Ускоренная трансформация высокотехнологичного социума сопровождается многочисленными техногенными, экологическими и экономическими рисками. Острая международная конкуренция также увеличивает степень неопределенности траектории экономического развития. Находясь в постоянно изменяющихся условиях планетарной конкуренции, в ситуации обострения борьбы за энергетические не восполняемые углеродные ресурсы, рынки сбыта готовой высокотехнологичной продукции, геополитическое влияние, перераспределение трудовых ресурсов, постиндустриальные государства, вынуждены форсировать ускоренное социально-экономическое развитие. Значительное ускорение экономического роста, существенное улучшение качества жизни населения, могут быть достигнуты в первую очередь, благодаря реализации национальных проектов, что, несомненно, позволит обеспечить опережающее развитие России. Вхождение России в первую пятёрку экономически развитых государств нашей планеты, согласно прогнозам правительства РФ, по основным экономическим показателям, должно произойти к началу 2024 года. Но при этом, как показано в работе [1], немаловажно учитывать и специфику развития отдельных российских регионов.
В современном обществе цифровые технологии постепенно становятся неотъемлемой частью каждой сфер повседневной жизни. Сейчас уже невозможно представить нашу жизнь без помощи автоматизированных, электронно-коммуникационных и других новейших технологий. Общение, приобретение покупок, управление и т.п. – всё переходит в цифровую среду. Цифровизация различных отраслей народного хозяйства, внедрение «цифровой экономики» представляют собой своеобразный трамплин развития экономической структуры страны в целом. Появляются новые возможности, и в первую очередь для молодежи, для реализации своих амбициозных замыслов. Цифровая экономика – это парадигма ускорения экономического развития с помощью цифровых технологий и создание инновационных высокотехнологичных трендов для ускоренного экономического развития в рамках проекта «цифровой экономики» выдвигает, следовательно, в качестве главного требование формирования благоприятного инвестиционного климата. Существенное увеличение производительности труда во всех отраслях народного хозяйства, значительное наращивание доли высокотехнологичной продукции на экспорт, обусловлено не только исключительно передовым менеджментом и продвинутыми технологиями, но также необходимым научно обоснованным финансированием [2]. По оценкам зарубежных источников, Россия обладает большим количеством высококвалифицированных рабочих кадров, которые способны разрабатывать свои собственные информационные технологии и Internet – приложения [3].
В связи с выше отмеченным национальные проекты выступают в качестве инвестиционных высокотехнологичных драйверов для ускоренного развития отечественной экономики [4,5]. Для достижения запланированных результатов, необходимо ежегодно увеличивать ВВП более чем на 3%. Поэтому, целевые инвестиции в рамках осуществления национальных проектов, необходимы для значительного роста производительности труда в промышленном секторе [6].
Итак, переход к цифровой экономике – шаг к улучшению экономического состояния государства. Но для того, чтобы она функционировала, необходимо наладить работу всей управляющей структуры. Правительству нужно обеспечить взаимодействие всех органов госорганов и крупнейших организаций в области информационно-коммуникационных технологий. Премьер-министр Дмитрий Медведев, говоря о 12 национальных проектах, которые должны привести к достижению национальных целей развития страны, метафорически назвал их «чертежом» будущей России. Эти проекты определяют деятельность правительства, формирование государственного бюджета, госпрограмм и работу властей на всех уровнях [7]. Для достижения ощутимых результатов при этом необходимо ревалентно финансировать данные проекты [8]. Планируется, что финансирование национальных проектов будет в размере 27 триллионов рублей в течение ближайших трёх лет. Такая большая сумма требует мониторинга и аудита.
Президент России Владимир Путин поручил отслеживать перенос сроков исполнения решений по реализации национальных проектов и одновременно дал задание генеральному прокурору контролировать расход средств на нацпроекты. К выполнению задания президента привлечены с докладами (а, фактически, с отчётами) по выполнению ключевых заданий, непосредственно относящихся к осуществлению нацпроектов в социальной и экономической сферах, министры: Антон Силуанов, Максим Акимов, Юрий Борисов и другие члены правительства. Помимо этого, в своих административно-хозяйственных кластерах, реализацией планов президента обязаны заниматься все губернаторы, полномочные представители президента в федеральных округах, руководители крупных компаний и другие субъекты значимой экономической деятельности [9].
Как это не прискорбно, сегодня Россия не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям – уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах. Доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2–3 раза ниже, чем у стран-лидеров, но заметен и ряд положительных тенденций [10].
Поскольку национальные проекты обусловлены стратегическими целями развития государства, необходимо в полном объёме профинансировать все без исключения проекты. Отраслевые и региональные программы развития России, должны быть включены в программы осуществления национальных проектов. Для выполнения этих задач, чтобы выполнить все обязательства правительства, прежде всего, в социально-экономической сфере, необходимо, сбалансировать доходную и расходную части бюджета. Правительство РФ, приняло за основу реализации национальных проектов, основные отраслевые прогнозы социально-экономического развития России. Наиболее затратным является развитие цифровой инфраструктуры, которая подразумевает создание сетей пятого поколения, платформ для работы с большим потоком данных.
Кроме того, модернизации экономики должна предшествовать модернизация образования и подготовка кадров высокой квалификации, но самое главное, совершенствование методов управления, а с этим у нас в стране как раз и явные проблемы. Управленческие кадры на всех уровнях непомерно раздуты.
Имеются проблемы и на пути фундаментальных преобразований российского социума, возникают вполне преодолимые объективные препятствия. Например, угроза тотальной безработицы, вытеснение людей роботизированными системами. В непростых условиях формирования цифровизации российской экономики как значимого сегмента современного глобализированного информационного общества, осуществление комплексной программы ускорения социально-экономического развития, посредством реализации национальных проектов, страны во многом будет зависеть от конструктивного решения проблемы занятости и самозанятости людей. Одно ясно: мир постепенно учится работать с современными технологиями, и России выпадать из этого тренда нельзя. Интенсивное внедрение цифровых технологий должно значительно сократить отставание Российской Федерации от стран-лидеров, а также будет способствовать долгосрочному устойчивому развитию [11].
Заключение.
Подводя итоги, можно сделать выводы, что цифровая экономика развивается стремительными темпами и уже в ближайшем будущем может стать основным видом товарно-денежных обменов не только на глобальном мировом уровне, но и в нашей стране. Трансформация российского экономического пространства, в направлении интенсификации ускоренного социально-экономического развития, зависит от многих факторов, в том числе, эффективной реализации программы национальных проектов.
Сейчас для России важно выстроить собственные приоритетные ниши для цифровых инноваций, где с наименьшими затратами можно не только добиться самостоятельности не только на внутреннем, но и на мировом рынке. В России имеются необходимые предпосылки для совершения информационно – технологического прогресса во многих сферах деятельности.
Помимо этого, значимыми предпосылками усиления российской экономики, являются кадровая политика, мониторинг расходования целевых инвестиций высокотехнологичная инфраструктура, правовые и административно-организационные инструменты.
Библиографический список
- Шостка В.И., Буряк В.В. Методологические основы эпистемологического анализа проблем устойчивого развития региона Вестник Института развития ноосферы. 2019. № 8 (10). С. 5-14.
- Буряк В.В. Цифровая экономика, хактивизм и кибербезопасность. Симферополь – 2019. – 140 с.
- Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И. «Цифровая экономика – «Умный способ работать» // В.П. Куприяновский, С.А. Синягов, С.И. Липатов // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. 2 (4). 26-32 стр.
- Буряк В.В., Реус С.П., Селюнина В.С. Экономические аспекты безработицы в условиях осуществления национальных проектов Российской Федерации Наука среди нас. 2019. № 5 (21). С. 288-293.
- Буряк В.В., Шостка В.И., Реус С.П., Селюнина В.С. Национальные проекты и программа цифровизации германской экономики “Industrie 4.0″: планирование и инвестиции Наука среди нас. 2019. № 6 (22). С. 17-25.
- Норина, А. Россия разработала план попадания в топ-5 экономик мира / Взгляд, 8 мая 2019/ Режим доступа: https://vz.ru/news/2019/5/8/976857.html
- Воробьева А. Медведев назвал нацпроекты «чертежом» будущей России / Взгляд, 17 апреля 2019 / Режим доступа: https://vz.ru/news/2019/4/17/973660.html
- Никитина, Ольга. Медведев поручил обеспечить финансирование нацпроектов / Взгляд, 18 апреля 2019/ Режим доступа: https://vz.ru/news/2019/4/18/973860.html
- Дегтярев, Алексей. Путин потребовал конкретного результата по национальным проектам / Взгляд, 8 мая 2019/ Режим доступа: https://vz.ru/news/2019/5/8/976820.html
- Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики /Т.Н. Юдина // Теоретическая экономика. – 2016. – №3. – с.12-16.
- Шостка В.И. Основы ноосферологии и устойчивого ноосферного развития. Учебное пособие. / Шостка В.И., Башта А.И., Буряк В.В., Смирнов B.О. под ред. Шостки В.И. – Симферополь, ИП Зуева Т.В., 2018. – 312 с
Количество просмотров публикации: Please wait