В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей младшего школьного возраста с ОНР. У рассматриваемой категории детей отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий [3]. Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы: нейрологопедическое обследование и нейрологопедическая коррекция. Нейрологопедическое обследование позволяет решить следующие задачи: выявить незрелые или нарушенные области и функции мозга, определить причины трудностей обучения и развития ребенка, организовать специальное обучение, направленное на преодоление выявленных трудностей [6]. Нейрологопедическое обследование позволяет качественно построить нейрологопедическую коррекцию. Нейрологопедическая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Нейропсихологическая коррекция предполагает построение коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с учетом их индивидуальных нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) [2, 5]. С целью повышения результативности индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий используются нейропсихологические игры и упражнения (А. В. Семенович) [3]. Данные игры и упражнения влияют на мозолистое тело мозга, в результате наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (дифференциация звуков и навыков звукового анализа), внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика.
Психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в развитие которого правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад и талант. Анализ клинического материала подтверждает факт активного участия обоих полушарий мозга в протекании самых разнообразных видов психической деятельности, их тесного функционального сотрудничества.
Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.
В процессе обследования логико – грамматических конструкций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи нами были изучены разные методики. Нами была апробирована сокращенная, модифицированная методика исследования понимания логико – грамматических конструкций основанная на тестовой методике диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой.
Таблица 1 – Результаты обследования уровня сформированности логико – грамматических конструкций
Данные обучающихся |
Исследование грамматического строя |
Исследование словаря и навыков словообразования |
Исследование понимания логико-грамматических отношений |
Общий балл (%) |
Матвей В. |
25(27,5 %) |
25(27,5%) |
5(5,5%) |
55 (60,5%) |
Степа С. |
40 (44%) |
35 (38,5%) |
6 (6,6%) |
82 (89,1%) |
Софья Я. |
35 (38,5%) |
45 (49,5%) |
7 (7,7%) |
87 (95,7%) |
Маргарита П. |
27,5(30,3%) |
26,5(29,2%) |
6(6,6%) |
60(66%) |
Лиза Г. |
40 (44%) |
40 (44%) |
8 (8,8%) |
88 (88%) |
Вика А. |
35 (38,5%) |
35 (38,5%) |
8 (8,8%) |
78 (85,8%) |
Маша Ш. |
25 (27,5%) |
25 (27,5%) |
6(6,6%) |
56 (61,6%) |
Миша П. |
20 (22%) |
25 (27,5%) |
6(6,6%) |
51 (56,1%) |
Никита В. |
35 (38,5%) |
35 (38,5%) |
5 (5,5%) |
75 (82,5%) |
Вика М. |
40 (44%) |
35 (38,5%) |
5 (5,5%) |
80(88%) |
Маша П. |
25 (27,5%) |
35 (38,5%) |
5 (5,5%) |
65 (71,5%) |
Леонид Л. |
25 (27,5%) |
25 (27,5%) |
6(6,6%) |
56 (61,6%) |
Кирилл М. |
40 (44%) |
35 (38,5%) |
7 (7,7%) |
82 (90,2%) |
Максим П. |
35,5 (39,1%) |
35,5 (39,1%) |
5 (5,5%) |
76 (83,7%) |
Артем П. |
27 (29,7%) |
26,5 (29,2%) |
5 (5,5%) |
58,5(64,4%) |
Соня С. |
30 (33%) |
35,5 (39,1%) |
8 (8,8%) |
73,5(80,9%) |
Денис Ж. |
40 (44%) |
45 (49,5%) |
7 (7,7%) |
92(101,2%) |
Света К. |
40,5 (44,5%) |
42 (46,2%) |
8 (8,8%) |
90,5(99,5%) |
Дима У. |
35,5 (39,1%) |
43 (47,3%) |
9 (9,(%) |
87,5(96,3%) |
Максим М. |
45 (49,5%) |
45 (49,5%) |
8 (8,8%) |
98(107,8%) |
За основу вычисления была взята оценка уровня сформированности логико – грамматических конструкций у младших школьников (основанная на методике Т.А. Фотековой), где за сто процентов было взято максимально возможное количество баллов.
110 – 88 баллов -100% – 80% – высокий уровень
87, 5 – 59,5 баллов -79,9% – 65% – средний уровень
59 – 55 баллов 64,9% – 50% – недостаточный уровень
54,5 баллов 49,9% и ниже – низкий уровень
Анализ данного обследования выявил, что у испытуемых: Лизы Г. (88 баллов, 88%), Дениса Ж. (92 балла, 101,2 %), Светы К. (90,5 баллов, 99,5 %), Максима М. (98 баллов, 107,8%) эти показатели говорят о том, что сформированность логико – грамматических конструкций у данных обучающихся на высоком уровне. Сформированность логико – грамматических конструкций находится на среднем уровне у обучающихся: Степы С. (82баллов, 89,1%), Софии Я. (87 баллов, 95,7%), Маргариты П. (60 баллов, 66%), Вики А. (78 баллов, 85,8%), Никиты В. (75баллов, 82,5%), Вики М. (80 баллов, 88%), Маши П. (65 баллов, 71.5%), Кирилла М. (82 балла, 90,2%), Максима П. (76 баллов, 83,7%), Сони С. (73,5 баллов, 80,9%), Димы У. (87,5 баллов, 96,3%).
У обучающихся Матвея В. (55 баллов, 60,5%), Маши Ш. (56 баллов, 61,6%), Леонида Л. (56 баллов, 61,6%), Артема П. (58,5 балла, 64,4%) – недостаточно сформированный уровень логико – грамматических конструкций.
Миша П. набрал 51 балла, у него низкий уровень сформированности логико – грамматических конструкций. (Таблица 1).
Ответы на вопрос были с длительными паузами с поисками нужного слова. Не на все вопросы смогли ответить самостоятельно, нуждались в помощи педагога. Также наблюдались нарушения лексико-грамматического структурирования фразы. Также по результатам наблюдения у детей отмечается недоразвитие процессов внимания, нарушена память, страдает запоминание, дети быстро забывают инструкции и последовательность заданий.
Таким образом, диагностика показала, что уровень сформированности логико – грамматических конструкций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи недостаточно развит. Уровни сформированности логико – граматических конструкций отражены в рисунке 1.
Рисунок 1. Средние показатели уровня сформированности логико – грамматических конструкций
Следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологическом подходе, положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости, памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления, силы, равновесия, подвижности, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования устной речи, мы пришли к выводу, что уровень развития словарного запаса и грамматического строя речи определяется в зависимости от активности и самостоятельности выполнения заданий. Следовательно, в зависимости от правильности и самостоятельности оценивалось выполнения задач по уровням: высокий, средний, недостаточный и низкий.
Мы пришли к выводу, что для диагностики уровня сформированности логико – грамматических конструкций необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом.
Коррекционная работа строилось с учетом принципов, необходимых для проведения констатирующего эксперимента:
– принцип системного подхода и учета структуры дефекта, предполагающий необходимость учета в работе педагога;
– принцип дифференцированного подхода, в котором учитываются структура речевого дефекта, возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
– принцип комплексности;
– принцип деятельностного подхода, когда педагог при проведении коррекционной работы должен учитывать возраст ребенка и его ведущую деятельность;
– принцип активизации речевой деятельности, при котором используются адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
Анализ результатов исследования состояния сформированности логико-грамматической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи позволил выяснить, что у большинства детей наблюдается низкий уровень развития логико – грамматического компонента речи. Это еще раз подчеркивает необходимость разработки методики формирования логико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речи.
Библиографический список
-
Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – Санкт – Петербург: Питер, 2008. – 320 с.
-
Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии/ Т. Г. Визель. — Москва: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. – 264 с.
-
Кузнецова, Л. В. Oснoвы специaльнoй психoлoгии / Л. В. Кузнецoва. — Москва: Акaдемия, 2003. – 480 с.
-
Праведникова, И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения/ И.И. Праведникова. – Москва: АЙРИС-пресс, 2019. – 119с.
-
Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. — Москва: Генезис, 2005. – 319 с.
-
Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / Э. Г. Симерницкая. — Москва: МГУ, 1995. – С. 154–160.
- Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: метод. пособие / Т. А.Фотекова,Т.В. Ахутина. – М., 2007. – 176с.