МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Барсукова Анастасия Евгеньевна1, Воронцов Александр Максимович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье характеризуется такое явление как методическая деятельность в образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Авторы анализируют понятие методической деятельности, выделяют задачи методистов и виды методической работы в рамках образовательных учреждений дополнительного образования детей. В статье также выделяются и характеризуются уровни профессионализма методиста.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Барсукова А.Е., Воронцов А.М., Дубровин Н.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Методическая деятельность в образовательных учреждениях дополнительного образования детей // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/08/46562 (дата обращения: 25.02.2024).

В современных условиях качество и эффективность функционирования образовательных учреждений дополнительного образования детей в нельзя представить без обеспечения продуктивной методической деятельности. Посредством методической работы осуществляется инновационная деятельность образовательного учреждения в целом, которая состоит в поиске, эксперименте, а также во внедрении новых оптимальных учебных и воспитательных методик. В рамках методической работы также  профессиональное развитие и поддержка преподавательского состава, осуществляется работа по повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

Методическая работа в образовательных учреждениях дополнительного образования детей представляет собой фундамент формирования деятельности педагогов и создания современной инновационной учебной среды. Е.В. Василевская отмечает, что по своей сущности методическая деятельность состоит в совокупности осуществляемых мер, которая основывается на определенных научных факторах и педагогическом практическом опыте. Цель проведения методической работы заключается в обеспечении профессионального педагогического роста, повышении активности и творчества педагогов, что приводит к наиболее оптимальному обучению и воспитанию детей [2].

Исследователи Т.Е. Лебедева и М.П. Прохорова отмечают, что для того, чтобы методическая деятельность с преподавателями была эффективной и результативной, она должна иметь планомерный, системный, проблемно-ориентированный и целенаправленный характер, непосредственно учитывать особенности функционирования образовательного учреждения дополнительного образования детей, а также потребности субъектов образовательного процесса [4].

Одна из наиболее значимых функций методической деятельности состоит в оказании помощи преподавателям в повышении методического и научно-теоретического уровня их профессиональной педагогической деятельности. Для реализации данной функции определяется комплекс мероприятий, который разрабатывается и осуществляется непосредственно методистами.

К задачам методистов образовательных учреждений дополнительного образования детей относятся следующие:

-                   формирование модели взаимодействия, которая способствует непосредственному включению преподавателя в творческую деятельность и сотрудничество;

-                   удовлетворение существующих педагогических потребностей;

-                   создание новых профессиональных потребностей педагога, которые уже востребованы или будут востребованы в практической деятельности через некоторое время.

В свою очередь, В.А. Гуров выделяет следующие ключевые виды методической работы в образовательных учреждениях дополнительного образования детей:

-                   помощь в описании и обобщении передового педагогического профессионального опыта;

-                   методическое руководство, включающее в себя процесс организации методической деятельности, которая начинается непосредственно с отбора целей, содержания, форм и методов профессиональной деятельности педагога;

-                   создание определённой методической продукции, функция которой состоит в выражении и распространении комплекса методических знаний.

-                   методическое исследование, состоящее в разработке методических средств исследования и диагностики новейших методик;

-                   самообразовательная деятельность, то есть самостоятельное приобретение и освоение знаний, умений и навыков в определённой научной сфере;

-                   повышение педагогической квалификации;

-                   методическая коррекция педагогической деятельности [3].

Если говорить о профессионализме методиста, то есть условно можно разделить на пять уровней:

-                   допрофессионализм, состоящий из трёх ключевых этапов: первоначальное ознакомление с профессией; адаптация, самореализация в профессии;

-                   профессионализм, то есть высокий уровень профессионального мастерства, свободное владение профессией;

-                   суперпрофессионализм, выражающийся в способности методиста к разработке авторской методической системы;

-                   послепрофессиональный период, представляющий собой такой период, который определяется способностью методиста выступать как консультант, наставник или эксперт в рамках педагогической системы;

-                   непрофессонализм (особая группа), в рамках которого профессиональная деятельность, независимо от стажа работы, сводится к выполнению определённых функциональных обязанностей по чужим профессионально искажённым правилам.

Каждая профессия включает в себя несколько ролей, в которых выступает специалист. Так, для методиста, основными ролями являются: роль педагога и воспитателя, исследователя и руководителя профессиональной группы, социального педагога и субъекта самообразования. Профессионально значимыми качествами для методиста в реалиях сегодняшнего времени являются его социальная компетентность, способность к практическому решению возникающих проблем, вербальные способности и методические умения. Лишь сочетая в себе все профессиональные качества и выполняя все отведенные роли, методист способен решить поставленную перед ним задачу — помочь педагогу, раскрыть свой творческий потенциал, совершенствовать свой профессионализм и найти свое предназначение.


Библиографический список
  1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А. Справочник начинающего профконсультанта. — М., 2008.
  2. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. — М.: АПКиППРО, 2005.
  3. Гуров В.А. Развитие мотивации педагогов учреждений дополнительного образования: автореф. дисс…. канд. пед. наук. — Калининград, 2005. — 20 с.
  4. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей// Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №7 (33). Т.2. 2018. С. 28-34.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: