УДК 331.108.2

СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Моисеенко Ирина Витальевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
магистрант кафедры социальных технологий и государственной службы

Аннотация
В рамках статьи изучен понятийный аппарат системы профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Проведен анализ научной литературы по вопросам градирования основных форм развития компетентностного уровня публичных служащих. Вывалены проблемные аспекты в изучаемой области и предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Моисеенко И.В. Система совершенствования профессиональных компетенций сотрудников публичной службы // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/03/41139 (дата обращения: 22.11.2021).

В настоящее время большое внимание уделяется государственной и муниципальной службе, как основополагающему механизму социально-экономического развития  страны. Текущая деятельность публичных служащих и результаты их труда в последние годы вызывают негативные оценки. Одна из основных проблем заключается в том, что обновление знаний и умений публичных служащих по содержанию и темпам не согласуется с ускоренно развивающимися в российском обществе и его внешней среде социально-экономическими изменениями.

В условиях необходимости перехода к инновационной модели профессиональной деятельности публичных служащих, усиливается актуализация проблем формирования и развития человеческого капитала, что обусловлено существованием тесной взаимосвязи между уровнем социально-экономического развития страны и степенью их дифференциации, с одной стороны, а также качеством подготовки  служащих, с другой.

Базовым положением прогрессивного развития системы государственного управления в Российской Федерации является эффективность функционирования публичной службы.

Вложения в человеческий капитал становятся сегодня ключевым условием увеличения результативности функционирования системы российской публичной службы, в частности, и системы государственного управления, в целом [1].

Публичная служба в России существует уже несколько столетий. Она непосредственно связана с возникновением русского централизованного государства, функционирование которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливались службой всех социальных групп или так называемых – сословий. Служба государству является особым видом службы.

Сегодня очередным этапом развития публичной службы должно стать осознание, что разработанных законодательных актов и методических предложений уже достаточно, необходимо переходить к конкретным мероприятиям по профессиональному развитию современных публичных служащих, потому что иначе говорить об эффективном государственном управлении не придется.

Профессиональное развитие публичных служащих – это совершенствование служащих в служебно-квалификационном и должностном отношении.

Процесс профессионального развития публичных служащих должен:

1) иметь направленность на приобретение компетентностей;

2) помогать формировать компетенции с помощью инициирования педагогических ситуаций, которые наиболее точно отображают ситуации в жизни [2].

Профессиональная компетенция является основой формирования информационной поддержки управления кадрами практически во всех странах.

Исследователи процесса профессионального развития публичных служащих, определяют его как своеобразную модель процесса достижения, которая состоит из следующих этапов:

- воспитание способности успешно выполнять профессиональные обязанности;

- подготовка к стабильной продуктивной работе публичного служащего;

- достижение профессионального мастерства в процессе реализации профессиональной роли публичного служащего;

- творческое овладение инновационным стилем профессиональной деятельности публичным служащим [3].

В свою очередь выделяют такие виды профессионального развития публичных служащих как:

- специальная компетентность – способность к осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне, к проектированию своего дальнейшего профессионального развития;

- социальная компетентность – способность к производству общей (групповой, кооперативной) деятельности, сотрудничества [4].

Многообразие понимания профессионального развития публичных служащих обусловливает необходимость его комплексных исследований. Профессиональное развитие кадрового потенциала публичной службы включает в себя организацию привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, трудовую адаптацию персонала; подбор и расстановку персонала; разработку систем стимулирования и мотивации; рационализацию затрат на персонал организации; совершенствование систем обучения, продвижения работников по карьерной лестнице и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; эффективное распределение и использование занятых в организации работников.

Отметим, что на современной этапе, в меньшей степени изучены как объективные, так и субъективные факторы профессионального развития служащих. Не накоплен достаточный эмпирический материал для детального изучения особенностей профессионального развития на дослужебном и служебном этапах [4].

Подводя общие итоги исследования, можно выделить следующие проблемные аспекты профессионального развития публичных служащих: недостаточно организована работа с кадрами на выдвижение (носит в большей степени формальный характер); недостаточная выраженность в организационно-управленческой среде норм, стандартов поведения, стимулирующих и поддерживающих процессы интенсивного профессионального развития публичных служащих; отсутствие у определенного числа публичных служащих стимула к развитию и совершенствованию своей профессиональной компетентности.

По нашему мнению, для профессионального развития служащих необходим новый взгляд на решение вопросов профессиональной успешности, вследствие чего создается особая система отбора, обучения и социальной адаптации сотрудников.

Полагаем, что внедрение инноваций в систему управления служащими может быть осуществлено в следующих формах: текущие инновации – постепенное улучшение качества в разных сферах работы служащих; прорывные инновации – конструктивное, резкое изменение системы управления служащими в целом. В современных условиях именно инновации становятся двигателем прогресса, при этом они внедряются во всех аспектах системы профессионального развития служащих.

Таким образом, профессиональное развитие публичных служащих подвергается постоянной оценке, что позволяет вовремя выявить проблемы, и поддерживать высокий уровень профессиональности кадрового состава.


Библиографический список
  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции  – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». – № 5. – 2016.
  2. Зуденкова С. А. Совершенствование кадрового обеспечения администрации государственного управления // Муниципальная академия.  2016. № 2.  С. 47–50.
  3. Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента / Л. Н. Албастова. – М.: ПРИОР, 2016. С.28.
  4. Алтухова Н.Ф., Васильева Е.В., Мирзоян М.В. Компетентностный подход в управлении кадрами государственной службы на основе онтологий // Бизнес-информатика. – 2018. – № 1 (43). – С. 17–27.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Моисеенко Ирина Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация