ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема эстетического воспитания школьников как одна из актуальных проблем нашего времени.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/03/42107 (дата обращения: 21.02.2024).

Сегодня существует огромное количество подходов для определения понятия эстетического воспитания, а также определения выбора путей и методов эстетического воспитания обучающихся. Так, В.Н. Шацкая считает, что педагогика осуществляет определение эстетического воспитания как воспитывающей способности целенаправленного восприятия, правильного осознания и оценки красоты в окружающем нас мире, то есть в природе, в общественной жизни, труде, а также в явлениях искусства [4]

В «Кратком словаре по эстетике» проблема эстетического воспитания определяется в качестве системы мероприятий, которые направлены на выработку, а также совершенствование в людях способностей к восприятию, правильному осознанию, оценке и создании прекрасного и возвышенного в жизни людей и искусстве [2].

Д.С. Лихачёв точно подчёркивает важную роль целенаправленного педагогического влияния на эстетическое становление ребёнка. К примеру, развитие у детей эстетического осознания окружающего нас мира и искусства, как и развитие его интеллектуальных возможностей, может быть в качестве неуправляемого, стихийного и спонтанного процесса. Ребёнок в процессе взаимодействия с эстетическими явлениями жизни и искусства так или иначе, развивается в эстетическом аспекта. Всё же, при этом дети не могут осознавать, что есть эстетическая сущность предметов, а упомянутое прогресс зачастую связано со стремлением к развлечению, к тому же следует отметить, что без вмешательства со стороны у ребёнка вполне могут сложиться совсем неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Таким образом, для осуществления обеспечения глубокого постижения эстетических явлений, поднятия до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности необходимо целенаправленно воздействовать на ребёнка на эстетико-воспитательном уровне, а также вовлекать детей в разнообразную художественную творческую деятельность, которая способна в своих проявлениях развивать их сенсорную сферу [1].

Существует огромное количество определений понятия эстетического воспитания, но, осуществив рассмотрение лишь некоторых из них, появляется возможность выделения основных положений, которые говорят о его настоящей сущности. Первым делом, эстетическое воспитание является процессом целенаправленного воздействия. Во-вторых, оно осуществляет формирование способностей восприятия и видения красоты в искусстве и жизни, а также даче ей справедливой оценки. В третью очередь его ключевой задачей является сформировать эстетические вкусы, а также идеалы личности. И, в последнюю очередь, эстетическое воспитание конечно же представляет собой развитие возможностей к осуществлению самостоятельного творчества и создания каких-либо прекрасных вещей и явлений. Так, такое понимание сущностной ценности проблемы эстетического воспитания выражает и различного рода подходы к его целям и задачам, которые требуют пристального внимания, в особенности, в настоящее время.

Эстетическое воспитание осуществляет формирование в человеке эстетических аспектов личности посредством значимых и крайне важных предметов и явлений, в том числе искусства, как одного из самых влиятельных его средств, методов. Воспитание художественного осознания формирует детей в основном не с целью полного вхождения в искусство, а также с целью осуществления ими активной художественной жизнедеятельности в окружающем мире, которая будет конечно же наполненной эстетическими аспектами. Так, Л.П. Печко видит цель такого воспитания в том, чтобы активизировать способности ребёнка к творческому труду, достижению крайне высокой степени совершенствования всех своих результатов как духовного-нравственного, так и физического труда [3].

Большая часть педагогов-академиков выделяют три ключевых задачи эстетического воспитания, имеющие свои вариации и у других академиков данной сфере, но при этом не теряют главной своей сути и контекста.

Первая задача – создать определённый запас базовых знаний эстетики и впечатлений, без использования которых крайне трудно представить возникновение склонности, тяги, интереса к эстетически важным предметам и явлениям мира. Сущность этой задачи заключается в том, чтобы дети накопили разнообразный запас звуковых, цветовых, а также различного рода пластических впечатлений. Так, педагогический работник обязан умело подбирать по указанным учебными программами параметрам такие предметы и явления, которые должны отвечать человеческим представлениям о сущности красоты. Конечно, в этом проявлении будет происходить формирование чувственно-эмоционального опыта детей.

Вторая задача, связанная с осуществлением эстетического воспитания, – сформировать на основе полученных обучающимися знаний и навыков художественное и эстетическое восприятие, как важное социально-психологическое качество человека. Это качество обеспечивает ему возможность при помощи эмоций переживать и давать эстетическую оценку предметам и явлениям, а также наслаждаться ими. Бывает такое, что дети, и даже нередко и взрослые, интересуются, к примеру, живописью, но только на общеобразовательном уровне. Они совершенно торопливо смотрят картину, пытаются запомнить название или художника, а затем сразу обращаются к новому полотну. Ничего по сути не вызывает в них чувства изумления, не заставляет остановиться на произведении искусства наиболее пристальным образом, а также вглядеться в его совершенную сущность. Глубокое эмоционально-чувственное переживание эстетического опыта неразрывным образом связывается с возможностями эстетического суждения, то есть с оценкой посредством эстетического осознания явлений искусства, а также окружающего нас мира. Осознание сущности эстетических явлений прямым образом связано с умениями в его анализе, что предполагает собой формирование способности для самостоятельной, критической оценки произведения, то есть к формированию собственных воззрений по поводу него. Если учитывать всё вышеизложенное, педагогическому работнику необходимо тщательно подбирать произведения искусства с учётом особенностей возраста, а также потребностей обучающихся.

Последняя задача, которая стоит перед эстетическим воспитанием, сформировать у обучающихся эстетическую творческую способность. Дети должны не только проявлять свою реакцию на явления прекрасного, но также и иметь возможность любоваться ими и оценивать их значимость для искусства. Они должны и сами стремиться к участию в том, чтобы создавать прекрасное в нашей жизни, а также в труде и отношениях между людьми. Д.С. Лихачев отмечал, что человек учиться всесторонне понимать красоту только в случае, когда он сам осуществляет принятие участия в её создании творческими методами и средствами в искусстве, труде, жизни общества [1].

Кроме методов, использующимися педагогиками, в понимании проблемы эстетического воспитания есть и психологическая методология. Сущность данной методологии заключается в мысли, связанной с тем, что во время эстетического воспитания у ребёнка происходит формирование эстетического сознания. Педагоги и психологи подразделяют сознание на ряд категорий, отражающих психологическую сущность эстетического воспитания и позволяющих судить о степени эстетической культуры человека. Огромное количество исследователей выделяют такие категории как: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Также выделяют эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение.

Эстетические явления окружающего нас мира и искусства, которые были глубоко восприняты людьми, способны порождать огромный эмоциональный отклик, являющийся основой эстетического чувства. Этот отклик является социально-обусловленным субъективным эмоциональным переживанием, которое было рождено оценкой и восприятием человека эстетических явлений и вещей. В зависимости от содержания, яркости образов объекты творчества могут возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения, а также возвышенные переживания или наоборот, – ужас, страх и подобные чувства. Испытывая названные эмоции неоднократно, человек формирует в себе новые эстетические потребности, являющиеся устойчивой нуждой во взаимодействии с ценностями эстетики, которые вызывают глубокие переживания.

Центральным аспектом в эстетическом сознании является эстетический идеал, который выступает в качестве представления человека о некой совершенной по своей сущности красоте явлений и вещей  материальной, а также духовной, интеллектуальной, а также художественной действительности. Такие представления могут быть о совершенной по своей сути красоте в природе, общественном укладе, человеческих отношениях, трудовой деятельности и создании произведений искусства. Для школьного возраста обучающихся вполне характерна некоторая неустойчивость представлений о таком эстетическом идеале. Причина этого кроется в недостатке жизненного опыта детей, недостаточных знаниях в области литературы и искусства.

Есть ещё одна категория эстетического воспитания, которая прямым образом связана с трудным социальным и психологическим образованием, которое носит название эстетического вкуса, который, в свою очередь, определяется способностью без использование достаточно детального анализа прочувствовать, а также отличить подлинно прекрасные явления природы, общественной жизни и искусстве, от тех, что не являются таковыми. Упомянутая категория формируется у человека в течении долгих лет. В школьном возрасте, также при изучении дисциплин сугубо гуманитарного цикла, дети получают все возможности для того, чтобы осуществлять ознакомление с явлениями искусства, а педагогическому работники нужно акцентировать внимание обучающихся на то, что эстетические качества явлений и вещей жизни и искусства, крайне важны для эстетики человека. Так, поэтапно у обучающихся будут развиваться в значительной степени устойчивые к внешней среде представления об эстетике, идеалы и вкусы.


Библиографический список
  1. Избранные работы [Текст]: В 3 т. / Д.С. Лихачев. — Л.: Худож. лит. Ленигр. отд-ние, 1987.
  2. Краткий словарь по эстетическому воспитанию. Книга для учителя. Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М., 2015. – 592 с.
  3. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности: монография / Л.П. Печко – Ульяновск; М., 2018.
  4. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая – М., 1987. – 144 с.


Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: