КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Матюнин Владислав Александрович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
В современном техническом вузе одной из ключевых для изучения гуманитарных дисциплин (по выбору высшего учебного заведения) является культурология: студент должен не только знать и понимать, что такое культура, опознавая и дифференцируя её богатую феноменологию, разбираясь в своеобразии культурно-исторического развития человечества, но и, изменяясь сам, повышать, свой культурный уровень. Статья посвящена обзору основополагающих (отражённых в аттестационных испытаниях на площадке i-exam) понятий культурологии, без изучения которых невозможно освоение культурологии как учебной дисциплины.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Матюнин В.А., Пятилетова Л.В. Культурология как учебная дисциплина в современном техническом вузе // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/01/24770 (дата обращения: 21.02.2024).

Одной из основополагающих гуманитарных дисциплин в современном техническом вузе (наряду с философией, историей, психологией…) является культурология, в основе которой лежит философское понимание сущности культуры и целью которой является «оттачивание» мировоззрения студента в аспекте такой его спецификации, как:

студент должен не только знать и понимать, что такое культура, опознавая и дифференцируя её богатую феноменологию, разбираясь в своеобразии культурно-исторического развития человечества, но и, изменяясь сам, повышать, обогащая, свой культурный уровень. – Современная (западная) цивилизация демонстрирует потребность в «культурном типе» человека; на этом построено её стремительное развитие, жизнестойкость и культурная политика (например, борьба с этноцидом).

В целом, изучение культурологии сродни путешествию в интереснейшие, увлекательные, другие и во многом иные миры, времена и пространства, посредством чего происходят потрясающие открытия не только этих «культурных миров», но и открытие и понимание «самого себя», что становится первым шагом на пути к личностному (культурному) росту.

Последнее не является исключительно прерогативой культурологии: это характерно для гуманитарного познания в целом [1]. «Результатом познания для естественных наук становятся знания, факты, а культурология даёт вариативную, гибкую интерпретацию событий и явлений, ориентируясь на поиск смысла, на понимание. «Понимающее», «осваивающее» знание, соотнесение теоретических проблем с личным опытом и собственными ориентациями – вот с чем связана специфика культурологии» [2, с. 4].

Культурология, оформившись в отдельную отрасль гуманитарного знания относительно недавно (в ХХ в.), имеет, однако, серьёзный теоретический инструментарий для своего предмета исследования. И знакомство с культурологией, а также актуализация культурологических знаний невозможны без прочного усвоения понятий культурологии.

Тезаурус культурологии достаточно репрезентативно представлен в отчётных по курсу тестах, размещённых в базе i-exam, используемых, в частности, в ходе изучения культурологии в Уральском университете путей сообщения в качестве итогового аттестационного испытания.

Далее, обращаясь к тестовым заданиям, предлагаемым системой i-exam, остановимся на базовом наборе понятий – том теоретическом минимуме, который необходим для формирования требуемых компетенций по культурологии в современном техническом вузе (в частности, будут рассмотрены понятия из ДЕ 1 «Культурология в системе научного знания» и ДЕ 2 «Основные понятия культурологии»): культура, культурология, области применения культурологического знания, разделы культурологии, состав культурологического знания, цель и задачи культурологии, структура культурологического знания, методы культурологии (герменевтический подход, компаративистский, структурно-функциональный…), сферы культуры, функции культуры, основные подходы к изучению культуры (генетический, структурно-функциональный, аксиологический, семиотический, антропологический, феноменологический, системный, деятельностный…), артефакт, ценности культуры, видовое разнообразие культурных ценностей, нормы культуры, виды норм, идеалы, правила, регулятивы, культурные традиции, мораль, культурная динамика, задачи социологии культуры, задачи прикладной культурологии, задачи культурной и социальной антропологии и их специфика, социальный институт, функции социальных институтов, личность, традиция, социализация, ассимиляция, инкультурация, индивидуализация, культурная система, социокультурный институт, массовая культура, элитарная культура, нация, этнос, язык и виды языков (первичные, вторичные, естественные, искусственные), виды культуры (по разным основаниям) (субкультура, профессиональная культура, экономическая культура, этническая, контркультура, городская, сельская культура…), типология культур (по разным основаниям), этикет, религия, искусство, мифология, искусство, философия, наука, вера, доверие, знание, культурный код, знак, смысл, символ, семантика, культурный текст (виды текстов), материальная культура, духовная культура, культурная система, морфология культуры, история культуры, инновация, культурный шок, стратификация, культурный ландшафт, культурный процесс, культурные универсалии, творчество, культурогенез, реципиент, контекст, –культура и цивилизация, пайдейя…

Вышеперечисленные понятия составляют понятийное ядро культурологии как учебной дисциплины [3, 4]; их прочное усвоение – залог эффективности и успеха любых межкультурных коммуникаций, что является необходимым условием становления специалиста с соответствующими культурными навыками, отвечающими запросам современной (западной) цивилизации, в частности, в профессиональной сфере.


Библиографический список
  1. Матросов А.А., Пятилетова Л.В. Социально-гуманитарное знание: классификация наук, специфика, функции // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24474 (дата обращения: 03.01.2018).
  2. Коняхина И.В. Проблемы теории культуры. – Екатеринбург, 1998. – 84 с.
  3. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 (дата обращения: 04.01.2018).
  4. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Эволюция понятия «культура» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24577 (дата обращения: 04.01.2018).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: