В настоящее время имеется насущная проблема необходимости изменения собственного отношения к окружающей среде и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения в рамках системы профессионального обучения.
В современном динамичном, сложном и многообразном мире экологические проблемы приобретает масштаб глобального характера. Фундаментом развития человечества должно стать оптимальное взаимодействие человека и природы. Необходимо, чтобы современный человек осознавал тот факт, что он может существовать комфортно в обществе только в гармонии с природой и окружающей средой.
М.А. Заборина отмечает, что экологическое воспитание в рамках системы профессионального обучения должно стать наиболее приоритетной проблемой. По мнению исследователя, знаниями в области экологии и защиты окружающей среды должны обладать все [2].
Е.И. Артамонова и М.О. Искакова считают, что задача профессиональных образовательных организаций заключается в формировании некоторого объёма знаний в области экологии, что способствует приобретению умений и навыков анализа явлений природы и осмыслению её значимости [1].
Л.Л. Сатуева выделяет формы экологического воспитания.
Во-первых, к формам экологического воспитания следует отнести интерактивные экологические мероприятия.
Интерактивные экологические мероприятия представляют собой внеучебные экологические мероприятия: экологические ток-шоу, викторины, спектакли и олимпиады.
Следующая форма – это экологическая тропа.
Большинство специалистов считают значительным педагогическим условием воспитания и обучения наряду с теоретическим обучением на учебных занятиях организацию разнообразных видов деятельности обучающихся среди природы. Такой формой организации экологического обучения и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, в рамках которой непосредственным образом создаются условия для выполнения системы заданий, которые организуют и направляют деятельность обучающихся в природном окружении. Экологические задания выполняются в рамках экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, использования в практической деятельности получаемых на учебных занятиях предметных знаний, умений и навыков обучающихся.
Маршрут экологической тропы выбирается так, чтобы на нём удобно сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это непосредственным образом позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы обучающиеся учились оценке характера природопреобразующей деятельности человечества. Сущность экологической тропы состоит в создании условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.
И наконец, последняя форма, анализируемая в статье, это исследовательская деятельность обучающихся.
Не секрет, что экология не представляет собой лабораторную науку. Это наука, в рамках которой значимое место занимают эксперименты и наблюдения в окружающей среде.
Исследовательская деятельность обучающихся представляет собой одну из самых оптимальных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию обучающихся. В рамках исследований осуществляется взаимодействие обучающихся непосредственным образом с природой, приобретаются экологические умения и навыки, а также накапливается опыт научных экспериментов, развивается прочная заинтересованность, прививается качество наблюдательности.
Выполнение исследовательских проектов даёт возможность обучающимся активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем, а также обмениваться исследовательскими результатами с обучающимися других образовательных организаций [3].
В заключении нужно добавить, что существует необходимость в дальнейшей наиболее глубокой разработке проблемы экологического воспитания обучающихся, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:
- нравственное, эстетическое воспитание, воспитание любви к природе и окружающей среде;
- развитие экологической этики обучающихся, чувства ответственности за судьбу планеты;
- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за экологические проблемы.
Таким образом, экологическое воспитание обучающихся непосредственным образом необходимо для гармоничного развития личности и является формой работы в образовательной организации.
Библиографический список
- Артамонова Е.И., Искакова М.О. Экологическое воспитание будущего учителя в едином образовательном процессе педагогического вуза. Педагогическое образование и наука, 2012. – № 8. – С. 47.
- Заборина М.А. Экологическое воспитание студентов в образовательном пространстве техникума. Монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. – С. 56 – 61.
- Сатуева Л.Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/ (дата обращения: 10.10.2018).