НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ДРАЙВЕРЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Буряк Виктор Владимирович1, Шостка Владимир Иванович2
1Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, кандидат философских наук, доцент кафедры ФЕНП философского факультета Таврической академии
2Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Физико-технического института

Аннотация
Проект превращения российской экономики в одну из ведущих в глобализирующемся мире напрямую зависит от успешной реализации национальных проектов. Их предполагаемый экономический эффект распределяется на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Усиление отечественной экономики также во многом зависит от многих объективных факторов, в том числе, от обеспечения высокотехнологичной инфраструктуры, правовых и административно-организационных решений. Не в последнюю очередь важны кадровая политика и контроль расходования целевых инвестиций.

Ключевые слова: инновационное развитие, национальные проекты, цифровая экономика, экономика России


NATIONAL PROJECTS AS DRIVERS OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Buryak Viktor Vladimirovich1, Shostka Vladimir Ivanovich2
1V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, PhD, Associate Professor, Department of Natural Science Philosophy, Faculty of Philosophy, Taurida Academy
2V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Ph.D. (Physics and mathematics science), associate Professor of General physics Department

Abstract
The project of turning the Russian economy into one of the leading ones in the globalizing world directly depends on the successful implementation of national projects. Their estimated economic effect is distributed over the medium and long term. Strengthening the domestic economy is also largely dependent on many objective factors, including the provision of high-tech infrastructure, legal, administrative and organizational orders. Last but not least, personnel policy and control of spending targeted investments.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Буряк В.В., Шостка В.И. Национальные проекты как драйверы цифровизации российской экономики // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26098 (дата обращения: 22.02.2024).

Ускоренная трансформация высокотехнологичного социума сопровождается многочисленными техногенными, экологическими и экономическими рисками. Острая международная конкуренция также увеличивает степень неопределенности траектории экономического развития. Находясь в постоянно изменяющихся условиях планетарной конкуренции, в ситуации обострения борьбы за энергетические не восполняемые углеродные ресурсы, рынки сбыта готовой высокотехнологичной продукции, геополитическое влияние, перераспределение трудовых ресурсов, постиндустриальные государства, вынуждены форсировать ускоренное социально-экономическое развитие. Значительное ускорение экономического роста, существенное улучшение качества жизни населения, могут быть достигнуты в первую очередь, благодаря реализации национальных проектов, что, несомненно, позволит обеспечить опережающее развитие России. Вхождение России в первую пятёрку экономически развитых государств нашей планеты, согласно прогнозам правительства РФ, по основным экономическим показателям, должно произойти к началу 2024 года. Но при этом, как показано в работе [1], немаловажно учитывать и специфику развития отдельных российских регионов.

В современном обществе цифровые технологии постепенно становятся неотъемлемой частью каждой сфер повседневной жизни. Сейчас уже невозможно представить нашу жизнь без помощи автоматизированных, электронно-коммуникационных и других новейших технологий. Общение, приобретение покупок, управление и т.п. – всё переходит в цифровую среду. Цифровизация различных отраслей народного хозяйства, внедрение «цифровой экономики» представляют собой своеобразный трамплин развития экономической структуры страны в целом. Появляются новые возможности, и в первую очередь для молодежи, для реализации своих амбициозных замыслов. Цифровая экономика – это парадигма ускорения экономического развития с помощью цифровых технологий и создание инновационных высокотехнологичных трендов для ускоренного экономического развития в рамках проекта «цифровой экономики» выдвигает, следовательно, в качестве главного требование формирования благоприятного инвестиционного климата. Существенное увеличение производительности труда во всех отраслях народного хозяйства, значительное наращивание доли высокотехнологичной продукции на экспорт, обусловлено не только исключительно передовым менеджментом и продвинутыми технологиями, но также необходимым научно обоснованным финансированием [2]. По оценкам зарубежных источников, Россия обладает большим количеством высококвалифицированных рабочих кадров, которые способны разрабатывать свои собственные информационные технологии и Internet – приложения [3].

В связи с выше отмеченным национальные проекты выступают в качестве инвестиционных высокотехнологичных драйверов для ускоренного развития отечественной экономики [4,5]. Для достижения запланированных результатов, необходимо ежегодно увеличивать ВВП более чем на 3%. Поэтому, целевые инвестиции в рамках осуществления национальных проектов, необходимы для значительного роста производительности труда в промышленном секторе [6].

Итак, переход к цифровой экономике – шаг к улучшению экономического состояния государства. Но для того, чтобы она функционировала, необходимо наладить работу всей управляющей структуры. Правительству нужно обеспечить взаимодействие всех органов госорганов и крупнейших организаций в области информационно-коммуникационных технологий. Премьер-министр Дмитрий Медведев, говоря о 12 национальных проектах, которые должны привести к достижению национальных целей развития страны, метафорически назвал их «чертежом» будущей России. Эти проекты определяют деятельность правительства, формирование государственного бюджета, госпрограмм и работу властей на всех уровнях [7]. Для достижения ощутимых результатов при этом необходимо ревалентно финансировать данные проекты [8]. Планируется, что финансирование национальных проектов будет в размере 27 триллионов рублей в течение ближайших трёх лет. Такая большая сумма требует мониторинга и аудита.

Президент России Владимир Путин поручил отслеживать перенос сроков исполнения решений по реализации национальных проектов и одновременно дал задание генеральному прокурору контролировать расход средств на нацпроекты. К выполнению задания президента привлечены с докладами (а, фактически, с отчётами) по выполнению ключевых заданий, непосредственно относящихся к осуществлению нацпроектов в социальной и экономической сферах, министры: Антон Силуанов, Максим Акимов, Юрий Борисов и другие члены правительства. Помимо этого, в своих административно-хозяйственных кластерах, реализацией планов президента обязаны заниматься все губернаторы, полномочные представители президента в федеральных округах, руководители крупных компаний и другие субъекты значимой экономической деятельности [9].

Как это не прискорбно, сегодня Россия не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям – уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах. Доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2–3 раза ниже, чем у стран-лидеров, но заметен и ряд положительных тенденций [10].

Поскольку национальные проекты обусловлены стратегическими целями развития государства, необходимо в полном объёме профинансировать все без исключения проекты. Отраслевые и региональные программы развития России, должны быть включены в программы осуществления национальных проектов. Для выполнения этих задач, чтобы выполнить все обязательства правительства, прежде всего, в социально-экономической сфере, необходимо, сбалансировать доходную и расходную части бюджета. Правительство РФ, приняло за основу реализации национальных проектов, основные отраслевые прогнозы социально-экономического развития России. Наиболее затратным является развитие цифровой инфраструктуры, которая подразумевает создание сетей пятого поколения, платформ для работы с большим потоком данных.

Кроме того, модернизации экономики должна предшествовать модернизация образования и подготовка кадров высокой квалификации, но самое главное, совершенствование методов управления, а с этим у нас в стране как раз и явные проблемы. Управленческие кадры на всех уровнях непомерно раздуты.

Имеются проблемы и на пути фундаментальных преобразований российского социума, возникают вполне преодолимые объективные препятствия. Например, угроза тотальной безработицы, вытеснение людей роботизированными системами. В непростых условиях формирования цифровизации российской экономики как значимого сегмента современного глобализированного информационного общества, осуществление комплексной программы ускорения социально-экономического развития, посредством реализации национальных проектов, страны во многом будет зависеть от конструктивного решения проблемы занятости и самозанятости людей. Одно ясно: мир постепенно учится работать с современными технологиями, и России выпадать из этого тренда нельзя. Интенсивное внедрение цифровых технологий должно значительно сократить отставание Российской Федерации от стран-лидеров, а также будет способствовать долгосрочному устойчивому развитию [11]. 

Заключение.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что цифровая экономика развивается стремительными темпами и уже в ближайшем будущем может стать основным видом товарно-денежных обменов не только на глобальном мировом уровне, но и в нашей стране. Трансформация российского экономического пространства, в направлении интенсификации ускоренного социально-экономического развития, зависит от многих факторов, в том числе, эффективной реализации программы национальных проектов.

Сейчас для России важно выстроить собственные приоритетные ниши для цифровых инноваций, где с наименьшими затратами можно не только добиться самостоятельности не только на внутреннем, но и на мировом рынке. В России имеются необходимые предпосылки для совершения информационно – технологического прогресса во многих сферах деятельности.

Помимо этого, значимыми предпосылками усиления российской экономики, являются кадровая политика, мониторинг расходования целевых инвестиций высокотехнологичная инфраструктура, правовые и административно-организационные инструменты.


Библиографический список
  1. Шостка В.И., Буряк В.В. Методологические основы эпистемологического анализа проблем устойчивого развития региона Вестник Института развития ноосферы. 2019. № 8 (10). С. 5-14.
  2. Буряк В.В. Цифровая экономика, хактивизм и кибербезопасность. Симферополь – 2019. – 140 с.
  3. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И. «Цифровая экономика – «Умный способ работать» // В.П. Куприяновский, С.А. Синягов, С.И. Липатов // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. 2 (4). 26-32 стр.
  4. Буряк В.В., Реус С.П., Селюнина В.С. Экономические аспекты безработицы в условиях осуществления национальных проектов Российской Федерации Наука среди нас. 2019. № 5 (21). С. 288-293.
  5. Буряк В.В., Шостка В.И., Реус С.П., Селюнина В.С. Национальные проекты и программа цифровизации германской экономики “Industrie 4.0″: планирование и инвестиции Наука среди нас. 2019. № 6 (22). С. 17-25.
  6. Норина, А. Россия разработала план попадания в топ-5 экономик мира / Взгляд, 8 мая 2019/ Режим доступа: https://vz.ru/news/2019/5/8/976857.html
  7. Воробьева А. Медведев назвал нацпроекты «чертежом» будущей России / Взгляд, 17 апреля 2019 / Режим доступа: https://vz.ru/news/2019/4/17/973660.html
  8. Никитина, Ольга. Медведев поручил обеспечить финансирование нацпроектов / Взгляд, 18 апреля 2019/ Режим доступа: https://vz.ru/news/2019/4/18/973860.html
  9. Дегтярев, Алексей. Путин потребовал конкретного результата по национальным проектам / Взгляд, 8 мая 2019/ Режим доступа: https://vz.ru/news/2019/5/8/976820.html
  10. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики /Т.Н. Юдина // Теоретическая экономика. – 2016. – №3. – с.12-16.
  11. Шостка В.И. Основы ноосферологии и устойчивого ноосферного развития. Учебное пособие. / Шостка В.И., Башта А.И., Буряк В.В., Смирнов B.О. под ред. Шостки В.И. – Симферополь, ИП Зуева Т.В., 2018. – 312 с


Все статьи автора «Буряк Виктор Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: