Теория Зигмунда Фрейда – тот самый случай в истории науки, когда созданная теоретическая модель не огранивается рамками исключительно одной области познания (психологии), а становится рабочей для описания других явлений, в том числе – более «всеобъемлющих», чем предполагалось ранее, в процессе построения теории.
Для философской антропологии значение теории Фрейда велико, ведь психоанализ даёт новый образ человека, объяснительную модель явлений душевной жизни и (связанное с этим) поведения людей.
Расколотая надвое психика человека – основа неизбывной амбивалентности человеческой жизни: сознательное и бессознательное, являясь «единством противоположностей» закладывают её остов.
Моделирование человеческой души по Фрейду, пришедшее на смену, например, и по сей день распространённой теории Р. Декарта, становится действенным для объяснения, понимания и выбора наиболее оптимального подхода в общей «экономике либидо», а также в регуляции человеческого поведения (так, активизация человеческой психики через волю, являясь действенной в одном случае, становится неэффективной в ином: например, кейс с человеческой мотивацией может быть решён совершенно «бескровно» [1], с учётом «механики» бессознательного).
Бессознательное – главная доминанта психической жизни. Насколько человеческое «Я»-поведение (рационально-волевые решения) им детерминированы? Возможно ли управлять «Оно»? Кто главный в принятии жизненных решений?
Ответы на эти вопросы не только высококонтекстны, но также подводят к решению центральной проблемы философской антропологии – о природе и сущности человеческого существа.
Сознательное «Я», является всего лишь марионеткой в руках мощной стихии бессознательного, поскольку «количественно» его мало, а «качественно» – это вершина бессознательной ментальной жизни индивида.
Таким образом, З. Фрейд, подобно И. Канту, совершает революцию – эпистемологический переворот в способе рассматривания человеческой души. Реалистическая модель психической жизни человека становится путеводной звездой на пути к более комфортному, гармоничному, полноценному существованию человека.
З. Фрейд создаёт цельное здание герменевтики бессознательного, слагаемое из его интерпретированных фиксаций в фазах активного проявления (сон, грёзы, «невротические» симптомы, повседневные ошибочные действия (описки, оговорки, провалы в памяти…) и т.д.).
Одним из фундаментальных способов проявления бессознательного является, безусловно, сон: толкование сновидений – «королевская дорога в бессознательное».
В «Толковании сновидений» подробно описана «механика» бессознательного во сне.
Сон взрослого человека требует от психики гораздо больше усилий по «реализации нужд» бессознательного: «работа сновидения» здесь становится более рельефной.
Бессознательное «режиссирует» сон с помощью таких механизмов, как сгущение, смещение, символизация и драматизация.
Сгущение – в сновидении несколько желаний могут быть объединены в одно событие/явление; смещение указывает на процесс перемещения значимого для человека события/явления на другой «объект сновидения», будучи выраженным намёком или же чем-то незначительным; сновидение использует символы для обозначения явлений и событий, драматизация – сильное эмоциональное переживание (на первый взгляд. незначительных событий. явлений), обнаруживаемых в процессе сновидения.
Это – «первичная» работа сновидения по кодированию информации, поступающей из бессознательного; «вторичная» работа сновидения – выявление скрытых желаний бессознательно, искажённо представленных в сновидении.
Профессионально декодировкой (деконструкцией) бессознательного (я также всех невротических симптомов) занимается психоаналитик.
Кодировка желаний бессознательного – результат действия «цензуры» – социального «агента» в ментальном аппарате человека.
Для понимания сущности человеческого душа человека в учении З. Фрейда предстаёт в виде метального аппарата: «Принятая нами гипотеза о психическом аппарате, расположенном в пространстве, рационально структурированном, развившемся в соответствии с потребностями жизни, которые обусловливают явления сознания лишь в определённой точке и в определённых условиях, – эта гипотеза позволила нам заложить фундамент психологии, подобный фундаменту любой другой науки, такой, например, как физика» [2, с. 120].
Сквозь призму постоянно раздирающих человека ментальных конфликтов можно увидеть явно обнаруживаемую сущность самого (амбивалентного) человеческого; в этот момент теория З. Фрейда «делает рывок» в метапсихологию – в саму сердцевину проблематики философской антропологии – вопросе о природе и сущности человека, предоставляя возможность для аутентичного понимания и объяснения многочисленных феноменов индивидуальной и социальной жизни человека.
Библиографический список
- Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Конструирование образа человеческой души: от силы воли к мотивации. Методологический потенциал теории З. Фрейда // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/84948 (дата обращения: 12.01.2018).
- Фрейд З. Основные принципы психоанализа. – М., 1998.