ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

Мокрова Ангелина Александровна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Барсукова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена такому типу обучения, как проблемное. Раскрыто его понятие, виды и особенности. Также в статье представлены этапы проведения занятия в рамках реализации проблемного обучения и необходимые для его осуществления методы и средства.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мокрова А.А., Гордеев К.С., Жидков А.А., Кокарева М.Е., Барсукова А.Е. Проблемное обучение: понятие, виды, методы и средства реализации // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/26358 (дата обращения: 22.02.2024).

В настоящее время под проблемным обучением понимают тип развивающего обучения, в основе которого лежит постановка педагогом учебно-проблемных задач, в процессе решения которых обучающиеся овладевают способами приобретения новых знаний и применяют их для решения конкретных задач [1].

Как и у любого другого типа обучения, у проблемного обучения есть свои отличительные черты.

Первая особенность проблемного обучения – это интеллектуальная деятельность обучающегося по самостоятельному усвоению новых понятий с помощью решения учебных проблем, что обеспечивает формирование интуитивного мышления.

Вторая особенность заключается в том, что проблемное обучение – преимущественно эффективное средство для формирования мировоззрения, так как в процессе проблемного обучения возникают черты творческого и диалектического мышления.

Третья особенность − взаимосвязь между теоретическими и практическими проблемами. Связь с практикой и использование жизненного опыта обучающихся при проблемном обучении выступают как источник новых знаний и как сфера применения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. Поэтому связь с жизнью служит ключевым средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение преподавателем эффективного сочетания разных типов и видов самостоятельных работ обучающихся.

Пятая особенность заключается в индивидуальном подходе. При проблемном обучении индивидуализация зависит от учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым понимаются по-разному. Каждый обучающийся воспринимает проблему индивидуально, что позволяет ему по-разному ее формулировать, выдвигать многообразные гипотезы и находить те или иные пути их доказательства.

Шестая особенность − динамичность проблемного обучения, то есть подвижная взаимосвязь его элементов. Она проявляется в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи всех вещей и явлений окружающего мира.

Седьмая особенность состоит в высокой эмоциональной активности обучаемых. Так самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с учебной проблемой, вызывает личное переживание обучаемого и его эмоциональную активность [2,5].

По мнению М.И. Махмутова виды проблемного обучения правильнее различать по видам творчества. Он классифицирует три вида проблемного обучения:

1. научное творчество. Данный вид заключается в теоретическом исследовании, то есть поиске и открытии обучающимся нового правила, закона, доказательства, следовательно, они ставят и решают теоретические учебные проблемы;

2.практическое творчество. Этот вид состоит в поиске практического решения обучающимися, то есть способа применения известного знания в новой ситуации, следовательно, они ставят и решают практические учебные проблемы;

3.художественное творчество. Данный вид представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру и другие [2].

Процесс проблемного обучения сводится к этим основным этапам:

1.возникновение, то есть постановка проблемной ситуации;

2.осознание сущности противоречия и формулировка проблемной задачи;

3.поиск способа решения проблемной задачи путем повторения догадок, гипотез с попыткой обоснования;

4.возникновение идеи решения, переход к решению, его разработка;

5.доказательство гипотезы и реализация найденного решения;

6.проверка правильности решения проблемной задачи [3].

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

На первом этапе создаётся педагогическая проблемная ситуация. Результат данного этапа – трудности обучающихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью занятия.

На втором этапе педагог задает наводящие вопросы обучающимся,  оказывает им дозированную помощь. Преподаватель использует индивидуальный подход к каждому. В результате поиск решения проблемы происходит либо через диалог, либо через выдвижение гипотез.

На третьем этапе обучающиеся самостоятельно или совместно с преподавателем выдвигают и проверяют различные гипотезы, начиная с наиболее сложной. Если необходимо, педагог оказывает помощь.

На четвёртом этапе в сознании обучающихся образуется новое знание, благодаря найденному решению проблемы.

На пятом этапе обучающиеся доказывают гипотезу и реализуют своё решение на практике.

На шестом этапе педагог проверяет правильность решения проблемной задачи каждым обучающимся [2].

От того, насколько верно поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и возможность дальнейшего проблемного обучения. При правильной постановке проблемной ситуации у обучающихся появляется мотивация и интерес к ее изучению.

Для того чтобы применить проблемное обучение на занятиях, используют различные методы и средства.

Выделяют следующие методы проблемного обучения:

1.Частично-поисковый метод. Он применяется тогда, когда преподаватель сам создает проблемную ситуацию, которая разрешается обучающимися под его руководством. В основном обучающиеся обдумывают решение проблемы самостоятельно, но преподаватель может подсказать и помочь в решении проблемы.

2. Поисковый метод, представляющий собой проблемное изложение нового материала. Преподаватель формулирует задачи проблемного характера, а обучающиеся решают их самостоятельно, применяя в свою очередь творческий подход.

3.Исследовательский метод, характеризующийся тем, что обучающиеся самостоятельно без помощи преподавателя открывают и усваивают новые знания и умения, выдвигая и решая учебные проблемы [6].

Средствами проблемного обучения являются:

1. Проблемная задача, включающая в себя условия, требование и неизвестное.

2. Проблемная ситуация, состоящая из неопределенности целей, условий, средств деятельности и познавательного затруднения человека.

3.Проблемный вопрос, включающий направленность на противоречивую ситуацию, стимул к поиску нового, неизвестного знания, способ разрешения проблемной ситуации, использование обобщенных алгоритмов, содержащих общие принципы решения задач определенных типов, переход к самоорганизации [4,5].

Таким образом, было выяснено, что проблемное обучение − тип обучения, в котором преподаватель ставит проблемные задачи, в процессе решения которых обучающиеся приобретают новые знания и применяют их для решения задач. Выделяют 3 вида проблемного обучения (научное, практическое и художественное творчество).

Известно несколько основных методов применения проблемного обучения. К ним относят частично-поисковый, поисковый и исследовательский методы. Известно также, что средствами проблемного обучения являются проблемная задача, проблемная ситуация и проблемный вопрос. Основываясь на них, можно разработать большое количество разнообразных проблем, а также выбрать наиболее эффективную для использования её в учебном процессе.


Библиографический список
  1. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Председатель Науч.- ред. совета Ю. С. Осипов. − М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. – 767 с.
  2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. − 365 с.
  3. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148-157.
  4. Карасева Э.М. Проблемное обучение как средство формирования у студентов умений действовать самостоятельно // Современная педагогика. 2014.−№5.
  5. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М.И. Махмутов. – Москва: Просвещение, 1977. – 240 с.
  6. Технологии проблемного обучения [Электронный ресурс] / Файловый архив студентов / Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3299303/ – статья в Интернете (дата обращения: 02.10.2018).


Все статьи автора «Мокрова Ангелина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: