ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Алексеева Мария Иосифовна
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема соотношения традиций и инноваций в образовании, раскрываются особенности организации современного образовательного процесса, выделяются причины перекоса в оптимальном соотношении традиционного и инновационного, обосновывается значимость компетентностного подхода как своевременного механизма сохранения и преобразования традиций вузовского образования в новом инновационном поле.

Ключевые слова: Закон «Об образовании», инновации, качество образования, компетентностный подход, компетентность, компетенции, образование, традиции


TRADITION AND INNOVATION IN MODERN HIGHER EDUCATION

Alekseeva Maria Iosifovna
Vladimir Law Institute of Federal Penitentiary Service
PhD in Education Science, associate Professor of humanitarian and socio-economic disciplines

Abstract
This article discusses the problem of correlation of tradition and innovation in education, the peculiarities of organization of modern educational process, highlighted the causes of imbalance in the optimal ratio of traditional and innovative, justifies the importance of the competence approach as a timely mechanism for the conservation and transformation of traditions of higher education in the new innovative field.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеева М.И. Традиции и инновации в современном вузовском образовании // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23493 (дата обращения: 29.02.2024).

С каждым наступающим десятилетием XXI века проблема соотношения традиций и инноваций в образовании становится все более актуальной.

Ее сложность и разноплановость объясняется масштабным влиянием глобальной информационной среды, которая существенно изменяет утверждаемые столетиями представления ученых и практиков о процессе обучения и его участниках.

В качестве примеров достаточно назвать сетевую форму реализации образовательных программ [1, ст.15.1], электронное обучение, дистанционные образовательные технологии [1, ст.16.1] и др. Закрепление данных форм реализации образовательных программ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о принципиально новом понимании организации образовательного процесса, в котором инновации занимают прочное место.

При этом важно понимать, что организация образовательного процесса, которая, бесспорно, должна идти в ногу с развитием современных информационных технологий, все же второстепенна по отношению к содержанию образования, от которого зависит его качество. Поэтому Президент страны В.В. Путин, выступая на X юбилейном съезде ректоров вузов Российской Федерации, особо подчеркнул необходимость сохранения исторически сложившихся преимуществ отечественного среднего и высшего образования – его фундаментальности и основательности, которые «призваны оказать заметное влияние на подъем культуры» [2].

Данные приоритеты должны стать ключевыми критериями, определяющими пользу той или иной инновационной образовательной программы, методики обучения, их организационных форм и др.

Поясним, что же понимается под традициями и инновациями в образовании.

Традиции представляют собой выработанные историей педагогической науки и практики фундаментальные идеи, ценности, принципы, представления, верования, подходы, методики, методы и средства образовательной деятельности педагогов и обучающихся, которые приобрели статус педагогического наследия.

Инновации – это нововведения, призванные обеспечить обновление системы, качественный рост результатов процесса образования.

Традиции задают направления общего развития и являются критерием отбора инноваций с точки зрения их новизны, результативности, возможности массового творческого использования.

Пройдя проверку временем, инновации могут превращаться в традиции. Ю.К. Бабанский говорил об этом так: «передовой опыт несёт и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики» [3, с.151]. Например, уникальный новаторский характер имеют авторские педагогические системы И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и других отечественных педагогов.

Применительно к педагогическому процессу, инновация, по мнению В.А. Сластенина, «означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности» педагога и обучающегося [4, с.445].

Цели инновационной деятельности в сфере образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», состоят в обеспечении «модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1, ст.20.1].

Новый уровень качества российского образования, как предполагаемый результат реформаций, проводимых государством в этой области, может быть обеспечен, с одной стороны, гармоничным сочетанием фундаментальности и практической направленности образовательного процесса и, с другой стороны, вариативностью и гибкостью инновационных методов и форм обучения.

Проверке правильности данного пути могут служить следующие вопросы: Не теряются ли безвозвратно богатейшие традиции гуманистической педагогики, способствующей становлению и совершенствованию личности? Не превышает ли доля информационных технологий, используемых в обучении, значимость межличностного общения педагога и студента, в ходе которого передаются не только фундаментальные знания, но и общекультурный, духовный и нравственный опыт? Способствует ли организация учебного процесса становлению активной субъектной позиции обучающегося и др.?

К сожалению, инертность образования (как и любого другого социального института), понимаемая нами в рамках данной работы как затрудненный, замедленный переход от одних образовательных технологий к другим, препятствует своевременному включению в традиционный образовательный процесс инноваций.

Данная характеристика объясняет живучесть противоречащих требованиям информационной эпохи пережитков знаниево-ориентированной системы: во-первых, приоритета авторитарно-монологического стиля вузовской подготовки даже в условиях, когда педагог перестал быть единственным носителем учебной информации, а современный студент – ее пассивным потребителем, и, во-вторых, сохраняющегося отношения к студенту как объекту педагогических воздействий. Примером другой полярности является механическое массовое внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, необоснованно и недопустимо заменяющих отношения «человек-человек» на «человек-машина».

Еще более усложняют проблему оптимального соотношения традиций и инноваций такие факторы, как: снижение доли фундаментальных гуманитарных знаний в общем объеме профессиональной подготовки; преобладание теоретического блока (включая множественные тестовые проверки его уровня) над возможностью практического применения багажа знаний и умений; умаление значимости ценностно-смыслового общения преподавателя и обучающегося и др.

Кроме этого, перечисленные причины блокируют становление и совершенствование субъектной позиции студента. А ведь именно она способствует его профессиональному самоопределению, развивает активность и самостоятельность, раскрывает творческую индивидуальность, определяет личностные смыслы будущей профессии, формирует социальную зрелость и гражданскую ответственность, что в условиях конкурентного рынка труда является чрезвычайно важным как для самого выпускника, так и для государства, на благо которого он будет трудиться.

Поскольку традиционное и инновационное в современном образовании тесно взаимосвязаны, необходимо сохранять и культивировать лучшие традиции российского образования (до недавнего времени признаваемого мировым сообществом одним из лучших), использовать передовой отечественный и зарубежный опыт, обогащать образовательный процесс инновациями в соответствии с целями и задачами образования и требованиями нынешнего века.

К числу важнейших характеристик, отражающих оптимальный уровень соответствия образовательных традиций и инноваций по содержанию и организации, можно отнести:

единство и преемственность теоретической и практической сторон профессиональной подготовки;

включение обучающихся в активную деятельность на всех этапах обучения;

учет индивидуальности и субъектного опыта каждого студента;

ценностно-смысловое общение педагога и обучающегося;

возможность раскрытия личностного и профессионального потенциала будущего работника;

значимость саморазвития, самосовершенствования и самореализации обучающегося;

создание в образовательном процессе атмосферы личностно-утверждающих ситуаций.

Педагогическая теория и практика подтверждают, что такая образовательная среда создается в рамках гуманистически ориентированного образовательного процесса, который в педагогике конца XX – начала XXI вв. получил развитие в технологиях личностного подхода и личностно-ориентированного обучения (К.А. Абульханова-Славская, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.). Несмотря на то, что данные технологии на практике продемонстрировали возможность конструктивного сочетания традиций и инноваций в образовании, они не получили массового развития.

Данный факт вызывает определенное сожаление, поскольку именно личностные ориентиры в наибольшей степени способствуют принятию студентами лучших образцов профессионального поведения, формируют необходимые для работы в коллективе черты и качества: эмпатию, диалогичность, толерантность, творческое и критическое мышление, волю, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность и др.

Научный поиск эффективных форм сохранения традиций и использования инноваций в образовании никогда не прекращался.

На современном этапе примером масштабной практической реализации декларативных идей о единстве и взаимодополняемости традиций и инноваций в образовательном процессе вуза служит компетентностный подход как ответ социальным, экономическим и технологическим вызовам современности, как способ восстановить равновесие между теорией и практикой.

Следует напомнить, что для российского образования компетентностный подход не является абсолютно новым. Начало ему положено теоретическими исследованиями конца 90-х годов XX века (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.В. Рыжаков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.). Современное его понимание преодолело рамки научной теории и нашло практическое воплощение в основополагающих документах – образовательных стандартах (ФГОСах). Поэтому, исходя из очередного витка развития, и основываясь на рассмотренном ранее понимании инновации В.А. Сластениным, а именно – наличии нового в целях, содержании, методах и формах организации образовательной деятельности, мы относим компетентностный подход к категории инновационных образовательных процессов [4].

В компетентностном подходе мы видим новое преломление известного дидактического принципа связи обучения с жизнью. Это выведение данного принципа на приоритетные позиции с целью придания учебной деятельности личностно-значимого и практико-ориентированного смысла.

