В настоящее время под проблемным обучением понимают тип развивающего обучения, в основе которого лежит постановка педагогом учебно-проблемных задач, в процессе решения которых обучающиеся овладевают способами приобретения новых знаний и применяют их для решения конкретных задач [1].
Как и у любого другого типа обучения, у проблемного обучения есть свои отличительные черты.
Первая особенность проблемного обучения – это интеллектуальная деятельность обучающегося по самостоятельному усвоению новых понятий с помощью решения учебных проблем, что обеспечивает формирование интуитивного мышления.
Вторая особенность заключается в том, что проблемное обучение – преимущественно эффективное средство для формирования мировоззрения, так как в процессе проблемного обучения возникают черты творческого и диалектического мышления.
Третья особенность − взаимосвязь между теоретическими и практическими проблемами. Связь с практикой и использование жизненного опыта обучающихся при проблемном обучении выступают как источник новых знаний и как сфера применения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. Поэтому связь с жизнью служит ключевым средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.
Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение преподавателем эффективного сочетания разных типов и видов самостоятельных работ обучающихся.
Пятая особенность заключается в индивидуальном подходе. При проблемном обучении индивидуализация зависит от учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым понимаются по-разному. Каждый обучающийся воспринимает проблему индивидуально, что позволяет ему по-разному ее формулировать, выдвигать многообразные гипотезы и находить те или иные пути их доказательства.
Шестая особенность − динамичность проблемного обучения, то есть подвижная взаимосвязь его элементов. Она проявляется в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи всех вещей и явлений окружающего мира.
Седьмая особенность состоит в высокой эмоциональной активности обучаемых. Так самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с учебной проблемой, вызывает личное переживание обучаемого и его эмоциональную активность [2,5].
По мнению М.И. Махмутова виды проблемного обучения правильнее различать по видам творчества. Он классифицирует три вида проблемного обучения:
1. научное творчество. Данный вид заключается в теоретическом исследовании, то есть поиске и открытии обучающимся нового правила, закона, доказательства, следовательно, они ставят и решают теоретические учебные проблемы;
2.практическое творчество. Этот вид состоит в поиске практического решения обучающимися, то есть способа применения известного знания в новой ситуации, следовательно, они ставят и решают практические учебные проблемы;
3.художественное творчество. Данный вид представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру и другие [2].
Процесс проблемного обучения сводится к этим основным этапам:
1.возникновение, то есть постановка проблемной ситуации;
2.осознание сущности противоречия и формулировка проблемной задачи;
3.поиск способа решения проблемной задачи путем повторения догадок, гипотез с попыткой обоснования;
4.возникновение идеи решения, переход к решению, его разработка;
5.доказательство гипотезы и реализация найденного решения;
6.проверка правильности решения проблемной задачи [3].
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
На первом этапе создаётся педагогическая проблемная ситуация. Результат данного этапа – трудности обучающихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью занятия.
На втором этапе педагог задает наводящие вопросы обучающимся, оказывает им дозированную помощь. Преподаватель использует индивидуальный подход к каждому. В результате поиск решения проблемы происходит либо через диалог, либо через выдвижение гипотез.
На третьем этапе обучающиеся самостоятельно или совместно с преподавателем выдвигают и проверяют различные гипотезы, начиная с наиболее сложной. Если необходимо, педагог оказывает помощь.
На четвёртом этапе в сознании обучающихся образуется новое знание, благодаря найденному решению проблемы.
На пятом этапе обучающиеся доказывают гипотезу и реализуют своё решение на практике.
На шестом этапе педагог проверяет правильность решения проблемной задачи каждым обучающимся [2].
От того, насколько верно поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и возможность дальнейшего проблемного обучения. При правильной постановке проблемной ситуации у обучающихся появляется мотивация и интерес к ее изучению.
Для того чтобы применить проблемное обучение на занятиях, используют различные методы и средства.
Выделяют следующие методы проблемного обучения:
1.Частично-поисковый метод. Он применяется тогда, когда преподаватель сам создает проблемную ситуацию, которая разрешается обучающимися под его руководством. В основном обучающиеся обдумывают решение проблемы самостоятельно, но преподаватель может подсказать и помочь в решении проблемы.
2. Поисковый метод, представляющий собой проблемное изложение нового материала. Преподаватель формулирует задачи проблемного характера, а обучающиеся решают их самостоятельно, применяя в свою очередь творческий подход.
3.Исследовательский метод, характеризующийся тем, что обучающиеся самостоятельно без помощи преподавателя открывают и усваивают новые знания и умения, выдвигая и решая учебные проблемы [6].
Средствами проблемного обучения являются:
1. Проблемная задача, включающая в себя условия, требование и неизвестное.
2. Проблемная ситуация, состоящая из неопределенности целей, условий, средств деятельности и познавательного затруднения человека.
3.Проблемный вопрос, включающий направленность на противоречивую ситуацию, стимул к поиску нового, неизвестного знания, способ разрешения проблемной ситуации, использование обобщенных алгоритмов, содержащих общие принципы решения задач определенных типов, переход к самоорганизации [4,5].
Таким образом, было выяснено, что проблемное обучение − тип обучения, в котором преподаватель ставит проблемные задачи, в процессе решения которых обучающиеся приобретают новые знания и применяют их для решения задач. Выделяют 3 вида проблемного обучения (научное, практическое и художественное творчество).
Известно несколько основных методов применения проблемного обучения. К ним относят частично-поисковый, поисковый и исследовательский методы. Известно также, что средствами проблемного обучения являются проблемная задача, проблемная ситуация и проблемный вопрос. Основываясь на них, можно разработать большое количество разнообразных проблем, а также выбрать наиболее эффективную для использования её в учебном процессе.
Библиографический список
- Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Председатель Науч.- ред. совета Ю. С. Осипов. − М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. – 767 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. − 365 с.
- Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148-157.
- Карасева Э.М. Проблемное обучение как средство формирования у студентов умений действовать самостоятельно // Современная педагогика. 2014.−№5.
- Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М.И. Махмутов. – Москва: Просвещение, 1977. – 240 с.
- Технологии проблемного обучения [Электронный ресурс] / Файловый архив студентов / Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3299303/ – статья в Интернете (дата обращения: 02.10.2018).