ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ З. ФРЕЙДА

Мильчевская Алёна Сергеевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Теория З. Фрейда внесла огромный вклад в понимание природы и сущности человеческого существа как ключевого вопроса философской антропологии. Так, представленная в виде «ментального аппарата» душа человека позволяет увидеть его в качестве перманентно раздираемого ментальными конфликтами, «тотально» амбивалентного, и в этом – аутентичность его природы. З. Фрейд, таким образом, создаёт определённый образ человека – в качестве рабочей модели для понимания и объяснения многочисленных явлений индивидуальной и социальной жизни, что позволяет его концепции выйти за пределы психологии в «метапсихологию», а именно – в область решения вопросов, находящихся в ведении философской антропологии.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Мильчевская А.С., Пятилетова Л.В. Образ человека в психологической антропологии З. Фрейда // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/04/24912 (дата обращения: 02.11.2024).

Теория Зигмунда Фрейда – тот самый случай в истории науки, когда созданная теоретическая модель не огранивается рамками исключительно одной области познания (психологии), а становится рабочей для описания других явлений, в том числе – более «всеобъемлющих», чем предполагалось ранее, в процессе построения теории.

Для философской антропологии значение теории Фрейда велико, ведь психоанализ даёт новый образ человека, объяснительную модель явлений душевной жизни и (связанное с этим) поведения людей.

Расколотая надвое психика человека – основа неизбывной амбивалентности человеческой жизни: сознательное и бессознательное, являясь «единством противоположностей» закладывают её остов.

Моделирование человеческой души по Фрейду, пришедшее на смену, например, и по сей день распространённой теории Р. Декарта, становится действенным для объяснения, понимания и выбора наиболее оптимального подхода в общей «экономике либидо», а также в регуляции человеческого поведения (так, активизация человеческой психики через волю, являясь действенной в одном случае, становится неэффективной в ином: например, кейс с человеческой мотивацией может быть решён совершенно «бескровно» [1], с учётом «механики» бессознательного).

Бессознательное – главная доминанта психической жизни. Насколько человеческое «Я»-поведение (рационально-волевые решения) им детерминированы? Возможно ли управлять «Оно»? Кто главный в принятии жизненных решений?

Ответы на эти вопросы не только высококонтекстны, но также подводят к решению центральной проблемы философской антропологии – о природе и сущности человеческого существа.

Сознательное «Я», является всего лишь марионеткой в руках мощной стихии бессознательного, поскольку «количественно» его мало, а «качественно» – это вершина бессознательной ментальной жизни индивида.

Таким образом, З. Фрейд, подобно И. Канту, совершает революцию – эпистемологический переворот в способе рассматривания человеческой души. Реалистическая модель психической жизни человека становится путеводной звездой на пути к более комфортному, гармоничному, полноценному существованию человека.

З. Фрейд создаёт цельное здание герменевтики бессознательного, слагаемое из его интерпретированных фиксаций в фазах активного проявления (сон, грёзы, «невротические» симптомы, повседневные ошибочные действия (описки, оговорки, провалы в памяти…) и т.д.).

Одним из фундаментальных способов проявления бессознательного является, безусловно, сон: толкование сновидений – «королевская дорога в бессознательное».

В «Толковании сновидений» подробно описана «механика» бессознательного во сне.

Сон взрослого человека требует от психики гораздо больше усилий по «реализации нужд» бессознательного: «работа сновидения» здесь становится более рельефной.

Бессознательное «режиссирует» сон с помощью таких механизмов, как сгущение, смещение, символизация и драматизация.

Сгущение – в сновидении несколько желаний могут быть объединены в одно событие/явление; смещение указывает на процесс перемещения значимого для человека события/явления на другой «объект сновидения», будучи выраженным намёком или же чем-то незначительным; сновидение использует символы для обозначения явлений и событий, драматизация – сильное эмоциональное переживание (на первый взгляд. незначительных событий. явлений), обнаруживаемых в процессе сновидения.

Это – «первичная» работа сновидения по кодированию информации, поступающей из бессознательного; «вторичная» работа сновидения – выявление скрытых желаний бессознательно, искажённо представленных в сновидении.

Профессионально декодировкой (деконструкцией) бессознательного (я также всех невротических симптомов) занимается психоаналитик.

Кодировка желаний бессознательного – результат действия «цензуры» – социального «агента» в ментальном аппарате человека.

Для понимания сущности человеческого душа человека в учении З. Фрейда предстаёт в виде метального аппарата: «Принятая нами гипотеза о психическом аппарате, расположенном в пространстве, рационально структурированном, развившемся в соответствии с потребностями жизни, которые обусловливают явления сознания лишь в определённой точке и в определённых условиях, – эта гипотеза позволила нам заложить фундамент психологии, подобный фундаменту любой другой науки, такой, например, как физика» [2, с. 120].

Сквозь призму постоянно раздирающих человека ментальных конфликтов можно увидеть явно обнаруживаемую сущность самого (амбивалентного) человеческого; в этот момент теория З. Фрейда «делает рывок» в метапсихологию – в саму сердцевину проблематики философской антропологии – вопросе о природе и сущности человека, предоставляя возможность для аутентичного понимания и объяснения многочисленных феноменов индивидуальной и социальной жизни человека.


Библиографический список
  1. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Конструирование образа человеческой души: от силы воли к мотивации. Методологический потенциал теории З. Фрейда // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/84948 (дата обращения: 12.01.2018).
  2. Фрейд З. Основные принципы психоанализа. – М., 1998.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: