В современных условиях качество и эффективность функционирования образовательных учреждений дополнительного образования детей в нельзя представить без обеспечения продуктивной методической деятельности. Посредством методической работы осуществляется инновационная деятельность образовательного учреждения в целом, которая состоит в поиске, эксперименте, а также во внедрении новых оптимальных учебных и воспитательных методик. В рамках методической работы также профессиональное развитие и поддержка преподавательского состава, осуществляется работа по повышению качества предоставляемых образовательных услуг.
Методическая работа в образовательных учреждениях дополнительного образования детей представляет собой фундамент формирования деятельности педагогов и создания современной инновационной учебной среды. Е.В. Василевская отмечает, что по своей сущности методическая деятельность состоит в совокупности осуществляемых мер, которая основывается на определенных научных факторах и педагогическом практическом опыте. Цель проведения методической работы заключается в обеспечении профессионального педагогического роста, повышении активности и творчества педагогов, что приводит к наиболее оптимальному обучению и воспитанию детей [2].
Исследователи Т.Е. Лебедева и М.П. Прохорова отмечают, что для того, чтобы методическая деятельность с преподавателями была эффективной и результативной, она должна иметь планомерный, системный, проблемно-ориентированный и целенаправленный характер, непосредственно учитывать особенности функционирования образовательного учреждения дополнительного образования детей, а также потребности субъектов образовательного процесса [4].
Одна из наиболее значимых функций методической деятельности состоит в оказании помощи преподавателям в повышении методического и научно-теоретического уровня их профессиональной педагогической деятельности. Для реализации данной функции определяется комплекс мероприятий, который разрабатывается и осуществляется непосредственно методистами.
К задачам методистов образовательных учреждений дополнительного образования детей относятся следующие:
- формирование модели взаимодействия, которая способствует непосредственному включению преподавателя в творческую деятельность и сотрудничество;
- удовлетворение существующих педагогических потребностей;
- создание новых профессиональных потребностей педагога, которые уже востребованы или будут востребованы в практической деятельности через некоторое время.
В свою очередь, В.А. Гуров выделяет следующие ключевые виды методической работы в образовательных учреждениях дополнительного образования детей:
- помощь в описании и обобщении передового педагогического профессионального опыта;
- методическое руководство, включающее в себя процесс организации методической деятельности, которая начинается непосредственно с отбора целей, содержания, форм и методов профессиональной деятельности педагога;
- создание определённой методической продукции, функция которой состоит в выражении и распространении комплекса методических знаний.
- методическое исследование, состоящее в разработке методических средств исследования и диагностики новейших методик;
- самообразовательная деятельность, то есть самостоятельное приобретение и освоение знаний, умений и навыков в определённой научной сфере;
- повышение педагогической квалификации;
- методическая коррекция педагогической деятельности [3].
Если говорить о профессионализме методиста, то есть условно можно разделить на пять уровней:
- допрофессионализм, состоящий из трёх ключевых этапов: первоначальное ознакомление с профессией; адаптация, самореализация в профессии;
- профессионализм, то есть высокий уровень профессионального мастерства, свободное владение профессией;
- суперпрофессионализм, выражающийся в способности методиста к разработке авторской методической системы;
- послепрофессиональный период, представляющий собой такой период, который определяется способностью методиста выступать как консультант, наставник или эксперт в рамках педагогической системы;
- непрофессонализм (особая группа), в рамках которого профессиональная деятельность, независимо от стажа работы, сводится к выполнению определённых функциональных обязанностей по чужим профессионально искажённым правилам.
Каждая профессия включает в себя несколько ролей, в которых выступает специалист. Так, для методиста, основными ролями являются: роль педагога и воспитателя, исследователя и руководителя профессиональной группы, социального педагога и субъекта самообразования. Профессионально значимыми качествами для методиста в реалиях сегодняшнего времени являются его социальная компетентность, способность к практическому решению возникающих проблем, вербальные способности и методические умения. Лишь сочетая в себе все профессиональные качества и выполняя все отведенные роли, методист способен решить поставленную перед ним задачу — помочь педагогу, раскрыть свой творческий потенциал, совершенствовать свой профессионализм и найти свое предназначение.
Библиографический список
- Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А. Справочник начинающего профконсультанта. — М., 2008.
- Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. — М.: АПКиППРО, 2005.
- Гуров В.А. Развитие мотивации педагогов учреждений дополнительного образования: автореф. дисс…. канд. пед. наук. — Калининград, 2005. — 20 с.
- Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей// Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №7 (33). Т.2. 2018. С. 28-34.