая литература могла быть отделена от той, которая развивалась в целом после 1100 года нашей эры. Эти общие характеристики лучше всего иллюстрируются в древнеанглийской традиции эпическим «Беовульфом», во Франции «Песней о Роланде» и в Германии «Нибелунглайдом» [4].

Обычно Эпос рассказывает нам о герое, лидере и защитнике своего народа. Он был не только сильным бойцом, но и человеком предвидения. Он любил драться и пировать, был предан и щедр к своим людям и товарищам.

Эпосы, как правило, полны действия, и герои могут полностью раскрыть свой воинственный дух. Конфликты, как правило, являются массовыми битвами, в которых героям приходится сражаться со сверхчеловеческой силой и преданность товарищей может быть проиллюстрирована до крайности.

Конечно, там, где мужчины наслаждаются борьбой, пиром и рыцарской верностью, мало места для любви, и, за исключением кровожадных, воинственных женщин, которые пробились в эпопею, этот жанр был лишен женственности.

Хотя Эпосы изначально были написаны в языческой культуре, их переписью занимались христианские писатели. Например, скандинавские и германские боги были исключены из оригиналов, тогда как в других была предпринята более определенная попытка изобразить полевых командиров как христианских рыцарей.

С конца 12-го века эпос утратила свою популярность из-за более тонкого жанра романтики, который начал занимать его место. Романтический жанр основывался на трех идеальных мотивах: любовь, приключения и рыцарство. Чтобы установить развитие этого жанра, необходимо исследование каждого из этих мотивов [3].

В «Песне о деяниях» (Chanson de geste) главной добродетелью была верность своему господину, в романсе главной добродетелью была любовь к своей женщине.

Любовный роман или «куртуазная любовь» никогда не был доведен до страстного завершения: любовники (обычно рыцари) идеализировали своих дам издалека и превращали каждое их действие в некую форму преданности любимому человеку.

Христианская мораль, возможно, была важной движущей силой роста «куртуазной любви» в литературе. В обществе, в котором браки часто заключались, предмет любви вне брака, должно быть, был большим искушением.

Причину идеализации женщин в этом жанре, в отличие от отношений, проявленных в эпосах, оказалось трудно установить. В Эпосах женщин практически игнорировали, за исключением случаев, когда они были воинами или достойными женами и матерями, и в то время они имели очень низкий статус в обществе [2].

Одно из объяснений состоит в том, что увеличение уважения к женщинам было связано с ростом культа Девы Марии. Возможно, наибольшее влияние на включение идеализации женщин в жанр оказал влияние самих женщин.

Женщина была действительно возвышена, только когда была объектом любви. В браке она была предметом меньшего обожания.

Как второй мотив романа, приключение получило новую интерпретацию по сравнению с его представлением в эпосе. В жанре средневековой литературы приключение было частью реальности борьбы героев. Герой романа искал приключений без какой-либо мотивации.

Сюжетные линии Эпоса зависели от индивидуальных особенностей героев, тогда как в романах герои обычно имели сходные рыцарские характеристики, которые не определяли ход истории. Герой романтики принадлежал не столько миру реальности и возможностей, сколько миру мечтаний и воображения.

Рыцарство было третьим мотивом романа. Герой романтики был рыцарем, человеком, который сражался на турнире, чтобы завоевать преданность своей дамы, и который сражался в битве из-за верности своему господину. Рыцарь был всего лишь слугой и отделен от обычных людей своим воинским мастерством, рождением, званием и поведением [4].

Рыцарство возникло среди полевых командиров по мере того, как цивилизованное влияние христианства охватило его. Идеал христианской веры, мужества, вежливости и любви   неуклонно   развивался   в   рыцарском классе. Рыцарский идеал стал охватывать многие другие аспекты, включая щедрость, жалость, целомудрие и бескорыстную храбрость [3].

К сожалению, рыцарский идеал нашел свое лучшее выражение только в романе, а не в фактическом поведении рыцаря. Вежливость, которая была так характерна для литературы, была редкостью на практике.

Эпос и романтика представляют два величайших жанра средневекового периода. Являются ли они действительно представительными для того периода, сомнительно. Они обычно изображали идеалы высших эшелонов общества.

Они не отражают взгляды того периода, а скорее представляют попытки многочисленных авторов переосмыслить истории классики и фольклора в соответствии со средневековым методом. Эти жанры говорят нам, что ранний средневековый писатель был скорее методичным, чем творческим. Возможно, только в литературе низших классов мы начинаем видеть более правдивую картину жизни в Средневековье [2].

В Средневековье зачастую использовали короткий стихотворный рассказ (фаблио). Этот жанр, высмеивая обычную мораль и нравственный смысл, чаще всего был сатирическим. Ранняя средневековая сатира часто была нацелена исключительно на идеализацию женщин в литературе.

Успех фаблио как жанра заключался в его способности развлекать, а также его правдивости, реалистичности происходящих событий.

В жанре сатиры средневековая городская культура также породила басню. В этих историях о животных, которые были в той же традиции, что и Басни Эзопа, средневековые персонажи были помещены в феодальную иерархию животного царства.

Используя аллегорию, басни смогли выразить разнообразие человеческого характера и мирскую мудрость, которую средневековый человек должен был развить, чтобы процветать.

Таким образом, значительная часть средневековой литературы не была записана до тех пор, пока ее композиторы не стали грамотными и начали выпускать произведения, которые действительно были характерны для эпохи. Часть литературы Средневековья была утеряна.


Библиографический список
  1. Безрогов В.Г., Баранникова Н.Б. Исследования религиозной темы в учебниках Средневековья и Нового времени // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №1 (22).
  2. Мелетинский Е.М. Проблемы сравнительного изучения средневековой литературы (Запад/Восток). URL: http:// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Article/melet1.php
  3. Никола М. И. История зарубежной литературы Средних веков: учебник для акад. бакалавриата / М. И. Никола, М. К. Попова, И. О. Шайтанов. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 451 с.
  4. Никола М.И. Курс истории средневековой литературы в интерпретации Вл. А. Лукова // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: