АНАЛИЗ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ С ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Взаимодействие педагогики с остальными науками бесспорно. Во многом взаимодействие с ними определяет вектор развития педагогики. Улучшение взаимодействий педагогики с остальными науками порождает появление новых отраслей педагогики - рубежных научных разделов. Для нынешней педагогической науки свойственна взаимоотношение с разнообразными гуманитарными и естественными науками. Тем не менее, воздействие философии и психологии сохраняется главенствующим. Только они определяют главные пути развития педагогики.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Анализ связи педагогики с гуманитарными науками // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/26334 (дата обращения: 02.03.2024).

Сейчас педагогика является наукой о сущности, закономерностях, идеях, способах и типах обучения и воспитания человека. Педагогика нераздельно связана с психологией. На взаимоотношения педагогики и психологии указывают и фундаментальные  положения психологии, которые, являясь применяемыми в педагогической лексике, служат более четкому формулированию явлений, фактов воспитания, обучения, образования, способствуют выявлению и решению основной идеи в изучаемых вопросах.

Как научная дисциплина, педагогика применяет психологические знания для определения, изложения, объяснения, педагогических фактов. Так, итоги педагогической работы исследуются с использованием психологических диагностик (тестов, анкет и др).

Специфическим мостом между двумя науками является педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология организации педагогическими структурами и остальных психологических исследований иных сфер образования.

Разнообразны взаимоотношения педагогики с социологией. Материалы социологии содействуют более серьезному пониманию вопроса социализации личности. Итоги социологических исследований представляют собой основу для определения педагогических проблем, которые относятся к формированию студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и т.д. Являясь наукой об обществе как единой совокупности, частных ее компонентов, о процессах действия и развития общества, социология в сфере собственных теоретических и практико-прикладных исследований содержит проблемы образования и воспитания. В системе социологической науки успешно развиваются такие течения, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.

Представляясь областью педагогической науки, общественная педагогика непосредственно связана с каждым ее частью. К тому же, общественная педагогика куда больше, чем остальные части единой педагогической науки, представляется междисциплинарной научной дисциплиной, что определено свободной формой общественной педагогики, выражающей равную свободную общественно-педагогическую практику.

Определение роли общественной педагогики в единой совокупности наук о человеке и обществе и ее взаимоотношений с ними допустило определение ее методологические начал.

Важную роль для педагогики науки играет философское знание. Оно представляется основой для осознания задач воспитания и образования на нынешнем этапе развития педагогического знания. Система познания способствует отдельно, с помощью единства законов, выяснить закономерности учебно-познавательной работы и механизмы её организации. Философские группы потребности и произвольности, единого, отдельного и частного; законы взаимоотношений и взаимозависимости, развития и его побуждающие силы и остальные содействуют развитию исследовательского педагогического мышления. Касаемо углубленных объяснений явления образования на сегодняшней ступени педагогического знания, стремительное развитие достигает одно из философских тенденций – философия образования.

В своей книге «Философия как основа педагогики» Наторп П. еще в 1910 году попробовал исследовать самые знаменитые педагогические идеи со стороны присутствия в них философского фундамента. В итоге он определил, что ошибки в педагогических воззрениях Коменского исходят из недостатка некоторых философских оснований, несмотря на то, что их необходимость великий педагог ясно понимал.

Определения взаимоотношений философии и педагогики имели довольно строгий противодействующий характер. Изначально, педагогику представляли “полигоном” для дополнения и испытания философских взглядов. Тогда ее изучали как практическую философию. Позднее, несколько раз осуществлялись попытки отказаться от философии в педагогике.

Сейчас общепринятой считается методологическая сторона философии по отношению к педагогической науке, что представляется достаточно правомерным и определяется собственной сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым вопросам установления места человека в мире, определения его взаимосвязей с миром. Системе философских идей (материалистических, экзистенциальных, неопозитивистских прагматических и др.), которым следуют исследователи педагогической науки, подчиняется вектор педагогического поиска, решение целевых, сущностных и технологических параметров образовательного процесса.

Помимо  этого, методологическая сторона философии в связи со всеми другими науками, к которым относится и педагогика, выражается в том, что она формирует совокупность единых идей и средств научного познания. Процесс приобретения педагогического знания зависит от единых закономерностей научного познания, исследуемого философией. Философия представляется и теоретической ступенью освоения педагогических знаний и формирования педагогических концепций. Педагогической наукой не может быть получено положение науки путем экспериментирования и синтеза опыта без их философского определения. А поскольку педагогика развивается во взаимоотношении с остальными науками о человеке, обращение к их философиям содействует ее успеху [1, С. 38].

Связь между педагогикой и экономическими науками сложна и неопределенна. Экономическая политика всегда была важным условием улучшения образованности общества. Значимой причиной развития педагогики сохраняется экономическое стимулирование научных исследований в данной сфере знаний. Отношение этих наук способствовало выделению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом – особенность работы экономических законов в области образования.

Взаимодействие педагогики с политологией определено тем, что образовательная политика во все времена была воспроизведением идеологии господствующих партий и классов, отражая ее в концептуальных планах и теориях. Педагогика пытается определить средства и механизмы формирования человека в роли субъекта политического сознания, вероятности понимания политических идей, установок, политического мировоззрения.

В итоге можно заключить, что связь педагогики с гуманитарными науками очень четко прослеживается на сегодняшний день и все большее развитие педагогики осуществляется именно вместе развитием данных наук.


Библиографический список
  1. Педагогика как наука [Текст] /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 1998 г. – 244с. – ISBN 858-985-454-446-8.
  2. Писаренко, В.И. Педагогическая этика [Текст] / В.И. Писаренко. – М.: 2007. – 48с. – ISBN 7-21648-489-8.
  3. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин М.: 2007. – 87с. – ISBN 978-985-484-556-2.
  4. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст]: учебник / А.А Реан, Я.Л. Коломинский. СПб.: 2005. – 114с. – ISBN 5-65781-365-4.
  5. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: 2004. – 87с. – ISBN 5-78923-487-2.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учеб.пособ./Под ред.В А.Сластенина: В 2 ч. Ч.1.М.,2002
  7. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская. – М.: 2006. – 68с. – ISBN 4-21687-753-8.
  8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебн. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс,2007. – 486с. – ISBN 978-5-222-10616-7.
  9. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c. 18.Шварцман, К.А. Философия и воспитание [Текст] / К.А. Шварцман. – М.: 2005. – 56с. – ISBN 5-89123-345-2.


Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: