Сегодня существует огромное количество подходов для определения понятия эстетического воспитания, а также определения выбора путей и методов эстетического воспитания обучающихся. Так, В.Н. Шацкая считает, что педагогика осуществляет определение эстетического воспитания как воспитывающей способности целенаправленного восприятия, правильного осознания и оценки красоты в окружающем нас мире, то есть в природе, в общественной жизни, труде, а также в явлениях искусства [4]
В «Кратком словаре по эстетике» проблема эстетического воспитания определяется в качестве системы мероприятий, которые направлены на выработку, а также совершенствование в людях способностей к восприятию, правильному осознанию, оценке и создании прекрасного и возвышенного в жизни людей и искусстве [2].
Д.С. Лихачёв точно подчёркивает важную роль целенаправленного педагогического влияния на эстетическое становление ребёнка. К примеру, развитие у детей эстетического осознания окружающего нас мира и искусства, как и развитие его интеллектуальных возможностей, может быть в качестве неуправляемого, стихийного и спонтанного процесса. Ребёнок в процессе взаимодействия с эстетическими явлениями жизни и искусства так или иначе, развивается в эстетическом аспекта. Всё же, при этом дети не могут осознавать, что есть эстетическая сущность предметов, а упомянутое прогресс зачастую связано со стремлением к развлечению, к тому же следует отметить, что без вмешательства со стороны у ребёнка вполне могут сложиться совсем неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Таким образом, для осуществления обеспечения глубокого постижения эстетических явлений, поднятия до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности необходимо целенаправленно воздействовать на ребёнка на эстетико-воспитательном уровне, а также вовлекать детей в разнообразную художественную творческую деятельность, которая способна в своих проявлениях развивать их сенсорную сферу [1].
Существует огромное количество определений понятия эстетического воспитания, но, осуществив рассмотрение лишь некоторых из них, появляется возможность выделения основных положений, которые говорят о его настоящей сущности. Первым делом, эстетическое воспитание является процессом целенаправленного воздействия. Во-вторых, оно осуществляет формирование способностей восприятия и видения красоты в искусстве и жизни, а также даче ей справедливой оценки. В третью очередь его ключевой задачей является сформировать эстетические вкусы, а также идеалы личности. И, в последнюю очередь, эстетическое воспитание конечно же представляет собой развитие возможностей к осуществлению самостоятельного творчества и создания каких-либо прекрасных вещей и явлений. Так, такое понимание сущностной ценности проблемы эстетического воспитания выражает и различного рода подходы к его целям и задачам, которые требуют пристального внимания, в особенности, в настоящее время.
Эстетическое воспитание осуществляет формирование в человеке эстетических аспектов личности посредством значимых и крайне важных предметов и явлений, в том числе искусства, как одного из самых влиятельных его средств, методов. Воспитание художественного осознания формирует детей в основном не с целью полного вхождения в искусство, а также с целью осуществления ими активной художественной жизнедеятельности в окружающем мире, которая будет конечно же наполненной эстетическими аспектами. Так, Л.П. Печко видит цель такого воспитания в том, чтобы активизировать способности ребёнка к творческому труду, достижению крайне высокой степени совершенствования всех своих результатов как духовного-нравственного, так и физического труда [3].
Большая часть педагогов-академиков выделяют три ключевых задачи эстетического воспитания, имеющие свои вариации и у других академиков данной сфере, но при этом не теряют главной своей сути и контекста.
Первая задача – создать определённый запас базовых знаний эстетики и впечатлений, без использования которых крайне трудно представить возникновение склонности, тяги, интереса к эстетически важным предметам и явлениям мира. Сущность этой задачи заключается в том, чтобы дети накопили разнообразный запас звуковых, цветовых, а также различного рода пластических впечатлений. Так, педагогический работник обязан умело подбирать по указанным учебными программами параметрам такие предметы и явления, которые должны отвечать человеческим представлениям о сущности красоты. Конечно, в этом проявлении будет происходить формирование чувственно-эмоционального опыта детей.
Вторая задача, связанная с осуществлением эстетического воспитания, – сформировать на основе полученных обучающимися знаний и навыков художественное и эстетическое восприятие, как важное социально-психологическое качество человека. Это качество обеспечивает ему возможность при помощи эмоций переживать и давать эстетическую оценку предметам и явлениям, а также наслаждаться ими. Бывает такое, что дети, и даже нередко и взрослые, интересуются, к примеру, живописью, но только на общеобразовательном уровне. Они совершенно торопливо смотрят картину, пытаются запомнить название или художника, а затем сразу обращаются к новому полотну. Ничего по сути не вызывает в них чувства изумления, не заставляет остановиться на произведении искусства наиболее пристальным образом, а также вглядеться в его совершенную сущность. Глубокое эмоционально-чувственное переживание эстетического опыта неразрывным образом связывается с возможностями эстетического суждения, то есть с оценкой посредством эстетического осознания явлений искусства, а также окружающего нас мира. Осознание сущности эстетических явлений прямым образом связано с умениями в его анализе, что предполагает собой формирование способности для самостоятельной, критической оценки произведения, то есть к формированию собственных воззрений по поводу него. Если учитывать всё вышеизложенное, педагогическому работнику необходимо тщательно подбирать произведения искусства с учётом особенностей возраста, а также потребностей обучающихся.
Последняя задача, которая стоит перед эстетическим воспитанием, сформировать у обучающихся эстетическую творческую способность. Дети должны не только проявлять свою реакцию на явления прекрасного, но также и иметь возможность любоваться ими и оценивать их значимость для искусства. Они должны и сами стремиться к участию в том, чтобы создавать прекрасное в нашей жизни, а также в труде и отношениях между людьми. Д.С. Лихачев отмечал, что человек учиться всесторонне понимать красоту только в случае, когда он сам осуществляет принятие участия в её создании творческими методами и средствами в искусстве, труде, жизни общества [1].
Кроме методов, использующимися педагогиками, в понимании проблемы эстетического воспитания есть и психологическая методология. Сущность данной методологии заключается в мысли, связанной с тем, что во время эстетического воспитания у ребёнка происходит формирование эстетического сознания. Педагоги и психологи подразделяют сознание на ряд категорий, отражающих психологическую сущность эстетического воспитания и позволяющих судить о степени эстетической культуры человека. Огромное количество исследователей выделяют такие категории как: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Также выделяют эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение.
Эстетические явления окружающего нас мира и искусства, которые были глубоко восприняты людьми, способны порождать огромный эмоциональный отклик, являющийся основой эстетического чувства. Этот отклик является социально-обусловленным субъективным эмоциональным переживанием, которое было рождено оценкой и восприятием человека эстетических явлений и вещей. В зависимости от содержания, яркости образов объекты творчества могут возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения, а также возвышенные переживания или наоборот, – ужас, страх и подобные чувства. Испытывая названные эмоции неоднократно, человек формирует в себе новые эстетические потребности, являющиеся устойчивой нуждой во взаимодействии с ценностями эстетики, которые вызывают глубокие переживания.
Центральным аспектом в эстетическом сознании является эстетический идеал, который выступает в качестве представления человека о некой совершенной по своей сущности красоте явлений и вещей материальной, а также духовной, интеллектуальной, а также художественной действительности. Такие представления могут быть о совершенной по своей сути красоте в природе, общественном укладе, человеческих отношениях, трудовой деятельности и создании произведений искусства. Для школьного возраста обучающихся вполне характерна некоторая неустойчивость представлений о таком эстетическом идеале. Причина этого кроется в недостатке жизненного опыта детей, недостаточных знаниях в области литературы и искусства.
Есть ещё одна категория эстетического воспитания, которая прямым образом связана с трудным социальным и психологическим образованием, которое носит название эстетического вкуса, который, в свою очередь, определяется способностью без использование достаточно детального анализа прочувствовать, а также отличить подлинно прекрасные явления природы, общественной жизни и искусстве, от тех, что не являются таковыми. Упомянутая категория формируется у человека в течении долгих лет. В школьном возрасте, также при изучении дисциплин сугубо гуманитарного цикла, дети получают все возможности для того, чтобы осуществлять ознакомление с явлениями искусства, а педагогическому работники нужно акцентировать внимание обучающихся на то, что эстетические качества явлений и вещей жизни и искусства, крайне важны для эстетики человека. Так, поэтапно у обучающихся будут развиваться в значительной степени устойчивые к внешней среде представления об эстетике, идеалы и вкусы.
Библиографический список
- Избранные работы [Текст]: В 3 т. / Д.С. Лихачев. — Л.: Худож. лит. Ленигр. отд-ние, 1987.
- Краткий словарь по эстетическому воспитанию. Книга для учителя. Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М., 2015. – 592 с.
- Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности: монография / Л.П. Печко – Ульяновск; М., 2018.
- Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая – М., 1987. – 144 с.