Базовые понятия данного подхода – «компетенция» и «компетентность». Обращение к значениям данных терминов, на наш взгляд, дает прямую подсказку педагогу – на чем сосредоточить свое внимание при выборе традиционного и инновационного в современном образовании, чтобы гарантировать необходимые результаты. А именно: формировании компетенций, как стандартных комплексов знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми субъект должен овладеть в процессе обучения, и развитии компетентности, как личностного качества, способности субъекта эффективно действовать в реальных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания и опыт.

В соответствии с компетентностным подходом в новом поколении ФГОС закреплены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по итогам освоения им образовательной программы.

Эти три группы обозначенных во ФГОС компетенций охватывают разные по содержанию и функциональному назначению комплексы знаний, умений и навыков. В педагогической науке они классифицируются и по другому основанию, обозначенному термином «ключевые компетенции», основные характеристики которого – интегративность, полифункциональность, надпредметность и многоаспектность [7, с.10].

Приведем примеры некоторых из этих компетенций. Так, ценностно-смысловые компетенции формируют мировоззрение обучающегося, его ценностное отношение к миру, профессии, своему месту в них, а также смысловые ориентиры принимаемых решений и производимых действий. Учебно-познавательные компетенции способствуют успеху учебной деятельности от момента постановки задач, составления плана, его реализации до анализа полученных результатов. Информационные компетенции обеспечивают возможность самостоятельного поиска, отбора, систематизации и обработки необходимого материала. Коммуникативные компетенции свидетельствуют об умении взаимодействовать с окружающими, в том числе, работать в группе, включаться в процессы сотрудничества, сотворчества, взаимоподдержки [5; 7].

Многомерность содержания компетентностного подхода, на наш взгляд, является ярким свидетельством сохранения и гармоничного преобразования лучших идей и традиций вузовского образования в новом инновационном поле.

На практике реализация компетентностного подхода предполагает введение в образовательный процесс наряду с традиционными формами учебных занятий и новых их видов. Это проблемные лекции, лекции-визуализации, пресс-конференции, дискуссии, видео- и мультимедиа лекции, семинары-конференции, круглые столы, деловые и ролевые игры, тренинговые технологии, презентации, портфолио и др. Все они отличаются от традиционных форм организации образовательной деятельности как содержанием, так и стилем общения преподавателя и обучающихся.

Кроме внедрения активных и интерактивных методов обучения, компетентностный подход в идеале требует личностно-ориентированного отношения к обучающимся, значительной доли субъект-субъектного взаимодействия педагогов и студентов с целью обеспечения высокого качества подготовки специалистов [6, с.10,14], отвечающих потребностям современного рынка труда и задачам повышения уровня культуры общества.

Обобщая вышесказанное, отметим, что в современном мире, где знание приобретает статус экономической категории, очень легко потерять главный результат образовательного процесса – целостную, теоретически грамотную и нравственно зрелую личность. Сохранению этих ориентиров способствует такая организация вузовского образовательного процесса, в которой есть место и традициям, и инновациям. Возможности их органического единства, взаимодополняемости и взаимообогащения подтверждены историей педагогической науки и практики. Задачи первых и последующих десятилетий XXI века – найти оптимальный уровень соотношения традиций и инноваций, чтобы в погоне за конкурентоспособностью выпускников в обществе «глобальной информатизации» не потерять обучающегося как всесторонне развитую личность, готовую к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, способную к принятию ответственных решений, построению и поддержанию гармоничных отношений с другими.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29 декабря.2012 г. № 273-ΦЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL:http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.04.2017).
  2. Съезд Российского союза ректоров. 30 октября 2014 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46892 (дата обращения: 10.04.2017).
  3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М. : Педагогика, 1982. 192 с.
  4. Сластенин В.А. Педагогика : Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. № 2. С. 7-14.
  6. Кларин М.В. Инновационное образование : концептуальные и практические вызовы / М.В. Кларин //Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования. Москва, 25 октября 2016 г. – Институт стратегии развития РАО. URL: http://qoo.by/18bu (дата обращения: 10.04.2017).
  7. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования / Л.О. Филатова. // Дополнительное образование. – 2005. №7.С.9-11.


Все статьи автора «Алексеева Мария Иосифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: