С каждым наступающим десятилетием XXI века проблема соотношения традиций и инноваций в образовании становится все более актуальной.
Ее сложность и разноплановость объясняется масштабным влиянием глобальной информационной среды, которая существенно изменяет утверждаемые столетиями представления ученых и практиков о процессе обучения и его участниках.
В качестве примеров достаточно назвать сетевую форму реализации образовательных программ [1, ст.15.1], электронное обучение, дистанционные образовательные технологии [1, ст.16.1] и др. Закрепление данных форм реализации образовательных программ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о принципиально новом понимании организации образовательного процесса, в котором инновации занимают прочное место.
При этом важно понимать, что организация образовательного процесса, которая, бесспорно, должна идти в ногу с развитием современных информационных технологий, все же второстепенна по отношению к содержанию образования, от которого зависит его качество. Поэтому Президент страны В.В. Путин, выступая на X юбилейном съезде ректоров вузов Российской Федерации, особо подчеркнул необходимость сохранения исторически сложившихся преимуществ отечественного среднего и высшего образования – его фундаментальности и основательности, которые «призваны оказать заметное влияние на подъем культуры» [2].
Данные приоритеты должны стать ключевыми критериями, определяющими пользу той или иной инновационной образовательной программы, методики обучения, их организационных форм и др.
Поясним, что же понимается под традициями и инновациями в образовании.
Традиции представляют собой выработанные историей педагогической науки и практики фундаментальные идеи, ценности, принципы, представления, верования, подходы, методики, методы и средства образовательной деятельности педагогов и обучающихся, которые приобрели статус педагогического наследия.
Инновации – это нововведения, призванные обеспечить обновление системы, качественный рост результатов процесса образования.
Традиции задают направления общего развития и являются критерием отбора инноваций с точки зрения их новизны, результативности, возможности массового творческого использования.
Пройдя проверку временем, инновации могут превращаться в традиции. Ю.К. Бабанский говорил об этом так: «передовой опыт несёт и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики» [3, с.151]. Например, уникальный новаторский характер имеют авторские педагогические системы И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и других отечественных педагогов.
Применительно к педагогическому процессу, инновация, по мнению В.А. Сластенина, «означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности» педагога и обучающегося [4, с.445].
Цели инновационной деятельности в сфере образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», состоят в обеспечении «модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1, ст.20.1].
Новый уровень качества российского образования, как предполагаемый результат реформаций, проводимых государством в этой области, может быть обеспечен, с одной стороны, гармоничным сочетанием фундаментальности и практической направленности образовательного процесса и, с другой стороны, вариативностью и гибкостью инновационных методов и форм обучения.
Проверке правильности данного пути могут служить следующие вопросы: Не теряются ли безвозвратно богатейшие традиции гуманистической педагогики, способствующей становлению и совершенствованию личности? Не превышает ли доля информационных технологий, используемых в обучении, значимость межличностного общения педагога и студента, в ходе которого передаются не только фундаментальные знания, но и общекультурный, духовный и нравственный опыт? Способствует ли организация учебного процесса становлению активной субъектной позиции обучающегося и др.?
К сожалению, инертность образования (как и любого другого социального института), понимаемая нами в рамках данной работы как затрудненный, замедленный переход от одних образовательных технологий к другим, препятствует своевременному включению в традиционный образовательный процесс инноваций.
Данная характеристика объясняет живучесть противоречащих требованиям информационной эпохи пережитков знаниево-ориентированной системы: во-первых, приоритета авторитарно-монологического стиля вузовской подготовки даже в условиях, когда педагог перестал быть единственным носителем учебной информации, а современный студент – ее пассивным потребителем, и, во-вторых, сохраняющегося отношения к студенту как объекту педагогических воздействий. Примером другой полярности является механическое массовое внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, необоснованно и недопустимо заменяющих отношения «человек-человек» на «человек-машина».
Еще более усложняют проблему оптимального соотношения традиций и инноваций такие факторы, как: снижение доли фундаментальных гуманитарных знаний в общем объеме профессиональной подготовки; преобладание теоретического блока (включая множественные тестовые проверки его уровня) над возможностью практического применения багажа знаний и умений; умаление значимости ценностно-смыслового общения преподавателя и обучающегося и др.
Кроме этого, перечисленные причины блокируют становление и совершенствование субъектной позиции студента. А ведь именно она способствует его профессиональному самоопределению, развивает активность и самостоятельность, раскрывает творческую индивидуальность, определяет личностные смыслы будущей профессии, формирует социальную зрелость и гражданскую ответственность, что в условиях конкурентного рынка труда является чрезвычайно важным как для самого выпускника, так и для государства, на благо которого он будет трудиться.
Поскольку традиционное и инновационное в современном образовании тесно взаимосвязаны, необходимо сохранять и культивировать лучшие традиции российского образования (до недавнего времени признаваемого мировым сообществом одним из лучших), использовать передовой отечественный и зарубежный опыт, обогащать образовательный процесс инновациями в соответствии с целями и задачами образования и требованиями нынешнего века.
К числу важнейших характеристик, отражающих оптимальный уровень соответствия образовательных традиций и инноваций по содержанию и организации, можно отнести:
единство и преемственность теоретической и практической сторон профессиональной подготовки;
включение обучающихся в активную деятельность на всех этапах обучения;
учет индивидуальности и субъектного опыта каждого студента;
ценностно-смысловое общение педагога и обучающегося;
возможность раскрытия личностного и профессионального потенциала будущего работника;
значимость саморазвития, самосовершенствования и самореализации обучающегося;
создание в образовательном процессе атмосферы личностно-утверждающих ситуаций.
Педагогическая теория и практика подтверждают, что такая образовательная среда создается в рамках гуманистически ориентированного образовательного процесса, который в педагогике конца XX – начала XXI вв. получил развитие в технологиях личностного подхода и личностно-ориентированного обучения (К.А. Абульханова-Славская, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.). Несмотря на то, что данные технологии на практике продемонстрировали возможность конструктивного сочетания традиций и инноваций в образовании, они не получили массового развития.
Данный факт вызывает определенное сожаление, поскольку именно личностные ориентиры в наибольшей степени способствуют принятию студентами лучших образцов профессионального поведения, формируют необходимые для работы в коллективе черты и качества: эмпатию, диалогичность, толерантность, творческое и критическое мышление, волю, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность и др.
Научный поиск эффективных форм сохранения традиций и использования инноваций в образовании никогда не прекращался.
На современном этапе примером масштабной практической реализации декларативных идей о единстве и взаимодополняемости традиций и инноваций в образовательном процессе вуза служит компетентностный подход как ответ социальным, экономическим и технологическим вызовам современности, как способ восстановить равновесие между теорией и практикой.
Следует напомнить, что для российского образования компетентностный подход не является абсолютно новым. Начало ему положено теоретическими исследованиями конца 90-х годов XX века (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.В. Рыжаков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.). Современное его понимание преодолело рамки научной теории и нашло практическое воплощение в основополагающих документах – образовательных стандартах (ФГОСах). Поэтому, исходя из очередного витка развития, и основываясь на рассмотренном ранее понимании инновации В.А. Сластениным, а именно – наличии нового в целях, содержании, методах и формах организации образовательной деятельности, мы относим компетентностный подход к категории инновационных образовательных процессов [4].
В компетентностном подходе мы видим новое преломление известного дидактического принципа связи обучения с жизнью. Это выведение данного принципа на приоритетные позиции с целью придания учебной деятельности личностно-значимого и практико-ориентированного смысла.
Базовые понятия данного подхода – «компетенция» и «компетентность». Обращение к значениям данных терминов, на наш взгляд, дает прямую подсказку педагогу – на чем сосредоточить свое внимание при выборе традиционного и инновационного в современном образовании, чтобы гарантировать необходимые результаты. А именно: формировании компетенций, как стандартных комплексов знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми субъект должен овладеть в процессе обучения, и развитии компетентности, как личностного качества, способности субъекта эффективно действовать в реальных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания и опыт.
В соответствии с компетентностным подходом в новом поколении ФГОС закреплены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по итогам освоения им образовательной программы.
Эти три группы обозначенных во ФГОС компетенций охватывают разные по содержанию и функциональному назначению комплексы знаний, умений и навыков. В педагогической науке они классифицируются и по другому основанию, обозначенному термином «ключевые компетенции», основные характеристики которого – интегративность, полифункциональность, надпредметность и многоаспектность [7, с.10].
Приведем примеры некоторых из этих компетенций. Так, ценностно-смысловые компетенции формируют мировоззрение обучающегося, его ценностное отношение к миру, профессии, своему месту в них, а также смысловые ориентиры принимаемых решений и производимых действий. Учебно-познавательные компетенции способствуют успеху учебной деятельности от момента постановки задач, составления плана, его реализации до анализа полученных результатов. Информационные компетенции обеспечивают возможность самостоятельного поиска, отбора, систематизации и обработки необходимого материала. Коммуникативные компетенции свидетельствуют об умении взаимодействовать с окружающими, в том числе, работать в группе, включаться в процессы сотрудничества, сотворчества, взаимоподдержки [5; 7].
Многомерность содержания компетентностного подхода, на наш взгляд, является ярким свидетельством сохранения и гармоничного преобразования лучших идей и традиций вузовского образования в новом инновационном поле.
На практике реализация компетентностного подхода предполагает введение в образовательный процесс наряду с традиционными формами учебных занятий и новых их видов. Это проблемные лекции, лекции-визуализации, пресс-конференции, дискуссии, видео- и мультимедиа лекции, семинары-конференции, круглые столы, деловые и ролевые игры, тренинговые технологии, презентации, портфолио и др. Все они отличаются от традиционных форм организации образовательной деятельности как содержанием, так и стилем общения преподавателя и обучающихся.
Кроме внедрения активных и интерактивных методов обучения, компетентностный подход в идеале требует личностно-ориентированного отношения к обучающимся, значительной доли субъект-субъектного взаимодействия педагогов и студентов с целью обеспечения высокого качества подготовки специалистов [6, с.10,14], отвечающих потребностям современного рынка труда и задачам повышения уровня культуры общества.
Обобщая вышесказанное, отметим, что в современном мире, где знание приобретает статус экономической категории, очень легко потерять главный результат образовательного процесса – целостную, теоретически грамотную и нравственно зрелую личность. Сохранению этих ориентиров способствует такая организация вузовского образовательного процесса, в которой есть место и традициям, и инновациям. Возможности их органического единства, взаимодополняемости и взаимообогащения подтверждены историей педагогической науки и практики. Задачи первых и последующих десятилетий XXI века – найти оптимальный уровень соотношения традиций и инноваций, чтобы в погоне за конкурентоспособностью выпускников в обществе «глобальной информатизации» не потерять обучающегося как всесторонне развитую личность, готовую к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, способную к принятию ответственных решений, построению и поддержанию гармоничных отношений с другими.
Библиографический список
- Федеральный закон от 29 декабря.2012 г. № 273-ΦЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL:http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.04.2017).
- Съезд Российского союза ректоров. 30 октября 2014 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46892 (дата обращения: 10.04.2017).
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М. : Педагогика, 1982. 192 с.
- Сластенин В.А. Педагогика : Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. № 2. С. 7-14.
- Кларин М.В. Инновационное образование : концептуальные и практические вызовы / М.В. Кларин //Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования. Москва, 25 октября 2016 г. – Институт стратегии развития РАО. URL: http://qoo.by/18bu (дата обращения: 10.04.2017).
- Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования / Л.О. Филатова. // Дополнительное образование. – 2005. №7.С.9-11.