Национальный костюм башкир, так же как и у других народов мира, является не только феноменом материальной культуры, но и одним из основных качеств жителей республики. Национальность человека, в первую очередь, обусловливаться с использованием его языка, религии и национальной одежды. Именно в национальных костюмах с максимальной полнотой использовались богатейшие обычаи башкирского декоративно-прикладного искусства, которые обеспечивают получение из рода в род духовного и исторического навыка, и выражают эстетические представления народа. Благодаря этому, время от времени, отрыв от национальных корней может повергнуть к очень плохим результатам.
В последние годы, современные молодые дизайнеры часто создают все новые и новые модели и организовывают показы своих коллекций. Разработано немалое количество вещей в псевдо – национальном стиле, которое и привело к образованию у жителей неправильных взглядов о художественной структуре национального костюма. В подобных коллекциях нынешних молодых дизайнеров встречается легкомысленные ходы к источникам информации и безмерная декоративность во вред концептуальности. Тем самым, они превращают дизайн из проектирования в декоративно прикладное искусство, забывая о первом смысле английского слова design – как художественное проектирование.
Современная молодежь Башкортостана составляет больше половины населения республики. Именно студенты являются больше всего социально активными и образованными, так как они больше восприимчивы к вопросам о моды. Взгляды современной молодежи к национальным культурам и этническому развитию, определяет будущий ход возрождения и развития национальной обыденности. Ведь эти изменения происходят на глазах молодежи, которые активно принимают участие в общественных процессах.
Для нынешней молодежи очень значимы те шаги, которые сейчас совершает наше общество по восстановлению социальной и духовной культуры, обычаев, народных традиций, как очень значительная стратегическая проблема в духовно – нравственном и патриотическом воспитании. Приобщение к социальной, духовной и национальной культуре, к народному искусству, обычаям, традициям весьма значимо во время духовного воссоздания и обновления целых рядов общества. Ведь современная молодежь являются будущими строителями достойного общества.
В формировании форм, моделей, отвечающих требованиям современной моды, скрывается общественный характер национальных костюмов.
Присутствие в республике сильных неповторимых мастериц по созданию национальных костюмов, а так же дизайнеров, которые создают современные модели на основе традиционной одежды башкир с использованием традиционных технологий, что доказывает, о нужде общества в подобной одежде. Так как, те традиции, которые связаны с национальными костюмами, уже являются частью истории, и то желание всего поколения дать творческий и индивидуальный вклад в развитие национальной одежды сохранились и до сегодняшнего времени.
Несмотря на это, нужно помнить тот факт, что национальная одежда должна соответствовать нынешней моде. Поскольку мода – это явление международное, было бы ошибочным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех народов мира. Ведь само время диктует нам новые стили и тренды. Крой и костюмы меняются так же, как меняются наши характеры и убеждения на жизнь. Люди становятся все более прихотливыми, и предъявляют к одежде все новые и новые запросы, в котором должны быть элегантность, естественность вместе с комфортом. Путем формирования и обновления современной одежды, является достижение целостности в многообразии и многообразия в целостности.
Библиографический список
- Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
- Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
- Азат Юлан. Башкирский женский народный костюм // Аманат. – Март, 2017..
- Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
- Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
- Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
Количество просмотров публикации: Please wait