КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Васильева Ю.С.
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Аннотация
В данной статье рассматривается информационная культура личности, а так же ее составляющие. Дается определение информационной грамотности и информационной этике. Перечисляются компоненты компьютерной грамотности, так же прописаны некоторые обязательства, соблюдая которые человек может обезопасить себя в сфере ИКТ.

Ключевые слова: информационная культура, информационная этика, компьютерная грамотность


COMPUTER LITERАCY АND INFORMАTION ETHICS АS THE BАSIS FOR THE FORMАTION OF А COMMON INFORMАTION CULTURE

Vаsilyevа Yu.S.
Mаgnitogorsk Stаte Technicаl University. G.I. Nosov

Abstract
This аrticle considers the informаtion culture of the individuаl, аs well аs its components. The definition of informаtion literаcy аnd informаtion ethics is given. The components of computer literаcy аre enumerаted, аs аre certаin obligаtions, observing which а person cаn secure himself in the field of ICT.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Васильева Ю.С. Компьютерная грамотность и информационная этика как основа формирования общей информационной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23281 (дата обращения: 22.02.2024).

Руководитель: к.п.н., доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий, И.И. Боброва

В настоящее время, когда почти каждый человек пользуется гаджетами, а так же имеет выход в Интернет, людям необходимо знать и соблюдать информационную культуру.

Любая культура имеет свои составляющие, так и  информационная. Одними из составляющих данной культуры являются компьютерная грамотность и информационная этика. Именно это является основой для современного формирования информационной культуры. В работах Плотниковой Е.Б. доказана необходимость разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов[6].

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; единство информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных (книги, журналы, газеты), так и новых информационных технологий ( компьютеры)(рис.1)[5].

Рисунок 1 Культура человека

Компьютерная грамотность – это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые особенности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а умение этими фактами оперировать[2].

Для современного мира компьютерная грамотность очень важна, так как большой объем информации и с каждым днем он только увеличивается, людям не возможно запомнить. В настоящее время актуален девиз:  «Не важно всё знать, важно знать, где найти». При организации образовательных ресурсов эта потребность реализуется в четкой структурированности образовательной среды [4].

Компонентами компьютерной грамотности являются [2]:

  • Знание основных терминов и их определение. Данный компонент позволяет не тратить время на поиск определений к терминам, а также находить взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей.
  • Понимание возможностей компьютера. Данный компонент дает понимание того, что компьютер не заменяет человека, а лишь является инструментом для работы.
  • Технологические принципы работы интернета. Например, для подключение к сети Интернет необходимо специальное устройство.
  • Представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).

Поэтому, умение и соответственно обучение компьютерной грамотности в наш век является крайне важным и обязательным для любого человека.

Информационная этика — дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика связана с компьютерной этикой и философией информации. Каждый человек должен знать свои права и обязанности. Они прописаны в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Этические принципы включает в себя право на свободу слова, право на выражения своего мнения, всеобщий доступ к информации, так же право на личную  и культурную жизнь, право на образование и т.д.

Общество пришло к тому, что имеет неограниченный и бесплатный доступ к любой информации. Есть люди, которые, пользуясь информацией, не соблюдают этических норм, зачастую такими людьми являются подростки.  Ведь именно в этом возрасте хочется узнать неизвестное и опасное, а так же есть склонность к протесту и нанесению вреда обществу. Любые отклонения в поведении подростков должны замечать в первую очередь родители, так же на поведение подростков следует обратить внимание педагогам и с помощью специальных методик выявить отклонения, при этом не нарушая коммуникативной этики[1].

Основной проблемой современного общества  является не соблюдение норм этики. Широкие возможности, которые открываются людям с прогрессом в области информационных технологий, приводят не только к развитию и положительным результатам, но и к возникновению новых проблем этического характера.

Для того чтобы обезопасить своих граждан  от различных угроз, многие страны создают компании, программы, направленные на обеспечение безопасности общества в сети Интернет.

На пути создания информационно-культурного и грамотного общества Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) со своими партнерами использует программу «Информация для всех» для решения проблемы, связанной с низкой компьютерной и информационной грамотностью.

Торгово-промышленная палатка РФ в 1996 году разработала «Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций». В данной кодексе, собраны принципы и нормы, которым необходимо следовать для того, чтобы обезопасить себя от различных видов угроз. Обязательства, которые следует соблюдать [3]:

  1. не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства, не приобретённые на законных основаниях;
  2. не нарушать признанные нормы авторского права;
  3. не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных;
  4. не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.

Информационная культура рассматривается как информационная направленность сформированной личности, имеющая стремление к познанию и использованию новых знаний и умений в области информатики, а также как одна из сторон личностного развития, а не только ограничивается знаниями и умениями работы с компьютером.

Формирование компьютерной грамотности и информационной этики происходить еще в школе на уроках информатике. Помимо плановых занятий учителя проводят все возможные конкурсы, викторины, классные часы, посвященные безопасности в сети Интернет. На данных мероприятиях ученикам дается информация, как о пользе Интернета, так и вирусных атаках, киберпреступлениях, различных видах мошенничества. Учат, как обезопасить себя и своих близких от данных угроз, а также не стать самим преступником.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование информационной культуры зависит не только от полученных знаний, но и в большей степени от уровня самосознания каждого человека и от отношения общества к определенной существующей проблеме.


Библиографический список
  1. Chernovа E.V., Bobrovа I.I., Movchаn I.N., Trofimov E.G., Zerkinа N.N., Chusаvitinа G.N. Teаchers trаining for prevention of pupils deviаnt behаvior in ICT /В сборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Informаtion Technologies in Science, Mаnаgement, Sociаl Sphere аnd Medicine (ITSMSSM 2016) 2016. С. 294-297
  2. Net-Club Взгляд в информационное общество. Информационная культура. Электронный ресурс: [http://www.fio.vrn.ru/2005/6/4.htm ]. Дата обращения(05.03.2017)
  3. PCWEEK. Кодекс устанавливает нормы этики. Электронный ресурс: [https://www.pcweek.ru/business/аrticle/detаil.php?ID=75941]. Дата обращения (05.03.2017)
  4. Боброва И.И. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды/ В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи сборник статей. под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. Магнитогорск, 2013. С. 13-24
  5. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. : Школьная библиотека, 2002. – 288 с. – (Прил. к журн. «Школьная библиотека». Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).
  6. Плотникова Е.Б., Боброва И.И., О необходимости разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов гуманитарного вуза /Проблемы современной науки. 2014. № 13. С. 47-54.


Все статьи автора «Васильева Ю.С.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: