Сейчас педагогика является наукой о сущности, закономерностях, идеях, способах и типах обучения и воспитания человека. Педагогика нераздельно связана с психологией. На взаимоотношения педагогики и психологии указывают и фундаментальные положения психологии, которые, являясь применяемыми в педагогической лексике, служат более четкому формулированию явлений, фактов воспитания, обучения, образования, способствуют выявлению и решению основной идеи в изучаемых вопросах.
Как научная дисциплина, педагогика применяет психологические знания для определения, изложения, объяснения, педагогических фактов. Так, итоги педагогической работы исследуются с использованием психологических диагностик (тестов, анкет и др).
Специфическим мостом между двумя науками является педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология организации педагогическими структурами и остальных психологических исследований иных сфер образования.
Разнообразны взаимоотношения педагогики с социологией. Материалы социологии содействуют более серьезному пониманию вопроса социализации личности. Итоги социологических исследований представляют собой основу для определения педагогических проблем, которые относятся к формированию студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и т.д. Являясь наукой об обществе как единой совокупности, частных ее компонентов, о процессах действия и развития общества, социология в сфере собственных теоретических и практико-прикладных исследований содержит проблемы образования и воспитания. В системе социологической науки успешно развиваются такие течения, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.
Представляясь областью педагогической науки, общественная педагогика непосредственно связана с каждым ее частью. К тому же, общественная педагогика куда больше, чем остальные части единой педагогической науки, представляется междисциплинарной научной дисциплиной, что определено свободной формой общественной педагогики, выражающей равную свободную общественно-педагогическую практику.
Определение роли общественной педагогики в единой совокупности наук о человеке и обществе и ее взаимоотношений с ними допустило определение ее методологические начал.
Важную роль для педагогики науки играет философское знание. Оно представляется основой для осознания задач воспитания и образования на нынешнем этапе развития педагогического знания. Система познания способствует отдельно, с помощью единства законов, выяснить закономерности учебно-познавательной работы и механизмы её организации. Философские группы потребности и произвольности, единого, отдельного и частного; законы взаимоотношений и взаимозависимости, развития и его побуждающие силы и остальные содействуют развитию исследовательского педагогического мышления. Касаемо углубленных объяснений явления образования на сегодняшней ступени педагогического знания, стремительное развитие достигает одно из философских тенденций – философия образования.
В своей книге «Философия как основа педагогики» Наторп П. еще в 1910 году попробовал исследовать самые знаменитые педагогические идеи со стороны присутствия в них философского фундамента. В итоге он определил, что ошибки в педагогических воззрениях Коменского исходят из недостатка некоторых философских оснований, несмотря на то, что их необходимость великий педагог ясно понимал.
Определения взаимоотношений философии и педагогики имели довольно строгий противодействующий характер. Изначально, педагогику представляли “полигоном” для дополнения и испытания философских взглядов. Тогда ее изучали как практическую философию. Позднее, несколько раз осуществлялись попытки отказаться от философии в педагогике.
Сейчас общепринятой считается методологическая сторона философии по отношению к педагогической науке, что представляется достаточно правомерным и определяется собственной сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым вопросам установления места человека в мире, определения его взаимосвязей с миром. Системе философских идей (материалистических, экзистенциальных, неопозитивистских прагматических и др.), которым следуют исследователи педагогической науки, подчиняется вектор педагогического поиска, решение целевых, сущностных и технологических параметров образовательного процесса.
Помимо этого, методологическая сторона философии в связи со всеми другими науками, к которым относится и педагогика, выражается в том, что она формирует совокупность единых идей и средств научного познания. Процесс приобретения педагогического знания зависит от единых закономерностей научного познания, исследуемого философией. Философия представляется и теоретической ступенью освоения педагогических знаний и формирования педагогических концепций. Педагогической наукой не может быть получено положение науки путем экспериментирования и синтеза опыта без их философского определения. А поскольку педагогика развивается во взаимоотношении с остальными науками о человеке, обращение к их философиям содействует ее успеху [1, С. 38].
Связь между педагогикой и экономическими науками сложна и неопределенна. Экономическая политика всегда была важным условием улучшения образованности общества. Значимой причиной развития педагогики сохраняется экономическое стимулирование научных исследований в данной сфере знаний. Отношение этих наук способствовало выделению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом – особенность работы экономических законов в области образования.
Взаимодействие педагогики с политологией определено тем, что образовательная политика во все времена была воспроизведением идеологии господствующих партий и классов, отражая ее в концептуальных планах и теориях. Педагогика пытается определить средства и механизмы формирования человека в роли субъекта политического сознания, вероятности понимания политических идей, установок, политического мировоззрения.
В итоге можно заключить, что связь педагогики с гуманитарными науками очень четко прослеживается на сегодняшний день и все большее развитие педагогики осуществляется именно вместе развитием данных наук.
Библиографический список
- Педагогика как наука [Текст] /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 1998 г. – 244с. – ISBN 858-985-454-446-8.
- Писаренко, В.И. Педагогическая этика [Текст] / В.И. Писаренко. – М.: 2007. – 48с. – ISBN 7-21648-489-8.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин М.: 2007. – 87с. – ISBN 978-985-484-556-2.
- Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст]: учебник / А.А Реан, Я.Л. Коломинский. СПб.: 2005. – 114с. – ISBN 5-65781-365-4.
- Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: 2004. – 87с. – ISBN 5-78923-487-2.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учеб.пособ./Под ред.В А.Сластенина: В 2 ч. Ч.1.М.,2002
- Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская. – М.: 2006. – 68с. – ISBN 4-21687-753-8.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебн. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс,2007. – 486с. – ISBN 978-5-222-10616-7.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c. 18.Шварцман, К.А. Философия и воспитание [Текст] / К.А. Шварцман. – М.: 2005. – 56с. – ISBN 5-89123-345-2.