БАШКИРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Хибатова Айгузель Азаматовна
Уфимский государственный нефтяной технический университет

Аннотация
В былые времена национальная одежда всегда была необходимой частью любого гардероба. Если сравнивать с другими республиками, то в Башкортостане ношение национальной одежды была распространена очень долгое время. Однако, время от времени, национальный костюм башкир перестают использовать в быту и в ходе работы, но стала частью в сфере искусства. Перед нами пропадают историко - художественные ценности национальных костюмов, исчезают последние знатоки, которые умеют шить и оформлять эти костюмы.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Этнография

Библиографическая ссылка на статью:
Хибатова А.А. Башкирская национальная одежда глазами современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25851 (дата обращения: 03.03.2024).

Национальный костюм башкир, так же как и у других народов мира, является не только феноменом материальной культуры, но и одним из основных качеств жителей республики. Национальность человека, в первую очередь,  обусловливаться с использованием  его языка, религии и национальной одежды. Именно в национальных костюмах с максимальной полнотой использовались богатейшие обычаи башкирского декоративно-прикладного искусства, которые обеспечивают получение из рода в род духовного и исторического навыка, и выражают эстетические представления народа. Благодаря этому,  время от времени, отрыв от национальных корней может  повергнуть к очень плохим результатам.

В последние годы, современные молодые дизайнеры часто создают все новые и новые модели и организовывают показы своих коллекций. Разработано немалое количество вещей в псевдо – национальном стиле, которое и привело к образованию у жителей неправильных взглядов о художественной структуре национального костюма. В подобных коллекциях нынешних молодых дизайнеров встречается легкомысленные ходы к источникам информации и безмерная декоративность во вред концептуальности. Тем самым, они превращают дизайн из проектирования в декоративно прикладное искусство, забывая о первом смысле английского слова design – как художественное проектирование.

Современная молодежь Башкортостана составляет больше половины населения республики. Именно студенты являются больше всего социально активными и образованными, так как они больше восприимчивы к вопросам о моды. Взгляды современной молодежи к национальным культурам и этническому развитию, определяет будущий ход возрождения и развития национальной обыденности. Ведь эти изменения происходят на глазах молодежи, которые активно принимают участие в общественных процессах.

Для нынешней молодежи очень значимы те шаги, которые сейчас совершает наше общество по восстановлению социальной  и духовной культуры, обычаев, народных традиций, как очень значительная стратегическая проблема в духовно – нравственном и патриотическом воспитании. Приобщение к социальной, духовной и национальной культуре, к народному искусству, обычаям, традициям весьма значимо во время духовного воссоздания и обновления целых рядов общества. Ведь современная молодежь являются будущими строителями  достойного общества.

В формировании форм, моделей, отвечающих требованиям современной моды, скрывается общественный характер национальных костюмов.

Присутствие в республике сильных неповторимых мастериц по созданию национальных костюмов, а так же дизайнеров, которые создают современные модели на основе традиционной одежды башкир с использованием традиционных технологий, что доказывает, о нужде общества в подобной одежде. Так как, те традиции, которые связаны с национальными костюмами, уже являются частью истории, и то желание  всего поколения дать творческий и индивидуальный вклад в развитие национальной одежды сохранились и до сегодняшнего времени.

Несмотря на это, нужно помнить тот факт, что национальная одежда должна соответствовать нынешней моде. Поскольку мода – это явление международное, было бы ошибочным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех народов мира. Ведь само время диктует нам новые стили и тренды. Крой и костюмы меняются так же, как меняются наши характеры и убеждения на жизнь. Люди становятся все более прихотливыми, и предъявляют к одежде все новые и новые запросы, в котором должны быть элегантность, естественность вместе с комфортом. Путем формирования и обновления современной одежды, является достижение  целостности в многообразии и многообразия в целостности.


Библиографический список
  1. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В.Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  2. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  3. Азат Юлан. Башкирский женский народный костюм // Аманат. – Март, 2017..
  4. Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
  5. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
  6. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.


Все статьи автора «Хибатова Айгузель Азаматовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: