ФОРМИРОВАНИЕ «КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫХ» ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Бузовская Ирина Сергеевна
Томский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена формированию квазипространственных представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бузовская И.С. Формирование «квазипространственных» представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46191 (дата обращения: 28.02.2024).

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей младшего школьного возраста с ОНР. У рассматриваемой категории детей отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий [3]. Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы: нейрологопедическое обследование и нейрологопедическая коррекция. Нейрологопедическое обследование позволяет решить следующие задачи: выявить незрелые или нарушенные области и функции мозга, определить причины трудностей обучения и развития ребенка, организовать специальное обучение, направленное на преодоление выявленных трудностей [6]. Нейрологопедическое обследование позволяет качественно построить нейрологопедическую коррекцию. Нейрологопедическая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Нейропсихологическая коррекция предполагает построение коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с учетом их индивидуальных нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) [2, 5]. С целью повышения результативности индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий используются нейропсихологические игры и упражнения (А. В. Семенович) [3]. Данные игры и упражнения влияют на мозолистое тело мозга, в результате наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (дифференциация звуков и навыков звукового анализа), внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика.

Психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в развитие которого правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад и талант. Анализ клинического материала подтверждает факт активного участия обоих полушарий мозга в протекании самых разнообразных видов психической деятельности, их тесного функционального сотрудничества.

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет»«Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше»«ниже» к понятиям «над»«под» и т.д.

В процессе обследования логико – грамматических конструкций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи нами были изучены разные методики. Нами была апробирована сокращенная, модифицированная методика исследования понимания логико – грамматических конструкций основанная на тестовой методике диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой.

Таблица 1 – Результаты обследования уровня сформированности логико – грамматических конструкций

Данные обучающихся

Исследование грамматического строя

Исследование словаря и навыков словообразования

Исследование понимания логико-грамматических отношений

Общий балл (%)

Матвей В.

25(27,5 %)

25(27,5%)

5(5,5%)

55 (60,5%)

Степа С.

40 (44%)

35 (38,5%)

6 (6,6%)

82 (89,1%)

Софья Я.

35 (38,5%)

45 (49,5%)

7 (7,7%)

87 (95,7%)

Маргарита П.

27,5(30,3%)

26,5(29,2%)

6(6,6%)

60(66%)
Лиза Г.

40 (44%)

40 (44%)

8 (8,8%)

88 (88%)
Вика А.

35 (38,5%)

35 (38,5%)

8 (8,8%)

78 (85,8%)

Маша Ш.

25 (27,5%)

25 (27,5%)

6(6,6%)

56 (61,6%)

Миша П.

20 (22%)

25 (27,5%)

6(6,6%)

51 (56,1%)

Никита В.

35 (38,5%)

35 (38,5%)

5 (5,5%)

75 (82,5%)

Вика М.

40 (44%)

35 (38,5%)

5 (5,5%)

80(88%)

Маша П.

25 (27,5%)

35 (38,5%)

5 (5,5%)

65 (71,5%)

Леонид Л.

25 (27,5%)

25 (27,5%)

6(6,6%)

56 (61,6%)

Кирилл М.

40 (44%)

35 (38,5%)

7 (7,7%)

82 (90,2%)

Максим П.

35,5 (39,1%)

35,5 (39,1%)

5 (5,5%)

76 (83,7%)

Артем П.

27 (29,7%)

26,5 (29,2%)

5 (5,5%)

58,5(64,4%)

Соня С.

30 (33%)

35,5 (39,1%)

8 (8,8%)

73,5(80,9%)

Денис Ж.

40 (44%)

45 (49,5%)

7 (7,7%)

92(101,2%)

Света К.

40,5 (44,5%)

42 (46,2%)

8 (8,8%)

90,5(99,5%)

Дима У.

35,5 (39,1%)

43 (47,3%)

9 (9,(%)

87,5(96,3%)

Максим М.

45 (49,5%)

45 (49,5%)

8 (8,8%)

98(107,8%)

За основу вычисления была взята оценка уровня сформированности логико – грамматических конструкций у младших школьников (основанная на методике Т.А. Фотековой), где за сто процентов было взято максимально возможное количество баллов.

110 – 88 баллов -100% – 80% – высокий уровень

87, 5 – 59,5 баллов -79,9% – 65% – средний уровень

59 – 55 баллов 64,9% – 50% – недостаточный уровень

54,5 баллов 49,9% и ниже – низкий уровень

Анализ данного обследования выявил, что у испытуемых: Лизы Г. (88 баллов, 88%), Дениса Ж. (92 балла, 101,2 %), Светы К. (90,5 баллов, 99,5 %), Максима М. (98 баллов, 107,8%) эти показатели говорят о том, что сформированность логико – грамматических конструкций у данных обучающихся на высоком уровне. Сформированность логико – грамматических конструкций находится на среднем уровне у обучающихся: Степы С. (82баллов, 89,1%), Софии Я. (87 баллов, 95,7%), Маргариты П. (60 баллов, 66%), Вики А. (78 баллов, 85,8%), Никиты В. (75баллов, 82,5%), Вики М. (80 баллов, 88%), Маши П. (65 баллов, 71.5%), Кирилла М. (82 балла, 90,2%), Максима П. (76 баллов, 83,7%), Сони С. (73,5 баллов, 80,9%), Димы У. (87,5 баллов, 96,3%).

У обучающихся Матвея В. (55 баллов, 60,5%), Маши Ш. (56 баллов, 61,6%), Леонида Л. (56 баллов, 61,6%), Артема П. (58,5 балла, 64,4%) – недостаточно сформированный уровень логико – грамматических конструкций.

Миша П. набрал 51 балла, у него низкий уровень сформированности логико – грамматических конструкций. (Таблица 1).

Ответы на вопрос были с длительными паузами с поисками нужного слова. Не на все вопросы смогли ответить самостоятельно, нуждались в помощи педагога. Также наблюдались нарушения лексико-грамматического структурирования фразы. Также по результатам наблюдения у детей отмечается недоразвитие процессов внимания, нарушена память, страдает запоминание, дети быстро забывают инструкции и последовательность заданий.

Таким образом, диагностика показала, что уровень сформированности логико – грамматических конструкций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи недостаточно развит. Уровни сформированности логико – граматических конструкций отражены в рисунке 1.

Рисунок 1. Средние показатели уровня сформированности логико – грамматических конструкций

Следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологическом подходе, положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости, памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления, силы, равновесия, подвижности, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования устной речи, мы пришли к выводу, что уровень развития словарного запаса и грамматического строя речи определяется в зависимости от активности и самостоятельности выполнения заданий. Следовательно, в зависимости от правильности и самостоятельности оценивалось выполнения задач по уровням: высокий, средний, недостаточный и низкий.

Мы пришли к выводу, что для диагностики уровня сформированности логико – грамматических конструкций необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом.

Коррекционная работа строилось с учетом принципов, необходимых для проведения констатирующего эксперимента:

– принцип системного подхода и учета структуры дефекта, предполагающий необходимость учета в работе педагога;

– принцип дифференцированного подхода, в котором учитываются структура речевого дефекта, возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

– принцип комплексности;

– принцип деятельностного подхода, когда педагог при проведении коррекционной работы должен учитывать возраст ребенка и его ведущую деятельность;

– принцип активизации речевой деятельности, при котором используются адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

Анализ результатов исследования состояния сформированности логико-грамматической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи позволил выяснить, что у большинства детей наблюдается низкий уровень развития логико – грамматического компонента речи. Это еще раз подчеркивает необходимость разработки методики формирования логико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речи.


Библиографический список
  1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – Санкт – Петербург: Питер, 2008. – 320 с.
  2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии/ Т. Г. Визель. — Москва: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. – 264 с.
  3. Кузнецова, Л. В. Oснoвы специaльнoй психoлoгии / Л. В. Кузнецoва. — Москва: Акaдемия, 2003. – 480 с.
  4. Праведникова, И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения/ И.И. Праведникова. – Москва: АЙРИС-пресс, 2019. – 119с.
  5. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. — Москва: Генезис, 2005. – 319 с.
  6. Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / Э. Г. Симерницкая. — Москва: МГУ, 1995. – С. 154–160.
  7. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: метод. пособие / Т. А.Фотекова,Т.В. Ахутина. – М., 2007. – 176с.


Все статьи автора «Бузовская Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: